Фундаментальные исследования. Источники для изучения народов северного кавказа V

Фундаментальные исследования. Источники для изучения народов северного кавказа V

Историко-этнографические сведения.К началу XVIII в. кавказоведение уже располагало некоторыми
историко-этнографическими сведениями. В течение многих
веков разнообразный материал о Кавказе и горцах
накапливался в летописях, исторических исследованиях, в
хронографах, в описаниях путешествий, в географических
обзорах, в официальных актах, донесениях, памятниках
законодательства и суда и даже в произведениях
художественной литературы различных стран, народов, эпох.

Карта территорий государств на
Кавказе в 18 веке

Начиная с XIII столетия и до XVIII века, историю
северокавказских народов наиболее полно
отражают труды западноевропейских
путешественников. За этот период в крае
побывали доминиканский миссионер Юлиан
(1231 г.), французский монах Вильгельм де
Рубрук (1253 г.) и итальянец Плано Карпини
(1246 г.), венецианский дворянин и дипломат
Иосафат Барбаро (1436 1462 гг.) и другие.
В их трудах содержатся интересные сведения
о быте и хозяйственных занятиях горцев, о
социальных отношениях, нравах, обычаях и
религиозных верованиях. Многое в быту и
жизни горских народов оставалось
непонятным для этих авторов, но материалы,
основанные на их личных наблюдениях,
представляют определенную ценность для
изучения древней истории Северного Кавказа.
Плано Карпини

Вахушти Багратиони
Начиная с XVIII в., в связи с ростом опасности иранотурецкой агрессии и по мере приближения русских
границ к Кавказу, все теснее становятся
экономические, политические, дипломатические
связи России с народами Кавказа. Русские
источники - летописи и дипломатические
документы стали играть все большую роль в
описании кавказских народов. Эти документы дают
материал о расселении кавказцев, их жизни и быта.
Особенность этих источников, - ярко выраженная
тенденциозность, так как составлялись они по
поручению тех или других государственных или
религиозных учреждений, а авторы их
руководствовались, прежде всего, практическими
соображениями. Например, ценные в научном
отношении сведения об Осетии и осетинах первой
половины XVIII в. сообщает грузинский историк
Вахушти. Он пишет о расселении осетин конца XVII
и начала XVIII столетий, дает первую в
осетиноведческой литературе указанного периода
характеристику социально-экономического строя в
Осетии, приводит множество исторических фактов о
борьбе осетин с монголами, о разгроме их Тимуром
и бегстве в горы Центрального Кавказа.

Большую роль в формировании и развитии кавказоведения сыграли
научные экспедиции, организованные Российской Академией наук во
второй половине XVIII в. Участники этих экспедиций проводили
геологические изыскания, определяли уровень развития отдельных
отраслей сельского хозяйства и т.д.

Экспедиции ботаника-академика Самуила-Готлиба
Гмелина (1768 - 1774 гг.), врача и
естествоиспытателя, академика ИоганнаАнтона Гильденштедта (1768 1775 гг.), врача,
естественника, академика Петра-Симона
Палласа (1768 - 1775 гг.) обследовали многие
районы Кавказа. Ученые-академики
путешествовали в тяжелых условиях,
связанных с финансовыми и
продовольственными затруднениями. Они
надолго были оторваны от главного научного
центра и испытывали недоверие со стороны
коренных жителей, но, несмотря на это, их
сведения расширили знания по истории и
этнографии кавказского народа.
Заслуга Гильденштедта и Палласа заключается в
том, что они положили начало
«лингвистическому изучению Кавказа и
лингвистической классификации кавказских
народов, поэтому их публикации до сих пор
остаются заслуживающими внимания
источниками для изучения многих сторон
жизни и быта горцев.
Иоганн-Антон Гильденштедт

И.Г.
Георги
В исследовании И. Г. Георги
«Описание всех в Российском
государстве обитающих народов»,
являющемся первым сводным
трудом о народах России,
содержится и характеристика
кавказских народов. Автор в этой
части своей работы опирался на
материалы И. А. Гильденштедта.
При этом он не ограничивался их
изложением, а постарался заново
осмыслить и обобщить их.
Характеризуя общественный строй
осетин, И. Г. Георги отмечал, что
горцы «имеют у себя князьков и
дворянство», которые «весьма
небогаты».

10.

Во второй половине XVIII в. был
организован ряд геологических экспедиций
в Северную Осетию. Данные, добытые
участниками этих экспедиций С. Вонявиным
(1768 г.) и А. Батыревым (1774 г.), имели
большое научное значение. Помимо
выявления рудных месторождений,
задачей этих экспедиций был и сбор
различного рода материалов об осетинах (в
частности, выяснение уровня их
экономического развития, их отношения к
России). В этой связи С.Вонявин отмечал,
что осетины «с крайнею охотою желают
выйти из гор для поселения на степь Малой
Кабарды и быть под покровительством
Российского двора», подчеркивал, что к
переселению на равнину осетин вынуждает
«претрудная их жизнь в хлебопашестве и
скотоводстве по горам». По его мнению,
передача осетинам части равнинных земель
не только благотворно скажется на их
жизни, но и послужит упрочению русскоосетинских отношений.

11.

Заслугой русских ученых явилось организованное и тщательное изучение
народов Кавказа под непосредственным воздействием русской науки. Их
деятельность во многом способствовала установлению в российском обществе
объективного взгляда на горские народы Северного Кавказа, на их историю и
культуру, развитию передовой кавказской культуры и научно-просветительской
мысли, повышению национального самосознания северокавказских народов и
укреплению дружбы и братства между русским и кавказским народами.
Большое значение в изучении этнографии осетин придавалось в творчестве В. С.
Уарзиати и местным кавказским исследователям XVIII веке.

12. Заключение.

Итак, в конце XVII - начале XIX столетий
началось систематическое изучение
русской наукой северокавказского
региона и населяющих его народов. Рост
знаний о Кавказе в России на данный
период не был чисто академическим
процессом, он отражал глубинные
основы русской жизни. Это явление было
предопределено тем историческим
фоном, на котором протекало развитие
русского кавказоведения.

