Урок обучения грамоте буква к. Урок обучения грамоте «Звук

Урок обучения грамоте буква к. Урок обучения грамоте «Звук

Урок 28. ЗВУКИ [к],[к"], БУКВА Кк

30.04.2013 16942 0

Урок 28. звуки [к],[к"], БУКВА Кк

Цели: познакомить учащихся с согласными звуками [к], [к′], буквой К к ; развивать речь, логическое мышление, память.

Оборудование :учебник, картинки с изображением одного мака и нескольких, предметные картинки с изображением кота, кружки, кактуса, карандаша, курицы, кисти; магнитная доска, буквы (изученные).

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Повторение пройденного.

Игра «Найди лишнее».

На магнитной доске выставляются изученные буквы. Дети среди гласных выделяют лишние – согласные н, с .

Повторяются изученные гласные и согласные буквы; дети вспоминают, что гласные а, о, ы, у обозначают твердость предшествующих согласных, а буква и – мягкость согласного в слиянии.

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Постановка целей и задач урока.

Фонетическая зарядка.

– Как квакает лягушка? (Ква-ква-ква.)

1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [к], [к′].

На доске – картинки с изображением одного мака и нескольких.

Рассматривается слого-звуковой анализ слов мак и маки . Выясняется, что звуки [к] и [к′] согласные. В слове мак звук твердый, после буквы к нет никаких других букв, а в слове маки – мягкий, так как за к следует гласная и , обозначающая мягкость согласного.

Рассматриваются схемы слов мак , маки .

Игра «Твердый – мягкий».

Слова: конь, каша, кино, карандаш, кисть, курица, коса, килька.

Учитель сообщает, что звуки [к] и [к′] на письме обозначаются буквой К к (ка).

На доске вывешивается карточка с изображением буквы К к .

Физкультминутка

2. На что похожа буква К ?

На прямую палочку

Справа села галочка.

Там поныне и сидит –

Буквой К на нас глядит.

Учитель предлагает детям представить, на что похожа буква К . (Ответы детей.)

3. Печатание буквы К к в тетрадях.

4. Распознавание звуков [к], [к′].

Дети рассматривают на доске предметные картинки с изображением кота, кружки, кактуса, карандаша, курицы, кисти .

– Назовите, что изображено на картинках.

– С какого звука начинаются слова?

– Назовите слово с мягким звуком [к′].

Игра «Угадай героя мультфильма».

– Ребята, угадайте, кто поможет нам познакомиться с новым звуком. Это известный герой мультфильма.

Он большой-пребольшой, полосатый. Умеет разговаривать. Дает советы, как правильно есть бутерброды. Больше всего любит молоко и поэтому завел корову. Никто из его родственников не имел фамилии, а у него она была. Кто же это? (Кот Матроскин.)

– Ребята, назовите персонажей сказок, имена которых начинаются со звука [к]. (Курочка Ряба, Красная Шапочка, Карлсон, Колобок, коза Дереза, Кот в сапогах.)

& Работа по учебнику: с. 52–53.

Дети рассматривают иллюстрацию к сказке Ш. Перро «Кот в сапогах».

– Назовите как можно больше слов, в которых встречается звук [к]. (Кот, косари, кони, карета, одуванчик, камень, коса, замок, река, кучер, колос, корона, колесо, кнут, колено и т. д.)

Физкультминутка

Чтение предложений, с. 53.

Проводится работа над смыслом и интонацией восклицательного предложения. Внимание детей обращается на знаки препинания в предложениях. Предложения прочитываются повторно, с соответствующей знакам препинания интонацией.

Чтение пословиц, с. 52. Объяснение смысла пословиц.

IV. Итог урока. Рефлексия.

– С какими звуками, какой буквой познакомились на уроке?

– Что интересного узнали на уроке?

– Что вызвало затруднения? Почему?

Урок обучения грамоте

Образовательная программа «Перспектива», урок № 34

Тема урока : «Звуки [ к ] и [ к’ ], буква К.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Составитель: Шишкина Т.М., учитель начальных классов

2012 г.

