Имение баратынского. Памятное место усадьбы Боратынских "Мара" с

Имение баратынского. Памятное место усадьбы Боратынских "Мара" с

...Благоуханный май воскреснул на лугах,
И пробудилась Филомела,
И Флора милая на радужных крылах
К нам обновленная слетела...

Е.А. Боратынский "Весна" ("Элегия")

В моем электронном архиве сохранились фотографии поездки по местам усадеб Боратынских в Уметский район Тамбовской области 4 мая 2006 года.


Сначала мы побывали в селе Софьинка, где располагалась усадьба Мара - "приют младенческих годов" поэта Евгения Боратынского. От этой усадьбы сохранился лишь некрополь, восстановленный в 2000 году - к 200-летию со дня рождения поэта , и заброшенный парк, которому поэт посвятил свое известнейшее стихотворение "Запустение" .

В словаре В.И. Даля дается определение слова "мара", которое очень точно подходит для описания местности, где находились усадьбы Боратынских: "Мара - мана, морока, наваждение, обаяние, греза, мечта; призрак, обман зрения и самый призрак". Действительно, в марное лето (знойное, сухое), когда поверхность степи накаляется, начинает марить - нижние слои воздуха струятся и искажают отдаленные предметы, рождая марево, мираж. Если из степной долины удалиться в небольшой лесок, к реке Вяжля в том ее месте, где с ней соединяет родниковые воды небольшая речушка Мара, то можно стать свидетелем утренних миражей. Температурный контраст воздуха в овраге рождает туманы, которые поднимаются от водной глади вверх, "растворяя" формы деревьев и искажая пространство. Таким образом, сама природа наполняла лес, парк и сад Боратынских призрачными видениями, загадочными иллюзиями, созвучными эпохе романтизма.

Со временем понятие "Мара" как "обман зрения" в сознании ее обитателей из области конкретных физических явлений, как видно, перешло в область образного восприятия - "мечты", "грезы", "обаяния". Его находим в стихах, посвященных Евгением Боратынским родному месту.


Мы подъехали к современному селу Софьинка, растянувшемуся вдоль реки Вяжля. Вообще-то с XVIII века здесь было одно протяженное село Вяжли (Покровское), из которого впоследствии, путем деления между наследниками, образовались населенные пункты: Дербень, Марьинка, Софьинка, Варваринка, Натальинка, Ильиновка, Сергиевка, Ядровка и Козловка.


Вдали виднеется бывший усадебный дом Маркова - соседа Боратынских. Сам дом построил С.С. Башмаков, но последним его владельцем был депутат III и IV Государственных дум Н.Л. Марков. Сейчас в этом здании располагается школа, которая до недавнего времени носила имя поэта. Несколько лет назад, из-за сократившегося количества учащихся, она была "оптимизирована" и присоединена к Ильиновской школе...

До революции пейзаж этого места одухотворяла Вознесенская церковь, возведенная в 1818 году на средства матери поэта Александры Федоровны Боратынской (урожд. Черепановой) .

В родовом некрополе Боратынских погребены родные люди поэта: его мать, брат, племянницы и племянник...


Сегодня около места, где стоял усадебный дом Боратынских, построенный в 1804 году, - луг, на котором пасутся кони.



Усадебный дом в Маре. Фото М.А. Боратынского. Начало 20 в.








Э.А. Дмитриев-Мамонов. У грота в парке Мары. Ок. 1861 г.

Сейчас на месте Грота - лишь углубление в земле, в котором выросли деревья...






На склонах оврага сохранились дорожки. Одна из них ведет к роднику.


15 сентября 2005 года, в день 125-летия со дня рождения митрополита Вениамина (Федченкова), в овраге Мары был освящен источник во имя Вознесения Господня. (Отец митрополита Вениамина был управляющим одной из усадеб Боратынских - Ильиновки .)




Будущий митрополит Вениамин (Федченков) у Грота в парке Мары. Фото начала 20 в.