13. Подводя итог проекта.

Изучив достаточно информации о
Кавказе в 17-18 веках, можно считать,
что цель проекта выполнена.
Спасибо за

| 30.11.2013 | 19:55

Послевоенное всестороннее научное изучение Кавказского региона весьма актуально. За годы длительных боевых действий на территории Чеченской Республики научных экспедиций почти не было, исследования проводились редко. В XIX столетии ситуация складывалась аналогично. На исторических фактах современным исследователям есть чему поучиться у своих предшественников. Самоотверженность, смелость, энтузиазм ученых той эпохи производят неизгладимое впечатление и сейчас.

Первые россияне (в основном военные), оказавшиеся на Кавказе, наблюдали местную жизнь и природу с большим интересом. «Мне, - писал один из них, - все тут виденное нравится потому, что оно для меня было ново; европеец, въезжая в пределы Азии, находит отмену против тех обычаев, какие им в его отчизне оставлены, а всякая новость человеку нравится». В «мирных» провинциях «бряцать оружием» не рекомендовалось: «Следовало пройти через мусульманские и татарские провинции без какой-либо демонстрации военной силы, доверяясь единственно уважению, какое питали в стране к русскому могуществу, и тем самым дать свидетельство доверия к туземцам» . В декабре 1834 года вышел приказ начальника штаба Отдельного кавказского корпуса, генерала В.Д. Вольховского «О поручении подпоручику Ф.Ф. Торнау «скрытого сбора сведений о народах Кавказа» . В 1879 году на Кавказе побывал известный путешественник, офицер Генштаба России Н.М. Пржевальский .

Кавказ исследовался и иностранными учеными. Так, например, еще в конце XVIII века Кавказ посетил и изучал местную флору известный французский путешественник и ботаник Жозеф Питон Турнефор (1656-1708). В последующий период флору Кавказа изучают И.Х. Буксбаум (1694-1730), Гмелин (1745-1774), Маршалл Биберштейн (1768-1826). В начале XIX века, несмотря на трудности, связанные с войной против Шамиля, на Кавказ едут многие зарубежные ботаники: Х.Х. Стевен (1781-1864), Дюмон-Дюрвиль (1790-1842), Э.К. Эйхвальд (1814-1856), А. Нордманн (1803-1868), К. Кох (1809-1879), Ф.И. Рупрехт (1814-1870), Р.Э. Траутфеттер (1809-1889), И. А. Гюльденштедт (1745-1784), .

И.А. Гюльденштедт принадлежит к плеяде ученых XVIII века, первыми осуществивших комплексное обследование обширных территорий Российской империи, в том числе и Кавказа. Это были люди, получившие образование, преимущественно, естественно-научное в городах Европы и большей частью приглашенные в Россию из Германии. Поездки И.А. Гюльденштедта по региону открыли новый этап в истории российского кавказоведения, когда в центре внимания оказались новые географические области и новые политические приоритеты. Путешествие Гюльденштедта на Кавказ началось в июне 1768 года и закончилось в 1773 году. Покидая же Кавказ, ученый записал в своем дневнике такие слова: «Моя душа, звавшая меня из-за преобладания больших опасностей обратно, в высокие русские границы, была спокойна после того, как моя цель - приобретение знаний о природе и народах этих местностей, очень мало известных миру, - некоторым образом выполнена в честь Создателя, для славы Монархии, к пользе Академии и приращения наук» .

Наиболее ранние сведения о животных Кавказа представил академик И. А. Гюльденштедт, начавший свои исследования 23 января 1770 г., приехав в Кизляр их Астрахани со своими спутниками - студентами Андрианом Соколовым, Алексеем Беляевым, Борисом Зряковским, Семеном Тарбиевым и художником Григорием Белым. Результатом этого путешествия было описание и некоторых новых видов животных, в том числе и «одной из разновидностей туров» . Большое наследство, оставленное академиком Гюльденштедтом, составляет около 1200 мелко исписанных листов, богато иллюстрированных и снабженных картой Кавказа. Эти бесценные материалы еще ждут своего исследования. Они восстановят немало ярких страниц замечательного путешествия И.А. Гюльденштедта из Петербурга на Кавказ . Преждевременная смерть Гюльденштедта помешала ему продолжить работу. Зоологические коллекции ученого поступили в Академию наук, но почти все погибли из-за моли .

В 1829 и 1830 годах Кавказ посетила экспедиция, снаряженная Академией наук; в ней принимали участие Купфер, Ленц, Мейер и Менетрие. Пробыв до 15 августа в Пятигорске, Менетрие и Мейер, через Кабарду, проехали в крепость Грозную, откуда позже выехали в Баку. В результате проделанной работы Менетрие представил первую сводку о фауне Кавказа в своем труде «Описательный каталог зоологических предметов, собранных во время путешествия по Кавказу». Это сочинение появилось в 1832 г. и много десятилетий оставалось единственным произведением, «охватывающим всю фауну Кавказа» . 1 февраля 1832 г. Менетрие в Академии наук представил свой отчет, в котором излагал свои «наблюдения над 205 видами птиц», найденных им во время путешествия по Кавказу. Менетрие первый определил зоологические пояса Кавказа, и в конце отчета дал таблицу вертикального распределения животных по этим поясам.

Имя К.М. Бэра, выдающегося биолога-эволюциониста, тесно связано с историей биологических и географических исследований в России. Наиболее значительные исследования Бэра относятся к периоду его деятельности в Каспийской экспедиции в 1853-1857 гг., которая снаряжалась с целью всестороннего научного исследования Каспийского моря и его фауны, на основании которого можно было бы составить правила промыслового рыболовства. Поводом же к экспедиции послужили жалобы рыбопромышленников на оскудение Каспия рыбой. Организатором экспедиций наряду с Министерством государственных имуществ было и Русское географическое общество. Участники экспедиций предпринимали длительные поездки по северному, восточному и западному побережью Каспийского моря. К.М. Бэр одним из первых после П.С. Палласа обратил внимание на физико-географические условия Прикаспийской низменности. По его мнению, как и Палласа, «когда-то она была дном древнего моря». Образование микрорельефа Прикаспийской низменности он связывал со стоком вод древнего моря. Ученый связывал образование Каспийского моря и колебание уровня воды в нем с тектоническими процессами и отрицал «постепенное его усыхание» .