Тема урока : «Звуки [ к ] и [ к’ ], буква К.Цель урока : Познакомить обучающихся с буквой к и со звуками, которые обозначает эта буква.Задачи урока:

    Образовательные:
- Сформировать у обучающихся чёткий образ буквы К;- Учить читать слоги, слова предложения с новой буквой;- Продолжать работу по звуковому анализу слов и словообразованию.
    Развивающие:
- Развивать наблюдательность, умение оценивать свою работу и работу коллектива;- Развивать монологическую речь учащихся.
    Воспитательные:
- Воспитывать культуру общения, положительное отношение к чтению.Оборудование :
    компьютер, интерактивная доска, документ - камера;
    учебник «Азбука» 1 класс; задания для ИД; звуковые схемы; лента букв; рисунок кота в черно-белом формате.

I . Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок. Урок обучения грамоте.

Для чего нам нужен этот урок?

    Формулирование учащимися темы и цели урока.

- Путешествие в мир букв и звуков русского языка мы совершим вместе с одним интересным животным. Догадайтесь, кто это?Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И, как днем, она все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она. (кошка)

Произнесите первый звук в слове «кошка». Дайте характеристику этому звуку.

Сформулируйте цель нашего урока, используя написанные фразы…

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С (новыми звуками и буквой, которая их обозначает)

Игра «Спрячь буквы от дождя» - Буквы вышли погулять. Светило яркое солнышко. Вдруг набежала туча, пошёл дождь. Буквы спрятались под зонтиками. Какие буквы спрятались под красные зонтики, а какие под синие? (Дети перемещают буквы под зонтики, объясняя свой выбор)- Молодцы, ребята, не дали буквам намокнуть, спрятали все буквы правильно.

    Знакомство с новым материалом.

- Знакомство с новыми звуками.

У нашей кошечки возникла проблема. Ей нравятся две клички, а какую выбрать – она не знает. Какая кличка подойдёт: Кира или Сима ? Почему?

(Ему подойдёт кличка Кира, так как в этом слове первый звук [к’])

Произнесите кличку кошки. Выделите первый звук и охарактеризуйте его.

Знакомство с новой буквой.

Кошка Кира хочет увидеть букву, с которой начинается её кличка и слово «кошка», но не знает, где эта буква живёт.

Найдите место буквы К в ленте букв.

Работа с лентой букв (буква К живёт на нижнем этаже, потому что звуки, которые обозначает буква К, согласные, глухие)

Вывод: буква К может обозначать звуки [к] и [к,]

Работа в парах.

Как вы могли бы изобразить букву К.

Чтение слогов с буквой К.

Решила Кира побегать по лесенкам дома и познакомить букву К с другими буквами. Давайте прочитаем, какие получались слоги, когда буквы встречались. (чтение слогов)

Задумалась Кира. А может ли буква «к» жить одна, без друзей; есть ли слово-коротышка «к»? (предположения детей, примеры: к маме, к дому)

Физминутка.

А знаете места, где любит бывать Кира. Конечно же там, где в названии мест есть новые звуки. Если услышите слово с этими звуками, то поднимите руки вверх и потянитесь, как кошечка. Если же этих звуков нет, наклоняйтесь вперёд и выгибайте спинку.

КРЫША, БАССЕЙН, ЛАВОЧКА, КРЕСЛО, ВОДА, ПЕЧКА, КОВРИК, КОРАБЛЬ, ОЗЕРО.

Чтение слов, предложений с новой буквой.

Кошечке очень понравилось, как вы выполнили задание.

Чем, ребята, мы смогли бы Киру угостить? (её можно угостить теми продуктами, в названии которых есть новая буква)

Подчеркните названия продуктов, в названии которых есть буква К (на ИД с помощью пера)

ТВОРОЖОК СУП

СМЕТАНА КАША

КОТЛЕТА РЫБА

КОЛБАСА МОЛОКО

Но остались продукты, которые Кира тоже очень любит. Измените слова так, чтобы в них появилась буква К (сметана – сметанКа, суп – супчиК, рыба – рыбКа)

Решила Кира себе на обед позвать друзей. Но их оказалось так много, что она налила молоко в разные блюдца. Прочитайте названия животных вслух и по первому звуку распределите каждого гостя к своей миске.

(с помощью волшебного пера)

Работа со звуковыми схемами.

Найдите в столбике прочитанных слов такое, которое начинается с гласного звука, в нём 5 звуков, звук [к] твердый.

Составьте звуковую схему этого слова. (1 чел на моём столе под документ-камерой )

Проверка на местах выполненных схем.

Физминутка под музыку.