Парк Мары с его элегическим настроением оказал воздействие на творчество Евгения Боратынского. Воспоминания о его дубравах, извилистых тропах, шуме деревьев проносятся легким отзвуком прошлого, ностальгической ноткой в письмах и стихах поэта:

"…Напиши мне, пожалуйста, есть ли смородина в нашем саду, как растут деревья, как за ними ухаживают, приведены ли в порядок дорожки?" (из пансиона к маменьке в Мару 1812 года).

"…У вас праздники будут великолепны, весна в разгаре, воображаю, как прекрасны небеса и солнце. Наш удел не так счастлив: хорошая погода еще не наступила, а ветры приносят с моря холод и влагу. Это томит меня, ибо я люблю весну и жду ее прихода... Пребывая почти наедине с природой, я вижу в ней истинного друга и говорю с вами о ней... как говорил бы о Дельвиге, будь я в Петербурге... Прощайте, любезная маменька, представляю, как вы сейчас заняты деревьями и огородом, и представляю с удовольствием - ибо для вас это наслаждение..." (из Финляндии к маменьке в Мару 1823 года) .

При воспоминаниях о детстве в сознании поэта, очевидно, всплывал образ родной природы, научившей его "истинным" чувствам. Парк воспринимался как учебное помещение - некая "классная комната", в которой он изучал основы предмета под названием "жизнь":

Когда, едва вздохнув для жизни неизвестной,
Я с тихой радостью взглянул на мир прелестный, -
С каким восторгом я природу обнимал!
Как свет прекрасен был! Увы! тогда не знал
Я буйственных страстей в беспечности невинной:
Дитя, взлелеянный природою пустынной,
Ее одну лишь зрел, внимал одной лишь ей;
Сиянье солнечных, торжественных лучей
Веселье тихое мне в сердце проливало;
Оно с природою в ненастье унывало;
Не знал я радостей, не знал я мук досугих,
За мигом не умел другой предвидеть миг;
Я слишком счастлив был спокойствием незнанья;
Блаженства чуждые и чуждые страданья
Часы невидимо мелькали надо мной...
О, суждено ли мне увидеть край родной,
Друзей оставленных, друзей всегда любимых,
И сердцем отдохнуть в тени дерев родимых?

Из поэмы Легуве «Воспоминания» в вольном переводе Е. Боратынского (1820).

...Благоуханный май воскреснул на лугах,
И пробудилась Филомела,
И Флора милая на радужных крылах
К нам обновленная слетела...

Е.А. Боратынский "Весна" ("Элегия")

В моем электронном архиве сохранились фотографии поездки по местам усадеб Боратынских в Уметский район Тамбовской области 4 мая 2006 года.

Сначала мы побывали в селе Софьинка, где располагалась усадьба Мара - "приют младенческих годов" поэта Евгения Боратынского. От этой усадьбы сохранился лишь некрополь, восстановленный в 2000 году - к 200-летию со дня , и заброшенный парк, которому поэт посвятил свое известнейшее стихотворение .

В словаре В.И. Даля дается определение слова "мара", которое очень точно подходит для описания местности, где находились усадьбы Боратынских: "Мара - мана, морока, наваждение, обаяние, греза, мечта; призрак, обман зрения и самый призрак". Действительно, в марное лето (знойное, сухое), когда поверхность степи накаляется, начинает марить - нижние слои воздуха струятся и искажают отдаленные предметы, рождая марево, мираж. Если из степной долины удалиться в небольшой лесок, к реке Вяжля в том ее месте, где с ней соединяет родниковые воды небольшая речушка Мара, то можно стать свидетелем утренних миражей. Температурный контраст воздуха в овраге рождает туманы, которые поднимаются от водной глади вверх, "растворяя" формы деревьев и искажая пространство. Таким образом, сама природа наполняла лес, парк и сад Боратынских призрачными видениями, загадочными иллюзиями, созвучными эпохе романтизма.