Ученые, преподаватели из российских провинций также не боялись трудностей, возникавших при изучении Кавказа. Даже во время войны (в 1835-1837 годах) профессор Харьковского университета И. Крыницкий совершил путешествие в бассейн рек Терека и Кубани. Во время путешествия Крыницкий простудился и, вернувшись в Харьков, вскоре (12 сентября 1835 г.) умер. Его наблюдения, содержащие материал по орнитологии Кавказа, были обработаны и изданы его товарищем, профессором Калениченко .

В конце XIX столетия (в1889 г.) из Харькова на Кавказ снова отправился исследователь, теперь уже И.Я. Акинфеев - известный ботаник, географ, флорист. Впервые сбор кавказских растений он осуществил в 1882 г. До 1889 г. И.Я. Акинфеев обычно путешествовал один или в сопровождении жены, Анны Евдокимовны, всегда помогавшей ему в ботанических сборах. В дальнейшем более продолжительные путешествия в глубины Кавказа Иван Яковлевич совершал как один, так и в составе ботанических экспедиций, в которых принимали участие и многие другие известные ученые.

Спонсировали исследования Кавказа, как правило, различные научные общества. Огромную роль в ботаническом изучении Кавказа и его областей сыграли как крупные научные центры (Академия наук в Санкт-Петербурге, ботанические сады Санкт-Петербургского и Юрьевского университетов, Московское общество испытателей природы), так и функционировавшие на Кавказе научно-ботанические учреждения: Тифлисский ботанический сад, Кавказское общество любителей естествознания, Кавказский музей, Кавказское общество сельского хозяйства. Особенно значителен вклад в изучение флоры края Императорского Русского географического общества (ИРГО) и его Кавказского отдела (1872-1916 гг.), по заданию которого были проведены отдельные экспедиции и экскурсии .

В 1889 году Акинфеев получил от Харьковского общества испытателей природы субсидию в 200 рублей для изучения флоры Северного Кавказа и намеревался ее потратить на поиск редких, или неизвестных науке растений. На следующий год он уже получил субсидию от Кавказского отдела Императорского Русского географического общества для изучения флоры Закавказского региона - Сванетии. Интересно, что Иван Яковлевич, в общей сложности, был на Кавказе 24 раза. Одной из основных работ И.Я. Акинфеева стала книга «Флора Центрального Кавказа», которая была опубликована в 1894 году. «Список сосудистых растений центральной части Кавказа», приводимый Акинфеевым в этой книге, содержал 795 видов .

Профессор Харьковского университета А.Н. Краснов, неоднократно бывавший с экспедициями на Кавказе, не только много сделал для изучения этого благодатного и самобытного края, но и навсегда остался здесь (был похоронен в Тбилиси). Андрей Николаевич Краснов был одним из наиболее талантливых и оригинальных русских географов своего времени, принявшим участие в деле изучения флоры Северного Кавказа. Любовь к Кавказу у исследователя была горячей и длительной. С Кавказом связаны первые шаги его самостоятельной научной работы. Позже Кавказ стал для Краснова местом почти ежегодных экскурсий. Всецело Кавказу посвятил он последние годы своей жизни. Многие районы Большого Кавказа и Закавказья Краснов исходил пешком или объездил на лошади, один или в сопровождении студентов Харьковского университета. Большая часть научного наследства Андрея Николаевича о Кавказе касается растительного покрова. К изучению растительности Кавказа А.Н. Краснов подходит как географ и палеогеограф. В своих исследованиях ученый приходит к выводу, что «для объяснений особенностей современной растительности и фауны надо знать не только современные природные условия, но и прошлые, в особенности ледниковые эпохи». Красновым был собран богатый гербарий, насчитывающий около 600 видов преимущественно альпийской и субальпийской флоры. В горной лесной зоне Краснов нашел представителей вечнозеленой флоры, когда-то имевшей широкое распространение не только на Кавказе, но и на Русской равнине.

В своих работах А.Н. Краснов призывал географов к дальнейшему исследованию природы Кавказа. К числу вопросов, ждущих разработки со стороны географов, Краснов относил: уточнение геолого-геоморфологической истории формирования Кавказа; выяснения числа и характера четвертичных оледенений Большого Кавказа; изучение почвенного покрова Кавказа; антропологическое изучение коренного населения Кавказа; изучение древних очагов земледелия. Много лет спустя Н.И. Вавилов отнесет Кавказ к числу древнейших земледельческих очагов. По убеждению ученого, в прошлом земледелие максимальное развитие получило не в наиболее легких для освоения регионах, а, наоборот, в суровых условиях горной зоны Кавказа, в пустынях Египта, Месопотамии и т.д. .

Материал для статьи «Нагорная флора Сванетии» был собран А.Н. Красновым летом 1890 г. на средства Русского географического общества. 22 декабря 1890 г. Краснов выступил с отчетом о результатах поездки на совместном заседании двух отделений Общества - математической и физической географии. Присутствовавших здесь исследователей особенно заинтересовали данные о растительности Кавказских гор и предгорий, узких специалистов (геоморфологов) - открытие Красновым одного неизвестного ранее озера и установление широкого распространения следов древних ледников в Сванетии. Сообщение ученого было встречено с большим интересом. А.Н. Краснов обладал редким даром делать зримым и осязаемым самое далекое и непонятное для слушателя и читателя. Научно-популярные очерки А.Н. Краснова и сейчас читаются как захватывающее научное произведение с явным художественным оттенком .

Таким образом, научное изучение Кавказа началось довольно давно и проходило довольно плодотворно, хотя и в сложных условиях (ландшафт, климат, Кавказская война, восстания и т.д.).