Давайте вместе с Кирой проведём зарядку под музыку.

Чтение текста на карточках о кошках. (читающим – текст, нечитающим – отдельные слова: кот, котик, кошка, сон, молоко)- Кира любит слушать, когда читают. Прочитайте самостоятельно напечатанный текст у вас в карточке. Подумайте, о ком он, и найдите слова с новой буквой.Родина кошек - Африка. Они любят тепло. Кошки - полезные животные. Они хорошо влияют на здоровье людей. - О ком этот текст?- Сколько в нем слов с буквой К? (3)- Прочитайте Кире текст вслух? (Ученики по желанию читают вслух.)- Как вы понимаете два последних предложения? (Дети размышляют.)- Как надо относиться к кошкам?

Работа по учебнику.

- Найдите пары слов на с.87. Прочитайте в парах эти слова.

Что вы заметили? (слова различаются 1 буквой)

Составьте свою пару слов, чтобы они различались только одной буквой.

    Подведение итогов урока.

С какими звуками и буквой нам помогла познакомиться кошка Кира?

Охарактеризуйте эти звуки.

Как надо относиться к домашним животным, несмотря на их проказы?

    Рефлексия.

С какими затруднениями мы встретились?

Мы справились с этими проблемами?

Чья пара сегодня работала дружно? Поблагодарите друг друга за хорошую работу.

Кошечка тоже благодарит вас за помощь.

Слайд 1

Постановка

проблемы

Слайд 2

Просьба дать характеристику звука.

Слайд 3

Проверить знание гласных и согласных букв.

Постановка перед выбором.

Проверить умение определять место буквы в ленте букв.

Предлагается творческая работа.

Постановка проблемы.

Определяет условия физминутки.

Слайд 4

Проблемный вопрос.

Предлагается задание на изменение слова.

Слайд 5

Предлагается задание на определение 1 звука в слове.

Задание на составление звуковой схемы.

Слайд 6

Предлагаются разноуровневые

Задания на карточках.

Задаются вопросы по тексту.

Предлагается работа в парах на чтение и составление своих пар слов.

Подводится итог урока.

Предлагается задание на рефлексию.

Высказыва-

ния детей

Отгадывание загадки.

Характеристика звука.

Самостоятельное

формулирование

целей урока.

Монологи-

ческая речь.

Практичес-

кая работа

(обоснование

Предположения

детей, решение проблемы.

Распознавание гласного и согласного звука.

Выбор решения с доказательством.

Нахождение места буквы К в ленте букв с доказательством того, что она обозначает согласный глухой звук.

Творческая работа по изображению буквы разными способами.

Чтение хором и индивидуально.

Выполнение физминутки по предложенным условиям.

Нахождение ответа на проблемный вопрос.

Нахождение изучаемого звука в словах.

Предположения детей, примеры

Определение места звука в словах.

Нахождение

слова по признакам. Составление звукового анализа.

Проведение физминутки.

Чтение слов или текста по карточкам.

Нахождение слов с новой буквой.

Работа по словообразованию

Монологическая речь уч-ся.

Оценивание своего труда.

Самооценка своей деятельности.

Регулятивные:
- овладевать умением прогнозировать свою деятельность;

Предметные :

Давать характеристику звука
Коммуникативные:

;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные :
- правильно называть буквы и звуки;


Познавательные:
- выполнять классификацию;

Коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные:
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала

Предметные :
- давать характеристику звука

Познавательные :

Предметные :
- определять на слух твёрдость и мягкость звуков [к], [к’]

Личностные:
- определять правила работы в парах;

Регулятивные :

Коммуникативные:

Познавательные:
- выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации

Предметные:
- безошибочно узнавать букву к среди других букв;
- совершенствовать навыки чтения слов с буквой к.

Предметные:
- правильно изменять слова в соответствии с предложенным заданием;

Давать характеристику звука;
- выбор оснований и критериев для классификации объектов;
- построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Предметные:

- уметь составлять звуковую схему слова

Регулятивные :
- работать по предложенному плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно, выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль.

Предметные:

Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять необходимую информацию

Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Предметные:

Совершенствовать навыки чтения слов с буквами К,к.

Регулятивные :
- работать по предложенному плану

Личностные:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


Регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками.