Со временем понятие "Мара" как "обман зрения" в сознании ее обитателей из области конкретных физических явлений, как видно, перешло в область образного восприятия - "мечты", "грезы", "обаяния". Его находим в стихах, посвященных Евгением Боратынским родному месту.

Мы подъехали к современному селу Софьинка, растянувшемуся вдоль реки Вяжля. Вообще-то с XVIII века здесь было одно протяженное село Вяжли (Покровское), из которого впоследствии, путем деления между наследниками, образовались населенные пункты: Дербень, Марьинка, Софьинка, Варваринка, Натальинка, Ильиновка, Сергиевка, Ядровка и Козловка.


Вдали виднеется бывший усадебный дом Маркова - соседа Боратынских. Сам дом построил С.С. Башмаков, но последним его владельцем был депутат III и IV Государственных дум Н.Л. Марков. Сейчас в этом здании располагается школа, которая до недавнего времени носила имя поэта. Несколько лет назад, из-за сократившегося количества учащихся, она была "оптимизирована" и присоединена к Ильиновской школе...

До революции пейзаж этого места одухотворяла Вознесенская церковь, возведенная в 1818 году на средства .

В родовом некрополе Боратынских погребены родные люди поэта: его мать, брат, племянницы и племянник...

Сегодня около места, где стоял усадебный дом Боратынских, построенный в 1804 году, - луг, на котором пасутся кони.


Усадебный дом в Маре. Фото М.А. Боратынского. Начало 20 в.



Э.А. Дмитриев-Мамонов. У грота в парке Мары. Ок. 1861 г.

Сейчас на месте Грота - лишь углубление в земле, в котором выросли деревья...




На склонах оврага сохранились дорожки. Одна из них ведет к роднику.


15 сентября 2005 года, в день 125-летия со дня рождения митрополита Вениамина (Федченкова), в овраге Мары был освящен источник во имя Вознесения Господня. (Отец митрополита Вениамина был управляющим одной из усадеб Боратынских - .)



Будущий митрополит Вениамин (Федченков) у Грота в парке Мары. Фото начала 20 в.


Парк Мары с его элегическим настроением оказал воздействие на творчество Евгения Боратынского. Воспоминания о его дубравах, извилистых тропах, шуме деревьев проносятся легким отзвуком прошлого, ностальгической ноткой в письмах и стихах поэта:

"…Напиши мне, пожалуйста, есть ли смородина в нашем саду, как растут деревья, как за ними ухаживают, приведены ли в порядок дорожки?" (из пансиона к маменьке в Мару 1812 года).

"…У вас праздники будут великолепны, весна в разгаре, воображаю, как прекрасны небеса и солнце. Наш удел не так счастлив: хорошая погода еще не наступила, а ветры приносят с моря холод и влагу. Это томит меня, ибо я люблю весну и жду ее прихода... Пребывая почти наедине с природой, я вижу в ней истинного друга и говорю с вами о ней... как говорил бы о Дельвиге, будь я в Петербурге... Прощайте, любезная маменька, представляю, как вы сейчас заняты деревьями и огородом, и представляю с удовольствием - ибо для вас это наслаждение..." (из Финляндии к маменьке в Мару 1823 года).

При воспоминаниях о детстве в сознании поэта, очевидно, всплывал образ родной природы, научившей его "истинным" чувствам. Парк воспринимался как учебное помещение - некая "классная комната", в которой он изучал основы предмета под названием "жизнь":

Когда, едва вздохнув для жизни неизвестной,
Я с тихой радостью взглянул на мир прелестный, -
С каким восторгом я природу обнимал!
Как свет прекрасен был! Увы! тогда не знал
Я буйственных страстей в беспечности невинной:
Дитя, взлелеянный природою пустынной,
Ее одну лишь зрел, внимал одной лишь ей;
Сиянье солнечных, торжественных лучей
Веселье тихое мне в сердце проливало;
Оно с природою в ненастье унывало;
Не знал я радостей, не знал я мук досугих,
За мигом не умел другой предвидеть миг;
Я слишком счастлив был спокойствием незнанья;
Блаженства чуждые и чуждые страданья
Часы невидимо мелькали надо мной...
О, суждено ли мне увидеть край родной,
Друзей оставленных, друзей всегда любимых,
И сердцем отдохнуть в тени дерев родимых?