Статья посвящена рассмотрению деятельности российских и путешественников и исследователей по изучению и систематизации имеющихся сведений о красивейшем уголке России - Кавказе. Маршрутные описания и наблюдения дают возможность показать особенности исследуемых местностей Кавказского региона. Участники академических исследований и путешествий представляет важные материалы для углубленного изучения природных ресурсов, флоры и фауны. Особый интерес в освещении этой проблемы представляют труды европейских авторов.

Ключевые слова: путешественники, исследователи, экспедиции, горские народы, Кавказ.

Кавказ - один из интереснейших и красивейших регионов России - издавна привлекал внимание путешественников и ученых. Первые упоминания о предках народов Кавказа встречаются у греческих и римских авторов VI века до н.э. - I в.н.э., которые описывали общественную жизнь и хозяйственную деятельность адыгских народов . Средние века отражены в свидетельствах византийских и арабских авторов V-X веков и русских летописях этого периода. Материалы о жизни народов Кавказа в период борьбы с монголо-татарами встречаются у персидских, арабских, монгольских и западных авторов . Дипломатические документы XVI века фиксируют сведения о народах Северного Кавказа, о посольствах в Москву, о борьбе горцев с крымско-турецкой агрессией. К географическим исследованиям XVIII века относится «Книга Большому Чертежу» .

Огромный вклад в систематическое изучение природных ресурсов России внес Петр I, заложил основы экспедиционных исследований. Создание Академии наук диктовалось потребностями роста промышленности, укреплением Российского государства и его внешнеполитическими амбициями. Именно в этот период были организованны поездки отдельных ученых на Кавказ с целью сбора зоологических и биологических коллекций, минералов, а так же изучения жизни народов населяющих исследуемые территории .

В составе экспедиционных отрядов преобладали ученые, приглашаемые из-за рубежа. Немец Иоганн-Густав Гербер, выполняя правительственные задания, в 1728 г. был командирован на Кавказ, где описал местности, социальную структуру и быт населения. П. Потемкин был инициатором ряда правительственных мероприятий. Составленное Потемкиным «Краткое описание о кабардинских народах» . В его сочинениях встречается сообщение об аталычестве. Находясь длительное время на Кавказе, он написал о знакомстве с Гюльденштедтом. Иоганн Антон Гюльденштедт - натуралист, путешественник, доктор медицины, с 1771 г. действительный член Российской Академии наук, в ходе экспедиции посетил все доступные в то время местности бассейна Терека, верховьев Кумы. В своих работах естествоиспытатель впервые описал фауну района Пятигорья, горы Бештау, Кавказских Минеральных Вод. Первоначально Академия наук поручила Гюльденштедту посетить лишь Астраханскую губернию, но затем маршрут путешествия был значительно продлен, и в результате ученый провел в разъездах семь лет. Гюльденштедт обследовал притеречные районы, детально описал фауну и растительность пойменных лесов, а также предкавказских степей. В его сочинениях дается характеристика природных комплексов, степени их освоения, населения и его занятий. Приводятся многочисленные сведения о животном мире, особенно о млекопитающих и птицах. В частности, результатом путешествий этого ученого стало описание шести новых видов млекопитающих, в том числе тура (Carpa caucasica), данные о которых вошли в первую сводку по териофауне Кавказа .

В 1772 г. начал свое первое путешествие на Кавказ из Сарепты через Прикумские степи в Моздок и дальше вниз по Тереку исследователь Самуил Готлиб Гмелин. Исходным пунктом путешествия была Астрахань, дальнейший маршрут проходил по Северо-Восточному Предкавказью и дальше - на Восточное побережье Каспийского моря .

Впоследствии эти ценные научные наблюдения, записи и дневники путешествия были обработаны П.С. Палласом и изданы в 1777-1806 гг. в трех томах. Паллас - ученый-естествоиспытатель, академик - во время своего путешествия по России исследовал предкавказские степи и часть предгорий северного склона Большого Кавказа, дав при этом характеристику уничтожения лесов и распашки степей, описав много новых видов животных. В классическом произведении «Zoographia Rosso-Asiatica», вышедшем в 1811 году, приводятся сведения о животном мире Предкавказья (включены некоторые данные о млекопитающих Северного Кавказа) . В 1811 году Паллас на собственные средства предпринял путешествие в южные провинции Российской империи. Эта поездка охватила Поволжье, Прикаспийскую низменность, Кумо-Манычскую впадину, район Кавказских Минеральных Вод и Таманский полуостров. Другая работа Палласа «Записки о путешествии в южные наместничества Российского государства в 1793-1794 гг.», наряду с обширными географическими и этнографическими сведениями о народах Кавказа, содержала краткие зоологические сведения, в том числе о некоторых млекопитающих .

И.П. Фальк также объехал, в основном, Восточное Предкавказье, отчасти захватив и восточные районы Центрального Предкавказья, и дал описания природных ресурсов этих районов .

В начале 1828 г. император Николай I отдал приказ военному министру А.И. Чернышеву о необходимости составления свода материалов о горских и кочевых народах Кавказа. Назначенные офицеры не справились с систематизацией собранного материла, и эту работу передали И.Ф. Бларамбергу, который в 1833 г. представил двухтомное сочинение «Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа», написанное на французском языке. Рукопись хранилась под грифом «совершенно секретно» и могла быть использована только офицерами Генерального штаба. Спустя несколько лет была использована военным историком Дубровиным при написании своего труда .

Фредерик Дюбуа де Монперэ (швейцарский француз), по специальности геолог, натуралист, археолог, за свою жизнь совершил немало интересных путешествий. Но самым интересным и оригинальным было путешествие на Кавказ. Дюбуа приехал в Россию весной 1833 года и почти сразу же отправился в Крым, а оттуда на Северный Кавказ. Он совершил путешествие на русском военном корабле вдоль всего Черноморского побережья Кавказа, а затем объехал Западное Закавказье до Тифлиса включительно. В результате скопился большой материал, который он изложил в своем обширном шеститомном труде - «Путешествие вокруг Кавказа». Этот труд был издан в 1839-1843 гг. в Париже. Полное его название: «Voyage autour du Gaucase, chez les Tcherkesses et les Abkhases, en Colchide, en Georgie, en Armenie et en Crimee». К этому сочинению был приложен специально составленный атлас, содержавший несколько серий карт, зарисовок.