Урок: Буква К и звук [ К] [ К ]

Цели: учить распознавать звуки [К ] и [К’] ,и соответствующую букву, писать букву К,упражнять в чтении слов и текстов с изученными буквами, развивать речь.

УУД: научаться распознавать звуки и соответствующую букву, правильно писать букву К.читать слова, предложения и небольшие тексты. Определять количество слогов в слове, обозначать согласные и гласные звуки на схеме. Научаться правильно писать строчную букву к и соединения букв. Работать в парах и самостоятельно. Оценивать результаты своей работы.

Ход урока

1 Орг. момент

Проверка готовности к уроку

2 Актуализация знаний

Что мы с вами изучаем на уроках обучения грамоте?

Чем отличаются звуки от букв?

Какие гласные звуки мы изучили?

На доске карточки с буквами А О У Ы И

Почему эти звуки гласные? Докажите.

Какие согласные звуки мы изучили?

На доске карточки с буквами М Н С Л Т

Дайте характеристику звуку [ Т]

Почему звук [ Т ]-глухой? Докажите.

3Самоопределение к деятельности

Картинки и слова МАК-МАКИ

Чем похожи слова?

Чем отличаются слова?

Составьте звуковую схему слова МАК.

Составьте звуковую схему слова МАКИ

Проверьте себя

Дайте характеристику звуку [ К] в слове МАК.

Дайте характеристику звуку [К’] в слове МАКИ.

Сделайте вывод. Слайд 7

ЗВУК [ К] МОЖЕТ БЫТЬ ТВЕРДЫМ И МЯГКИМ

Перед какими гласными звуками согласный звук будет мягким?

Перед [ И ]

Определите тему урока.

Чему будем учиться на уроке?

4 Работа по теме урока

Посмотрите на картинку.Кто изображен?

Что делает клоун?

Жонглирует

Прочитаем слоги.

Обратите внимание у клоуна мячи перепутались. Подумайте, какие слова можно составить из данных слогов.

Сколько слогов в слове МАК?

Сколько слогов в слове САНИ, КИНО, ЛОТО, КУЛАК?

Позовите слово КУЛАК, поставьте ударение.

Составьте звуковую схему слова КУЛАК

Дайте характеристику звуку [ К]

Дайте характеристику гласным звукам.

Проверьте себя

5 Физ.минутка

Раз подняться.потянуться

Два согнуться,разогнуться

Три,четыре руки шире

Пять,шесть тихо сесть.

Посмотрите что записано на слайде?

Предложение

Докажите.

Что нам нужно сделать?

Записать письменными буквами.

Рассмотрите внимательно предложение. Можем мы записать письменными буквами?

Не можем.

Не умеем писать письменную букву к.

Как мы можем решить эту проблему?

Научиться писать письменную букву к.

Откройте пропись « Мой алфавит» с.34

Рассмотрите строчную букву. Из скольких элементов состоит буква? (2)

Откуда начнем писать букву?

В какой строке будем работать?

Пропишите элементы букв.

Как будем соединять букву? Безотрывное письмо.

Показ учителем на доске. Слайд 12

Прописывание в воздухе.

А теперь напишите в прописи. Прописывание строки

А теперь можем написать предложение?

Нет. Нужно научиться писать слоги.

Как будем писать слоги? Безотрывное письмо.

Показ учителем на доске и прописывание в прописи. Учитель оказывает индивидуальную помощь.

Прописывание коротких слов.

Физ.минутка.

Разминка для глаз.

Обведите предложение по образцу. Запишите один раз самостоятельно, соблюдая все соединения.

6 Рефлексия

- Какая задача стояла перед нами в начале урока?

7 Подведение итогов

Какие задания были интересными?

Сегодня хорошо работали…

Цель занятия: изучаем букву К, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой К, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву К по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Курочка учит цыпляток говорить.

Ко-ко-ко, - говорит курочка.
- Ко-ко-ко, - повторяют цыплятки.

Самый маленький цыпленок говорит:

Ку-ку-ку.
- Не так, - поправляет его мама.
- «Ку-ку-ку» говорит кукушка, а ты говори «ко-ко-ко».

Как «говорят» куры? А как «говорят» кукушки?

КО - какой тут первый звук?
КУ - какой тут первый звук?

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Кошка

  • Какой первый звук в слове КУРИЦА?
  • Какой первый звук в слове КОШКА?