Из поэмы Легуве «Воспоминания» в вольном переводе Е. Боратынского (1820).

  1. Казань. Дом Боратынских
  2. Казань. Музей Е.А.Боратынского
  3. Музей Е.А.Боратынского (Баратынского). Экскурсия
  4. Белая зала
  5. Голубая комната
  6. Е.А.Боратынский. Ранние годы
  7. Крушение надежд
  8. Военная служба
  9. Литературные победы
  10. Е.А.Боратынский и В.А.Жуковский
  11. Розовая комната
  12. Семья Е.А.Боратынского
  13. Е.А.Боратынский и Казань

Евгений Абрамович Баратынский – блестящий русский поэт первой половины XIX века. Его фамилию пишут по разному. Музей в Казани называется музеем Е.А.Боратынского, но в русской транскрипции во всех источниках написание фамилии принято через “а”. Когда произошла эта метаморфоза и по какой причине мы не выясняли. В настоящей статье будем придерживаться написания, принятого в Казанском музее.

Казань. Дом Боратынских

Музей русского поэта располагается в небольшой дворянской усадьбе рубежа XVIII и XIX веков. Строили дом для графини Веры Апраксиной. Он несколько раз менял хозяев, перестраивался. В 1869-м году усадьбу приобрёл сын поэта, Николай Евгеньевич Боратынский. Таким образом, Евгений Абрамович никогда не жил и даже не бывал в этом доме. Я бы назвала экспозицию не музеем Е.А.Боратынского, а музеем Боратынских. Род был богат на достойных представителей, в том числе и на литераторов. Но самым известным из них, несомненно, был Евгений Абрамович.

Казань. Музей Е.А.Боратынского

Начало коллекции положила преподаватель русского языка и литературы казанской средней школы № 34 Вера Георгиевна Загвоздкина. Открылся музей как школьный в 1977-м году. Уже в 1981-м он получил статус государственного. Ведь потомки Анастасии и Евгения Боратынских их родственников и друзей передали в коллекцию школьного музея подлинные вещи поэта, другие мемориальные предметы. Перечислять их не буду, мы познакомимся с артефактами на экспозиции.

В дом В.Апраксиной – Н.Боратынского коллекция переехала в 1991-м году. Сначала музей занимал лишь западный флигель. Многолетняя реставрация завершилась в 2015 году и музей Е.А.Боратынского приобрёл свой нынешний вид.

Музей Е.А.Боратынского (Баратынского). Экскурсия

Признаюсь честно, музей Е.А.Боратынского не входил в программу . Мы зашли в него случайно. Но настолько были очарованы коллекцией и экскурсией, которую провела нам служительница музея, что я загорелась жгучим желанием рассказать и об Евгении Абрамовиче, и об его потомках, и о самом музее.

Прогуляемся вместе с нами по залам музея. В иные времена они служили жилыми и парадными комнатами хозяев.
Из небольшой прихожей гости попадают в Белую залу.

Музей Е.А.Боратынского. Белая зала


В бальной Белой зале дома-музея уместно вспомнить о правнучке Евгения Абрамовича – Ольге Александровне Ильиной-Боратынской, которая жила в этом доме. Ольга Александровна известна как поэтесса серебряного века и писательница русского зарубежья. Она прожила долгую жизнь, родилась в 1894 году, почила в бозе в 1991-м. О.А.Боратынская-Ильина эмигрировала в США, там написала автобиографический роман “Dawn of the eighth day” (1951). Русский перевод романа назвали “Канун восьмого дня”. В своём романе О.А.Боратынская описывает белую залу такой, какой мы её видим сейчас:

“Зала была центром вселенной. Земная ось проходила из мировых недр прямо в середину этой комнаты, где паркет был выложен звездой под большой люстрой”.