Труд был удостоен французским географическим обществом большой золотой медали и послужил одним из мотивов для приглашения Дюбуа в качестве руководителя кафедры археологии Невшательской Академии Наук (Швейцария) .

В I томе сочинения Дюбуа содержится ценный материал по географии, этнографии и истории Черкесии и Абхазии. Наряду с описанием Черноморского побережья и населявших его абхазо-адыгейских племен, автор посвящает особый раздел истории «черкесской нации», где он делает попытку проанализировать процесс исторического развития абхазских, убыхских и черкесских племенных образований, которые и объединяются им в понятии «черкесская нация».

Исследования ученых в XIX в. показали, что изучение фауны Кавказа приобретает несколько иную окраску по сравнению с предыдущими периодами. На первый план выдвигаются задачи более глубокого изучения страны и ее природных ресурсов как в связи с хозяйственным использованием недавно присоединенных к России земель, так и по известным территориям.

Огромную роль в исследовании Кавказа сыграло Русское горное общества (РГО) инициатором создания которого выступил Александр Карлович фон Мекк, директор Московско-Казанской дороги, большой любитель гор. Он же был избран первым председателем . В уставе Общества были определены две основные задачи: всестороннее изучение гор и распределение сведений о них; облегчение знакомства с горной природой путем путешествий, экскурсий и восхождений.

В деятельности Общества большое участие приняли видные ученые России. С целью выполнения поставленных задач члены общества выступали с публичными лекциями, издавали Ежегодник Русского горного общества, распространяли среди широких слоев российской общественности сведения о замечательной природе горных районов России, показывая, что природа России ничуть не уступает по своей красоте далеким Альпам. Вот несколько строк из «Ежегодника Русского горного общества»: «Чуден мир красот горных массивов. Лес, вода и снег и формы гор ласкают взоры, и красота и разнообразие ландшафтов издавна привлекают в горы живописцев. Также в горах мы чаше встречаем минеральные источники, чем на равнинах, и Кавказ, может быть, богаче других горных стран целительными водами и потому ежегодно привлекает многие десятки тысяч людей, ищущих поправления здоровья. И даже для таких лиц чистота горного воздуха сама по себе является целительным средством, и тем более для сравнительно здоровых людей - путешествие по горам является идеальнейшим отдыхом для укрепления организма и может быть рекомендовано всем и каждому, а в особенности молодым людям, для которых личное знакомство с далекими уголками нашего дорогого отечества имеет и оздоровительное и воспитательное значение…» .

Общество осуществляло практическую деятельность в части создания «крытых помещений», подбора проводников, заботы о продуктах для путешественников и снаряжении для горных путешествий, аттестацию проводников, удешевление проезда своих членов на Кавказ, давало практические рекомендации, оказывало помощь в подборе литературы, карт и других материалов. С целью пропаганды альпинизма и горного туризма в 1909 году была устроена первая всероссийская выставка альпинизма, на которой экспонировались предметы горного снаряжения, рисунки, фотографии и картины гор России. Выставка занимала два зала в здании Московского университета.

С деятельностью горного общества связано появление на географической карте Кавказа, в районе Домбая, названия горной вершины Семенов-баши после восхождения на нее А.К. фон Мекка. Популярная ныне среди туристов вершина была названа в честь почетного члена Русского горного общества П.П. Семенова-Тян-Шанского. Пропагандируя идеи горного туризма и альпинизма, Русское горное общество стало родоначальником подобных организаций на Кавказе, в частности, Кавказского горного общества города Пятигорска. Его основатель Р.Р. Лейцингер родился в 1843 году в швейцарском городе Нетшталь. Как альпинист-любитель, он предпринимал путешествия по Кавказу. В 1883 году Лейцингер приезжает в Пятигорск и приобретает участок земли для постройки собственного дома.

Рубеж ХIХ-ХХ веков - это время, когда горные путешествия становятся массовыми. Путешественникам требовались путеводители, карты, проводники, снаряжение, приюты. Обеспечить все это могли общества и клубы, в которые объединялись любители дальних странствий, ссылаясь на опыт Швейцарии, которая живет и процветает за счет туризма. Еще в 1899 году на первом собрании были определены цели деятельности Общества и разработан устав, который был утвержден только 14 декабря 1901 года, а с 18 апреля 1902 года оно начало действовать. Его председателем стал Отгон Антонович Чечотт. Деятельность общества была направлена на научное исследование Кавказских гор и прилегающих к нему предгорий, степей и морей, а также ознакомление с бытом и жизнью населяющих Кавказ народностей, поощрение к посещению и исследованию этих местностей учеными, художниками и туристами и оказание им в том содействия, поддержку местных отраслей хозяйства, садоводства и горной промышленности, редких животных и растений, исторических памятников и всяческих достопримечательностей. С 1901 по 1905 годы были разработаны экскурсии по достопримечательным местам Кавказа, также в Баксанское ущелье, на склоны Эльбруса и Казбека; проложены пешеходные тропы на вершины Машука и Бештау, построен приют для экскурсантов на Бермамыте, приобретено и получено из Швейцарии специальное снаряжение для альпинизма; начали выпускать «Ежегодник Кавказского горного общества». Рудольф Рудольфович прекрасно понимал, что любовь к истории и природе родного края закладывается в детские и юношеские годы, организовывал специальные ученические экскурсии .