Когда мы произносим звук [к], спинка языка стукает глубоко во рту по нёбу, а кончик языка - за нижними зубами. Произнеси К и попробуй это почувствовать. Когда мы произносим звук [к], спинка языка стукает по нёбу и мешает воздуху свободно выходить изо рта.

  1. Гласный или согласный звук [к]?
  2. Звонкий или глухой этот звук?
  3. Почему?

Задание: печатная буква К для дошкольников

Рассмотри букву К. Нашили букву К в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

В реках Африки живет
Злой зеленый пароход!
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит… (крокодил).

Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно… (карандаш).

Не хотел котенок мыться.
Убежал он из … (корытца).

«Я в зеленку угодил!» -
Горько плачет … (крокодил).

Целый день поет щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошел,
А он боится … (кошки).

Вырастаю всем на диво,
Высока, стройна, красива.
Прячу в светлые перчатки
Золотистые початки.
Пусть не слаще я арбуза,
Но сытней.
Я … (кукуруза).

Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я … (капуста).

Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко.
Ведь правда вкусная … (картошка)?

Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня?… (Коньки.)

Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поет,
Только мышь его боится…
Угадали?
Это … (кот).

По ночам во мне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать.
Что за штука я? … (Кровать)

Сказка про букву К

Как варить компот

На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:

Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот!
- Ну и как же его варить?
- Принесите каждый все самое вкусное, остальное - за мной.

Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное, а кот тем временем разжег костер и повесил над ним котел с водой. Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку.
Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик - клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой.

Через некоторое время он позвонил в колокольчик:

Готово! Кушайте на здоровье.

Попробовали друзья, плюются:

Компот называется! Сам ешь!
- Почему же так невкусно получилось? - мрачно размышлял кот.

Загадки для детей на букву К

На море, в реках и озерах
Я плаваю, проворный, скорый.
Среди военных кораблей
Известен легкостью своей.
(Катер)

Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня?
(Коньки)

Глазищи, усищи, хвостище,
А моется всех чище.
(Кошка)

Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня.
(Крапива)

Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что за диво?
Это же …
(крапива)

Быстрый прыжок, теплый пушок,
Красный глазок.
(Кролик)

Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он не знает.
(Крот)

Низок да колюч.
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь -
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник)

Эти чудо-кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них - сломаю.
Все сначала начинаю.
(Кубики)

На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик)

Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез.
(Календарь)

Льется речка - мы лежим.
Лед на речке - мы бежим.
(Коньки)

Вверх-вниз, вверх-вниз.
Кататься хочешь -
На нас садись.
(Качели)

Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
(Корова)

Закутан ребенок в сто пеленок.

Палочка волшебная
Есть у меня, друзья.
Палочкою этой
Могу построить я:
Башню, дом и самолет
И большущий пароход!
(Карандаш)

Моря есть - плавать нельзя,
Дороги есть - ехать нельзя,
Земля есть - пахать нельзя.
Что это?
(Карта географическая)

На олене, на коне
Хорошо кататься мне!
Не по тундре, не по лугу -
Еду я по чудо-кругу.
Я скачу, я лечу,
Я в восторге хохочу!
(Карусель)

Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
(Кисточка и краски)

На соломинке дом,
Сто ребяток в нем.
(Колосок)

Не зверь, не птица,
Носок как спица,
Летит - кричит,
Сядет - молчит.

В желтом море корабль плывет.
Он идет, волну сечет,
Из трубы зерно течет.
(Комбайн)

Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею:
Получу и вмиг расклею.
(Конверт)

Пословицы и поговорки на букву К

Близок локоток, да не укусишь.
Как аукнется, так и откликнется.
Как волка ни корми, он все в лес смотрит.
Каков мастер, такова и работа.
Капля мала, а по капле - море.
Корень учения горек, а плод сладок.
Кто бы дятла знал, кабы носом не стучал.
Кошке игрушки, мышке слезки.
Красна птица пером, человек умом.
Куда иголка, туда и нитка.
Конец - делу венец.