Вот звезда.


А вот и люстра.


Ещё одна цитата – стихотворение О.А.Ильиной-Боратынской.

“В этой длинной, белой зале
Были тёмные портреты,
Были белые колонны
И лепные потолки,
И пришельцы окружали
Стародавние заветы,
Эти стражи просвтлённо-
Поэтической тоски.
Об исканьи правды Божьей
В этом доме говорили,
О ведущем к ней незримом
И единственном пути,
О борьбе со злом и ложью
И о том, каких усилий
Стоит то одно, чтоб мимо
Этой правды не пройти.

Музей Е.А.Боратынского. Голубая комната

В доме Николая Евгеньевича Боратынского Голубая комната служила столовой. Здесь посетителей ждёт знакомство с детскими и юными годами жизни Евгения Абрамовича. Родился он в имении Мары Тамбовской губернии. Отец – Абрам Андреевич служил генерал-адъютантом, матушка – Александра Федоровна была фрейлиной императорского двора.

Отец поэта, А.А.Боратынский

Среди представленных картин увидим портреты матери поэта, Александры Фёдоровны и дяди по отцу – Ильи Андреевича Боратынского.

Представлен и детский портрет поэта.

Е.А.Боратынский. Ранние годы

В 1808-м году Евгения отдали в частный немецкий пансион в Санкт-Петербурге. Два года спустя умер его отец. В 1812-м году отрока определили в Пажеский Его Императорского Высочества корпус. В начале XIX века Пажеский корпус был самым престижным учебным заведением Российской империи. Начались годы учения. Поначалу всё шло гладко. Евгений часто писал матери, в одном из писем оставил описание Санкт-Петербурга:

“Петербург поразил меня красотой… сколько лодок и сколько парусников, сколько кораблей…
нынче же в минуты отдохновения, перевожу и сочиняю небольшие пиесы”.

Непросто складывались отношения Евгения с преподавателями и сверстниками Пажеского корпуса. Он жалуется матери:

“Я надеялся обрести дружбу, но не обрёл ничего, кроме равнодушия и искренней учтивости”…

Беспокоясь за сына, Александра Фёдоровна подарила ему книгу – путеводитель по людским характерам. Её издали в Париже в 1813-м году, автор – Иоганн Лафатер, в русском переводе книгу назвали “Искусство познавать людей про их внешнему облику, походке и манере держаться”, в оригинале – “L’art de connaître les hommes: sur leurs attitudes, leurs gestes et leurs démarches”

Книга находится в футляре на книжном шкафу. Вот она.


Страница книги Иоганна Лафатера “Искусство познавать людей про их внешнему облику, походке и манере держаться”

Книжный шкаф, где хранится книга, сделан в стиле “жакоб”.

Е.А.Боратынский. Крушение надежд

В 1816-м году произошло событие, перевернувшее всю жизнь юного Боратынского. Всё было бы не так, если бы… Но случилось, что кадеты корпуса составили небольшую группу, назвав себя “Обществом мстителей”. Не обошлось здесь без влияния Шиллера и его “Разбойников”. “Мстители” досаждали преподавателям, шалили, развлекались розыгрышами и проделками. Один подросток, скорее всего, движимый желанием выделиться, принёс товарищам ключ от отцовского бюро. “Мстители” украли из бюро 500 рублей и прихватили черепаховую в золотой оправе табакерку. Как могли дети потратить деньги? В первую очередь накупили сладостей. Учитывая цены начала позапрошлого века, на эту сумму можно было скупить весь кондитерский магазин! Но подробности неизвестны. А последствия были печальны. Шестнадцатилетнего Евгения исключили из Пажеского корпуса без права поступления на государственную службу, кроме солдатской.

Никакие хлопоты матушки и ходатайствования дядюшки и близких не помогли. Евгений отправился в Мары, к матушке. Позже живал и у дядюшки в Смоленской губернии.