Период конца XIX - начала XX вв. характеризовался и оживлением научной деятельности, особенностью которой в изучаемом регионе являлся ее краеведческий характер. Одним из таких обществ стало «Общество любителей изучения Кубанской области», образованное 16 октября 1897 г. и проработавшее 35 лет. Основной задачей общества было изучение гор, представляющих бесконечное климатическое и метеорологическое разнообразие растительного и животного мира, наземного и подземного богатства, изучение геологических особенностей и полезного содержания «земли, населения археологических памятников». Вначале Общество занималось систематизацией уже известного научного материала, который необходимо было обработать, чтобы составить каталог всех статей и сочинений, касающихся Кубанской области . В дальнейшем оно, занявшись расширением состава членов и увеличением средств, обратилось и к иным формам работы. Члены Общества занимались изучением социально-экономической жизни, географии, климата, природных богатств, археологии, этнографии, истории Кубани и Северного Кавказа. Они организовывали экспедиции и экскурсии, проводили археологические раскопки, метеорологические наблюдения, собирали данные для изучения экономического быта народов, населявших область, коллекционировали растения, насекомых. Общество организовало лекции, доклады, экскурсии, туристические походы, способствовавшие расширению кругозора населения. Результаты исследований публиковались: в свет вышло 9 выпусков «Известий Общества любителей изучения Кубанской области» и 3 выпуска «Бюллетеней». Просуществовав до 1932 г., «Общество» по существу было центром научной и культурно-общественной жизни Кубани.

Изучением края также занималось «Ставропольское общество для изучения Северного Кавказа в историческом, географическом и антропологическом отношениях», организованное в 1910 г. Целью его было «изучение Северного Кавказа в естественно-историческом, географическом, антропологическом отношениях и популяризация естественно-исторических и географических знаний» .

Объектом изучения являлся Северо-Кавказский край. В состав общества вошли такие известные ученые, как Н.Я. Динник, Г.Н. Прозрителев, В.Н. Лучник, В.В. Богачев.Председателем общества был Г.К. Праве. Занимались члены общества составлением геологической карты, карты озер, буровых скважин. Изучали флору и фауну края. Особо следует отметить растения, собранные Августом Петровичем Норманом в гербарий, хранившийся в Ставропольском городском музее . Этнографические сведения были также систематизированы членами общества. Они изучали духовную и материальную культуру и историю народов, проживающих в этом крае. Огромную помощь в становлении и развитии краеведения оказал региону любитель гор и горных путешествий альпинист Александр Карлович фон Мекк .

В своей работе Общество выделяло 3 основные задачи:

Изучение гор, распространение сведений о них;
- облегчение знакомства путем путешествий, экскурсий, восхождений;
- ознакомление с бытом населения, охрана редких видов исторических достопримечательностей.

«Общество издавало журнал «Ежегодник», куда его члены, известные ученые, вносили свои наблюдения.

Таким образом, первые исследователи Кавказа, как всегда бывает в подобных случаях, стремились охватить научными экспедициями возможно большее пространство, посетить максимальное число интересных мест, собрать коллекции и обогатить науку новыми видами млекопитающих. Поэтому из трудов первых исследователей Кавказа можно было вывести заключение о большом богатстве и разнообразии природы.

Труды участников академических экспедиций позволили сделать научные обобщения. В частности, охват исследовательской деятельностью относительно больших географических регионов дал им возможность сравнивать фауну разных территорий и позволил ввести так называемый сравнительно-географический метод, который в последующие годы начинает широко применяться в биогеографии.

Было много сложностей при изучении Кавказа: у первых путешественников были свои трудности, не было железной дороги и путешествия длились годами, путешествовали с большими военными конвоями, нередко под прикрытием пушек. Например, Гмелин, отправляясь на Кавказ, имел в своем распоряжении до 60 человек и несколько пушек, хотя это не спасло его от дагестанского плена, где он и скончался после пятилетнего пребывания. Достаточно также вспомнить, что Гюльденштедт заболел на Кавказе жестокой, изнурительной лихорадкой, Фальк застрелился во время путешествия, не выдержав сложности пути. На смену погибшим приходили новые исследователи и снова открывали для себя Кавказ.

Источники и литература

1. Латышев В.В. Известия древних писателей, греческих и латинских о Скифии и Кавказа. Т.1. - СПб., 1893. - 355 с.
2. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т1. - СПб., 1884. - 588 с.; Полиевктов М.А. Европейские путешественники XVII-XVIII вв. по Кавказу. - Тифлис, 1935. - 211 с.; Полиевктов М.А. Европейские путешественники по Кавказу (1800-1830 гг.). - Тифлис, 1946. - 153 с.; Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. - Нальчик, 1974. - 636 с.
3. Книга Большому Чертежу. Ред. Сербина К.Н. - М.-Л., 1950. - 232 с.
4. Гнучева В.Ф. Материалы для истории экспедиций Академии наук в XVIII и XIX в. // Тр. Арх. АН ССР. - 1940. - Вып.4. - С.1-312; Колчинский Э.И., Сытин А.К., Смагина Т.И. Естественная история в России. - СПб., 2004. - 241 с.; Шишкин В.С. Зарождение, развитие и преемственность академической зоологии в России // Зоологический журнал. - 1999. - Т.78. - Вып.12. - С.381-395.
5. Копелевич Ю.Х. Иоганн Антон Гюль-денштедт (1745-1781). - М., 1997. - 125 с.; Кавказский этнографический сборник. - Т.1. - М., 1955. - С.283-299.
6. Баталин Ф.А. Пятигорский край и Кавказские Минеральные Воды. - СПб., 1861. - Ч.1,2. - 303 с.
7. Тихомиров В.А., Софиано Г.А. 200 лет со дня смерти академика И.Г. Гмелина // Известия АН СССР. Серия геологическая. - №2. - C.130; Белковец Л.П. Иоганн Георг Гмелин, 1709-1755. - М.: Наука, 1990. - 144 с.
8. Pallas P.S. Zoographia Rosso-Asiatica. - 1831.
9. Паллас П.-С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. - 1773. - Кн.1; 1786. - Кн.2. - 571 с.; Паллас П.-С. Заметки о путешествии в южные наместничества Российского государства в 1793-1794 годах. - Астрахань, 2008. - С.117, 189.
10. Носкова О.Л. Иоганн Петер Фальк - последователь Карла Линнея в России // Известия Самарского научного центра РАН: журнал. - Самара, 2007. - В.4. - Т.9. - С.1103-1106.
11. Бларамберг И. Историческое, топографическое, этнографическое и военное описание Кавказа. - Нальчик, 1999. -241 с.; Халфин Н.А. Жизнь и труды Ивана Федоровича Бларамберга // Бларамберг И.Ф. Воспоминания. - М., Наука, 1978. - 357 с.; Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т.I. - СПб., 1871. - 656 с.
12. Фредерик Дюбуа де Монперэ. Путешествие вокруг Кавказа. У черкесов и абхазов, в Колхиде, в Грузии, в Армении и в Крыму. Том 1. Пер. с фр. Н.А. Данкевич-Пущиной, под ред. к.и.н. А.В. Фадеева. - Сухуми, 1937. - С.93-165.
13.
14. Андреев Г., Пестов В. Начало Альпинизма в России// По материалам Ежегодника Русского Горного Общества. - 1901-1913. - №1-13. - URL: http: alpklubspb.ru/ass/42.htm .
15.
16. Устав Общества любителей изучения Кубанской области // Известия Общества любителей изучения Кубанской области. Вып.1. - Екатеринодар, 1899. - С.163-166; Сысоев В. Об обществе изучения Кубанской области // Кубанские областные вести. - 1896; Известия Общества любителей изучения Кубанской области. Вып.1-9. - Екатеринодар; Краснодар, 1899-1925.
17. Труды Ставропольского общества для изучения Северо-Кавказского края в есте-ственноисторическом, географическом и антропологическом отношении. Вып.2. - СПб., 1913. - С.119.
18. Динник Н. Верховья Большого Зеленчука. - Тифлис, 1899. - С.57.
19. Труды Ставропольского общества для изучения Северо-Кавказского края в естественноисторическом, географическом и антропологическом отношении. Вып.1. - СПб., 1911; Вып.2. - СПб., 1913; Вып.3. - Киев, 1914; Вып.3-4. - Ставрополь, 1915; Вып.4. - Пг., 1915.
20. Горы Архыза - URL: http://www.kchr.info/ .