Веселые стихи про букву К для детей

Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил,
А козе - капустки,
Кочанчики хрустки.
Будет козочка крепка,
Кошке даст молока.
(В. Лунин)

Кот
- Котик-кот, иди к доске,
Расскажи о колоске!
- Колосок, мои друзья,
Он усатенький, как я!
(Г. Виеру)

Мы купили кошке
К празднику сапожки.
Причесали ей усы,
Сшили новые трусы.
Только как их надевать?
Хвостик некуда девать.
(П. Воронько)

Кукушата в первый раз
Поступили в первый класс.
«Ку-ку, ку… два, три, четыре!»
- Устный счет они учили.
Очень трудная наука
Посчитай-ка:
Ку-ку! Ку-ку!
Но зато теперь спроста
Докукуют хоть до ста.
(А. Пудваль)

Кукушка
В лесу одна смешная птица
Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!»
Никак не может научиться
Петь, как петух: «Ку-ка-ре-ку!»
(Р. Фархади)

Скажи:
- Кукушка на суку!
Тебе послышится «ку-ку».
(А. Барто)

Кукушка кукует:
- Ку-ку!
- Ку-ку!
Сама сочинила я песенку!
И песенка эта простая:
- Ку-ку!
Качается тихо
В лесу на суку.
(Л. Николаенко)

На лугу поспела кашка.
Кашку ест корова Машка.
Машке нравится обед:
Ничего вкуснее нет!
(А. Шибаев)

Кисточка
Над бумажным над листом
Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет.
Красит в разные цвета.
Ух, какая красота!
(В. Берестов)

Кит
Всю жизнь в воде проводит кит,
Хотя он и не рыба.
Он в море ест и в море спит,
За что ему - спасибо:
Тесно было бы на суше
От такой огромной туши!
(Б. Заходер)

Ключ
Много разных есть ключей:
Ключ - родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
(Д. Лукич)

Кораблик
Глупенький кораблик
В гавани ютится.
Плавать не умеет -
Не хотел учиться.
Он кораблик смелый,
Бури не боится,
Только знает мало -
Не хотел учиться.
Он в Карибском море
Может заблудиться,
Потому что в детстве
Не хотел учиться.
(В. Викторов. Перевод из кубинской народной поэзии)

Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
(С. Маршак)

Копытце - скок,
Копытце - стук,
Козел пошел с косой на луг.
Он скосит розовую кашку,
Своим козлятам сварит кашку.
(Г. Сатир)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Прочитайте сначала буквы, написанные красным цветом, а потом – зелёным, и вы узнаете, какой у нас сейчас будет урок.

О Г Б Р У А Ч М Е О Н Т И Е Е (обучение грамоте)

Для чего нам нужен этот урок?

  1. Формулирование учащимися темы и цели урока.

К нам на урок сегодня хочет попасть и принять участие в работе домашнее животное, в названии которого 1 слог и 3 звука. Подумайте, кто это? (кот)

Но он пришёл не один, он привёл с собой кого? (звукарика)

Сформулируйте цель нашего урока, используя написанные фразы…

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С (новыми звуками и буквой, которая их обозначает)

  1. Знакомство с новым материалом:

Знакомство с новыми звуками.

Давайте поможем котику подобрать одежду для звукарика.

Произнесите первый звук в слове «кот». Дайте характеристику этому звуку.

У нашего котика возникла проблема. Ему нравятся две клички, а какую выбрать – он не знает. Какая кличка подойдёт ему сегодня на нашем уроке: Кеша или Георгий ? Почему?

(Ему подойдёт кличка Кеша, так как в этом слове первый звук [к’])

Произнесите кличку кота. Выделите первый звук и охарактеризуйте его.

Оденьте звукарика (дети работают с бумажными моделями). Расскажите, почему вы выбрали эту одежду?

Кот дружно жил со своей кличкой. Но однажды слова «кот» и «Кеша» стали ссориться. Как вы думаете, почему? (в словах разное количество гласных звуков, слогов: кот -1 слог, Ке-ша – 2 слога)

Помирите эти слова между собой. Измените слово «кот» так, чтобы в нём стало тоже 2 слога (ко-тик)

Физминутка.

А знаете места, где любит бывать Кеша. Конечно же там, где в названии мест есть новые звуки. Если услышите слово с этими звуками, то поднимите руки вверх и потянитесь, как кошечка. Если

же этих звуков нет, наклоняйтесь вперёд и выгибайте спинку.

КРЫША, БАССЕЙН, ЛАВОЧКА, КРЕСЛО, ВОДА, ПЕЧКА,

СУГРОБ, КОВРИК, КОРАБЛЬ, ГАМАК.

Знакомство с новой буквой.