Е.А.Боратынский. Военная служба

Новый этап жизни наступил в 1819-м году, когда Боратынский поступил рядовым в Лейб-гвардии Егерский полк.


Вид Императорского Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Офорт И.А.Иванова, 1815 год.

Здесь он познакомился с Антоном Антоновичем Дельвигом, молодые люди так описывали свой быт:

“Там, где Семёновский полк, в пятой роте, в домике низком,
Жил поэт Боратынский с Дельвигом, тоже поэтом.
Тихо жили они, за квартиру платили немного,
В лавочку были должны, дома обедали редко…”

Антон свёл Евгения с Александром Пушкиным, Вильгельмом Кюхельбекером. Вместе они создали братство “Союз поэтов”.

“Пушкин, Дельвиг, Баратынский - русской музы близнецы”, – написал о них Пётр Вяземский.

“В углу безвестном Петрограда,
В тени древес, во мраке сада,
Тот домик помните ль, друзья,
Где ваша верная семья,
Оставя скуку за порогом,
Соединялась в шумный круг…”

Евгений Боратынский .

В музее этот период жизни поэта представлен личными вещами барона Дельвига.

Особый раритет – бокал для шампанского.



Бокал для шампанского Flute (Флейта). Стекло, гранение. Первая половина XIX в.

Фрагмент стихотворения Е.А.Боратынского о подобном бокале:

“Полный влагой искрометной,
Зашипел ты, мой бокал!
И покрыл туман приветной
Твой озябнувший кристалл…
Ты не встречен братьей шумной,
Буйных оргий властелин:
Сластолюбец вольнодумный,
Я сего дня пью один.”…

Бокал происходит из бывшего имения Боратынских Шушары. По семейному преданию, вещь принадлежала Боратынским.

В 1820-м году Е.А.Боратынский получает назначение в Нейшлотский армейский полк, расквартированный в Финляндии. Здесь поэт написал самые знаменитые из своих элегий, включая “Финляндию” и “Водопад”.

Е.А.Боратынского. Литературные победы

«Водопад». Евгений Баратынский

Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединят протяжный вой
С протяжным отзывом долины.

Я слышу: свищет аквилон,
Качает елию скрыпучей,
И с непогодою ревучей
Твой рёв мятежный соглашен.

Зачем, с безумным ожиданьем,
К тебе прислушиваюсь я?
Зачем трепещет грудь моя
Каким-то вещим трепетаньем?

Как очарованный стою
Над дымной бездною твоею
И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою.

Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединяй протяжный вой
С протяжным отзывом долины!

В 1976 году Вера Георгиевна Загвоздкина, основатель музея, получила в дар бесценный раритет. Директор музея-усадьбы «Мураново» Кирилл Васильевич Пигарев, правнук Ф.И. Тютчева передал ей книгу, первое издание сочинений Е.А.Боратынского «Эда, финляндская повесть, и Пиры, описательная Поэма».

«Вот новая поэма Боратынского…это образец грациозности, изящества и чувства. Вы будете от нее в восторге»,

– писал Александр Сергеевич Пушкин Прасковье Александровне Осиповой в 1826 году.

Е.А.Боратынский и В.А.Жуковский

Во время службы в Финляндии покровителем поэта стал В.А.Жуковский. Поэтому в Голубой комнате представлен портрет воспитателя будущего императора Александра II и три его офорта из серии “Виды Царского села”. Василий Андреевич выполнил их в 1820-х годах.



В.А.Жуковский. Офорт из серии “Царское село”

Музей Е.А.Боратынского. Розовая комната

Экспозиция продолжается в Розовой комнате. Представлю нашего добровольного экскурсовода. С каким блеском она проводила экскурсию, иным профессионалам стоит у неё поучиться!

При жизни Николая Евгеньевича Боратынского Розовую комнату использовали как детскую, позже – как классную. Последним её обитателем был правнук Евгения Абрамовича – художник Александр Александрович Боратынский, проживший на свете всего 19 лет.
Комната так и дышит семейной атмосферой, изразцовая печь придаёт ей настоящий уют.