Activity of Russian and foreign travelers and esearchers connected with research and systemization of information about one of the most beautiful part of Russia - the Caucasus is considered in the article. Description of routes and observations provide opportunity to demonstrate specif cs of researched areas of the Caucasus region. Participants of academic researches and travelling present important materials for in-depth study of natural resources, f ora and fauna. Particular interest in this problem presentation is connected with works of European authors.

Key words: travelers, researchers, expeditions, hill-people, the Caucasus.

Раздел 4. Кубань XVII – XVIII вв. в памятниках словесности, в трудах путешественников и учёных, в сочинениях потомков и произведениях искусства.
Урок №31.

Тема: Кубанская тематика в исторических документах, в трудах путешественников и ученых

Цели:

Формирование общего представления о пребывании известных учёных, путешественников на Кубанских землях; ознакомление с документами, отражающими Кубанскую тематику.

Продолжить формирование у учащихся навыков сравнивать, анализировать и самостоятельно работать с различными источниками информации.

Воспитаниебережного отношения к богатейшему историческому и культурному наследию родного края.

Исторические личности: Афанасий Мезенцов, Джованни да Лукка, И.А. Гильденштедт, С.Г. Гмелин, П. Паллас

Образовательные ресурсы:

Б. А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, И. А. Терская, А. Н. Криштопа, К. П. Казарян, С. А. Лукьянов, Кубановедение 7 класс: учебник. - Краснодар, 2010;

Источники информации по выбору учителя(см. приложение);

- мультимедийное оборудование;

Электронное пособие/презентация к уроку.

Тип урока: комбинированный.


  1. Фаза урока ВЫЗОВ.
^ 1 шаг.

Актуализация опорных знаний учащихся/проверка домашнего задания.

Оценка лучших творческих работ учащихся.

2 шаг.

Инициация учащихся.

Возможны 2 варианта проведения инициации, формирования ожиданий учащихся:


  1. Вариант.
Интерактивная беседа по вопросам.

Актуализация уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу из курса истории, географии, литературы – активизация учащихся.

Примерные вопросы для беседы:

- вспомните из курса истории 6 класса, в трудах каких европейских авторов нашла отражение кавказская тематика?

- из каких источников мы можем узнать об историческом, территориально –административном устройстве родного края в данный период?

-вспомните из курса 6 класса, какое отражение кубанская тематика нашла в произведениях древнерусской литературы?

- предположите, исходя из темы урока, о чём пойдёт речь на учебном занятии?

2 Вариант.

Использование приёма технологии РКМ – заполнение таблицы «ЗХУ» (знаю – хочу – узнаю).

^ Учащиеся заполняют графы таблицы.

^ II. Фаза урока ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ).

Учитель. Территория, на которой мы с Вами проживаем, не раз описывалась в трудах древнегреческих и древнеримских учёных, упоминалась в древнерусских летописях, затрагивалась в ряде литературных памятников. Сегодня мы познакомимся с некоторыми историческими документами и трудами путешественников и учёных, в которых нашла своё отражение кубанская тематика.

^ Проработка содержания текста учебника на стр.118-122

При работе с текстом параграфа возможен вариант использования приёма РКМ «Комментируемое чтение с остановками».

Задание № 1

Ответить на вопрос на стр. 121 учебника:

- Почему в 60--70-х годах XVIII столетия русские учёные не имели возможности исследовать территорию Кубани?

III. Фаза урока РЕФЛЕКСИЯ/САМОРЕФЛЕКСИЯ.

Задание № 2

Дописать недостающую информацию, заполнив пустые графы таблицы:


^ ФИ исследователя/

учёного


Название

научного труда


Как отражена кубанская

тематика


Афанасий Мезенцев

«Большой чертёж»

«Отчёт святой конгрегации»

Изучена традиционная культура черкесов. Составлено «Описание перекопских и ногайских татар»

^ В. Я. Шишков

Рисунки, изображающие черкесов, принадлежащих к разным сословиям. Издание нескольких этнографических альбомов.

«Атлас Чёрного моря»

Задание № 3


  1. Выбрать правильный вариант ответа и дать аргументированное обоснование своего выбора.