Котик Кеша хочет увидеть буквы, с которых начинается его кличка и слово «кот», но не знает, где эти буквы живут.

Давайте найдём квартиру буквы К и позовём в гости Кешу - работа с лентой букв (буква К живёт на нижнем этаже, потому что звуки, которые обозначает буква К, согласные, глухие) Изобразите букву К .

Решил Кеша побегать по лесенкам дома и познакомить букву К с другими буквами. Давайте прочитаем, какие получались слоги, когда буквы встречались.

КА

КО

КУ

КЫ

КИ

Кры

Кут

Кос

Кап

Чтение слогов:

Вместе;

Индивидуально медленно;

Задумавшись;

Задавая вопрос на каждой лесенке;

Быстро;

На внимание.

Задумался Кеша. А может ли буква «к» жить одна, без друзей; есть ли слово-коротышка «к»? (предположения детей, примеры: к маме)

Чтение слов, предложений с новой буквой.

Котику очень понравилось гулять по дому, но он устал и проголодался. Давайте его покормим. Подумайте, чем его сегодня можно угостить? (его можно угостить теми продуктами, в названии которых есть новая буква)

Прочитайте названия продуктов, в названии которых есть буква К:

ТВОРОЖОК СУП

СМЕТАНА КАША

КОТЛЕТА РЫБА

КОЛБАСА МОЛОКО

Но остались продукты, которые Кеша тоже очень любит. Измените слова так, чтобы в них появилась буква К (сметана – сметанКа, суп – супчиК, рыба – рыбКа)

Скучно стало Кеше одному и решил он к себе на обед позвать друзей. Но их оказалось так много, что котик налил молоко в разные блюдца. Прочитайте названия животных вслух и по первому звуку распределите каждого гостя к своей миске:

утка

киска

тигр

гепард

рысь

ослик

курица

Взаимопроверка по эталону.

- У меня вызвали сомнение два гостя: курица и киска. Оба слова начинаются на букву К, а вы животных отправили к разным мискам. Почему? (в слов «киска» первый звук [к’] - мягкий, а в слове «курица» [к] - твёрдый)

- Узнал хозяин Кеши, что кот гостит у нас, и сразу же решил отправить нам телеграмму. Прочитайте её:

ТРУД НОС КОТОМКА ПРИЗЫ

Как вы думаете, о чём он нас хотел предупредить? (ничего не

понятно)

Наверное, телеграфистка поставила пробелы не в тех местах. Помогите составить телеграмму правильно (работа в парах)

ТРУДНО С КОТОМ КАПРИЗЫ

Физминутка.

Давайте повеселимся вместе с Кешей, потанцуем (танцевальные движения под песню «Чёрный кот»)

Работа с текстом.

Кеша так разбаловался, пока мы танцевали, что в слове «кот», гласный заменил на гласный, живущий на третьем этаже дома. Что получилось? (кот – кит)

Какие изменения произошли (работа над лексическим значением слова)

С помощью звуковых пеналов выполните звуковой анализ слова

I вариант – КОТ, II вариант – КИТ

Сравните результаты работы (из-за смены гласных изменился и согласный звук: «кот» - [к], в слове «кит» - [к’])

А вы знаете, что замена 1 буквы может привести к неожиданным ситуациям.

Откройте учебник на стр. 55. Прочитайте название и автора произведения (Б.Заходер «Кит и кот»)

- Что написано в скобках? (отрывок)

Замените слово «отрывок», на слова близкие по значению (часть, эпизод)

Прочитайте ключевые слова:

КОТ КИТ СКАЗКА ОШИБКА ЗАГАДКА

Что же могло произойти? (предположения детей)

Прочитайте для себя отрывок (1 столбик)

Из-за чего произошла путаница?

Чтение произведения вслух с одновременной словарной работой: бить баклуши, опечатка, прилично.

Отработка логических ударений, выделяя голосом, что стал любить кот и кит.

  1. Подведение итогов урока.

С какими звуками и буквой нам помог познакомиться кот Кеша?

Охарактеризуйте эти звуки.

Как надо относиться к домашним животным, несмотря на их проказы?

  1. Рефлексия.

С какими затруднениями мы встретились?

Мы справились с этими проблемами?

Чья пара сегодня работала дружно? Поблагодарите друг друга за хорошую работу.

Кот Кеша тоже благодарит вас за помощь.



просмотров