Экспозиция Розовой комнаты рассказывает о семейной жизни поэта.

Мы расстались с Боратынским в Нейшлотском полку. В тогдашней столице Финляндии, Гельсингфорсе, Е.А.Боратынский служил при штабе Закревского. Служба в Финляндии принесла новых друзей и пылкую влюблённость. Евгений увлёкся Аграфеной Фёдоровной Закревской, женой генерала Закревского.

Страсть вызвала не только страдания, но и множество стихотворений. Одно из них – “Нет, обманула Вас молва” или “Уверение”.

“Нет, обманула вас молва,
По-прежнему дышу я вами,
И надо мной свои права
Вы не утратили с годами.
Другим курил я фимиам,
Но вас носил в святыне сердца;
Молился новым образам,
Но с беспокойством староверца”.

В 1825-м году последовало производство в офицеры, а значит – возможность подать в отставку. Евгений Абрамович не собирался скоропалительно оставлять службу. Но дело ускорила болезнь матери. Немалую роль в судьбе Е.А.Боратынского сыграл Денис Васильевич Давыдов. Он лично ходатойствовал перед Закревским об отставке Боратынского. С зимы 1826-го года прошение поэта удовлетворили и он поселился в московском доме поэта-партизана на .

Семья Е.А.Боратынского

В первопрестольной – новые знакомства и друзья. Среди них – генерал-майор Лев Николаевич Энгельгардт.


Портрет семьи Энгельгардт. Копия А.Е. Боратынской, дочери поэта, с оригинала Карла Барду. Середина XIX века

Вскоре новый друг стал его тестем – Евгений сделал предложение дочери Энгельгардта – Анастасии Львовне. Венчание состоялось в июне 1826-го года.

Супруги сначала жили в Москве. Евгений Абрамович поступил, было, на гражданскую службу, но в 1831 году окончательно ушёл в отставку.


Е.А.Боратынский. Фототипия с несохранившегося рисунка. 1840-е годы

В браке Боратынские имели семеро детей – трёх сыновей и четырёх дочерей.

Портрет молодого человека из семьи Боратынских. Неизвестный художник, (школа Тропинина?) первая половина XIX века.

Супруги с детьми жили то в Москве, то в подмосковном имении Мураново. Анастасия Львовна получила усадьбу в качестве приданого. Московскому периоду жизни посвящены цветные литографии с видами Первопрестольной.

Старинная мебель напоминает о Мураново.

Е.А.Боратынский и Казань

Часть экспозиции Розовой комнаты рассказывает о жизни в Каймарах. Помимо Мураново, Анастасия Львовна унаследовала богатое поместье Каймары Казанского уезда. На экспозиции представлена акварель – вид на церковь Кирилла Белозерского в селе Каймары.


Вот как выглядел храм в недавнем прошлом.

Поэт бывал и Казани. В музее хранятся подлинные раритеты, в том числе письменный стол поэта. Семейные предания говорят, что именно за этим столом создавались знаменитые элегии Боратынского. Среди них – “Мой Элизий”, навеянная смертью А.А.Дельвига.

“Не славь, обманутый Орфей,
Мне Элизийские селенья:
Элизий в памяти моей
И не кропим водой забвенья.
В нем мир цветущий старины
Умерших тени населяют,
Привычки жизни сохраняют
И чувств ее не лишены.
Там жив ты, Дельвиг! там за чашей
Еще со мною шутишь ты,
Поешь веселье дружбы нашей
И сердца юные мечты.”

1830-е годы считаются периодом кризиса в литературном творчестве поэта. Писательская деятельность сокращается.

“Он шёл своей дорогой, один и независим”

– написал о нём А.С.Пушкин в незаконченной статье “Баратынский”.
На секретере представлены собрание сочинений Боратынского 1835-го года и репринтное издание сборника “Сумерки”. Обратите внимание на костяной ножик для разрезания бумаги – это подлинная вещь, принадлежавшая поэту.