  1. ^ Могли ли пересекаться при исследовании Кавказа русские исследователи С. Г. Гмелин, И. А. Гильденштедт и П.С. Паллас?

ДА НЕТ
Обоснование:_______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________ .
Ответ: ^ НЕТ, т.к. С. Г. Гмелин, И. А. Гильденштедт проводили свои исследования на Кавказе в 60-70-е годы XVIII века, а П. С. Паллас в1793-1795 году.


(А) В 60-70-х годах XVIII века территория Кубани по военно – политическим причинам не стала объектом изучения исследователей. (Б) Возможно причиной этому послужило то, что «…над округами, лежащими вне Кабарды, присваивают себе некую власть турки…(В) Лишь после переселения черноморских казаков на Кубань и окончательного закрепления новых земель за Россией стало возможным проведение здесь картографических работ и геологических изысканий.

^ Определить, какие положения текста:


  1. отражают факты

  2. выражают мнения
Записать под номером положения цифру. Обозначающую её характер. Получившуюся последовательность цифр перенести в таблицу.

А

Б

В

Ответ: А -1; Б -2; В -1

VI. Подведение итогов.

Рефлексия/саморефлексия учащихся (по выбору учителя).

V. Домашнее задание

2. Работа клуба «Поисковичок». Подготовить сообщения

В трудах путешественников и учёных, в сочинениях потомков и произведениях искусства.

Урок №31.

Тема: Кубанская тематика в исторических документах, в трудах путешественников и ученых

Цели:

Формирование общего представления о пребывании известных учёных, путешественников на Кубанских землях; ознакомление с документами , отражающими Кубанскую тематику.

Продолжить формирование у учащихся навыков сравнивать, анализировать и самостоятельно работать с различными источниками информации.

Воспитаниебережного отношения к богатейшему историческому и культурному наследию родного края.

Исторические личности: Афанасий Мезенцов, Джованни да Лукка, И.А. Гильденштедт, С.Г. Гмелин, П. Паллас

Образовательные ресурсы:

Б. А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, И. А. Терская, А. Н. Криштопа, К. П. Казарян, С. А. Лукьянов, Кубановедение 7 класс: учебник. - Краснодар, 2010;

Источники информации по выбору учителя(см. приложение);

Электронное пособие/презентация к уроку.

Тип урока: комбинированный.


  1. Фаза урока ВЫЗОВ.
1 шаг.

Актуализация опорных знаний учащихся/проверка домашнего задания.

Оценка лучших творческих работ учащихся.

Инициация учащихся.

Возможны 2 варианта проведения инициации, формирования ожиданий учащихся:


  1. Вариант.
Интерактивная беседа по вопросам.

Актуализация уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу из курса истории , географии, литературы – активизация учащихся.

Примерные вопросы для беседы:

- вспомните из курса истории 6 класса, в трудах каких европейских авторов нашла отражение кавказская тематика?
- из каких источников мы , территориально –административном устройстве родного края в данный период?

-вспомните из курса 6 класса, какое отражение кубанская тематика нашла в произведениях древнерусской литературы?

- предположите, исходя из темы урока , о чём пойдёт речь на учебном занятии?

2 Вариант.

Использование приёма технологии РКМ – заполнение таблицы «ЗХУ» (знаю – хочу – узнаю).

Учащиеся заполняют графы таблицы.

II. Фаза урока ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ).

Учитель. Территория, на которой мы с Вами проживаем, не раз описывалась в трудах древнегреческих и древнеримских учёных, упоминалась в древнерусских летописях , затрагивалась в ряде литературных памятников. Сегодня мы познакомимся с некоторыми историческими документами и трудами путешественников и учёных, в которых нашла своё отражение кубанская тематика.

Проработка содержания текста учебника на стр.118-122

При работе с текстом параграфа возможен вариант использования приёма РКМ «Комментируемое чтение с остановками».

Задание № 1

Ответить на вопрос на стр. 121 учебника:

- Почему в 60--70-х годах XVIII столетия русские учёные не имели возможности исследовать территорию Кубани?

III. Фаза урока РЕФЛЕКСИЯ/САМОРЕФЛЕКСИЯ.

Задание № 2

Дописать недостающую информацию, заполнив пустые графы таблицы:

ФИ исследователя/

учёного


Название

научного труда


Как отражена кубанская

тематика


Афанасий Мезенцев

«Большой чертёж»

«Отчёт святой конгрегации»

Изучена традиционная культура черкесов. Составлено «Описание перекопских и ногайских татар»

В. Я. Шишков

Рисунки, изображающие черкесов , принадлежащих к разным сословиям. Издание нескольких этнографических альбомов.

«Атлас Чёрного моря»

Задание № 3


  1. Выбрать правильный вариант ответа и дать аргументированное обоснование своего выбора.

  1. Могли ли пересекаться при исследовании Кавказа русские исследователи С. Г. Гмелин, И. А. Гильденштедт и П.С. Паллас?

Д А НЕТ
Обоснование:_______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________ . Ответ: НЕТ, т.к. С. Г. Гмелин, И. А. Гильденштедт проводили свои исследования на Кавказе в 60-70-е годы XVIII века, а П. С. Паллас в1793-1795 году.


(А) В 60-70-х годах XVIII века территория Кубани по военно – политическим причинам не стала объектом изучения исследователей. (Б) Возможно причиной этому послужило то , что «…над округами, лежащими вне Кабарды, присваивают себе некую власть турки…(В) Лишь после переселения черноморских казаков на Кубань и окончательного закрепления новых земель за Россией стало возможным проведение здесь картографических работ и геологических изысканий.

Определить, какие положения текста:


  1. отражают факты

  2. выражают мнения
Записать под номером положения цифру. Обозначающую её характер. Получившуюся последовательность цифр перенести в таблицу.

А

Б

В

Ответ: А -1; Б -2; В -1

VI. Подведение итогов.

Рефлексия/саморефлексия учащихся (по выбору учителя).

V. Домашнее задание



просмотров