В Розовой комнате внимания заслуживает настольная лампа. Она тоже подлинная, принадлежала Е.А.Боратынскому.


Зелёная лампа. Принадлежала Е. А. Боратынскому. Начало XIX века.

И ни в коем случае не проморгайте два артефакта: фарфоровую чашку Евгения Абрамовича из Каймарсого дома


и шкатулку-подчасник А.Л.Боратынской. На ней изображена великолепная сцена охоты на кабана. (Мы пропустили, фото с сайта музея http://boratynskiy.tatmuseum.ru).

Тамбовская область

Места России

Памятное место усадьбы Боратынских "Мара" с. Софьинка

Усадьба была основана генерал-лейтенантом Абрамом Андреевичем Боратынским, отцом знаменитого поэта. С февраля 1799 до 1804 года А. А. Боратынский вместе с женой Александрой Федоровной жил в селе Вяжля (ныне Марьинка Кирсановского района), где у них родились Евгений (1800-1844), Софья (1801-1844) и Ираклий (1802-1859). После конфликта с братьями в 5 верстах от Вяжли он начал строительство дома - у оврага на северо-восточной окраине леса. Парадный фасад деревянного одноэтажного дома был оформлен мезонином с маленьким балкончиком над первым этажом, сплошной стеклянной стеной оранжереи и двухэтажной кирпичной башней, где располагался кабинет хозяина и отопительная установка для оранжереи. В августе 1833 года состоялся раздел имения А. А. Боратынского (узаконенный только в 1848 году), по которому хозяином Мары стал Сергей Абрамович Боратынский, который перенес дом и служебные постройки в рощу на пригорок, ближе к деревне Мары (ныне - Софьинка Умётского района). При этом архитектура и планировка дома были сохранены. В это время его женой была вдова барона А. А. Дельвига - Софья Михайловна (урожденная Салтыкова).
Главным помещением в доме являлась столовая (одна стена ее была стеклянная и выходила в зимний сад): Посредине большой овальный обеденный стол с блестящей полированной поверхностью, покрытый светло‑коричневым сукном. В углу у стены, примыкавшей к оранжерее, концертный рояль, шкафчик с нотами; напротив, у другой стены - гарнитур мебели - диван, несколько кресел и круглый полированный стол, весь гарнитур крыт зеленым сукном. Над диваном копия с картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна». У широкого тройного окна два столика - ломберных, а немного дальше у стены чайный шкафчик. На этом шкафчике стояли бюсты А. А. Дельвига и Б. А. Боратынского. Меблировку столовой дополняли трюмо черного дерева, резное со столиком, на котором стояли красивые бронзовые часы под стеклянным колпаком, дальше - книжный шкаф. По сторонам трюмо висели две миниатюры - на одной из них красавица А. Д. Абамелек, жена Ираклия Абрамовича Боратынского, на другой - он сам в парадной военной форме. В углу низенький диван, тоже крытый зеленым сукном, - этот диван поступал в распоряжение детей <…> еще один шкафчик для повседневной посуды и большая кафельная белая печь.
За столовой шла гостиная с камином, облицованным мрамором. Мебель в гостиной была скромной; у окна стояла фисгармония, изготовленная Сергеем Абрамовичем. Над камином, облицованным белым мрамором, рамещался указывавший направление ветра прибор (также сделанный Сергеем Абрамовичем), связанный с флюгером на крыше; на каминной полке размещались круглые золоченые бронзовые часы, - по преданию, подарок императрицы Александре Федоровне в день ее свадьбы с молодым гене­ралом Абрамом Боратынским. В доме также стоял рояль карельской березы, на котором, по преданию, играл Михаил Иванович Глинка. В спальне своей жены Сергей Абрамович устроил «возле ее кровати так, что она могла нажать кнопку и на окнах опускались сетки, чтобы ее не беспокоили комары, если нажать другую - опускались темные занавески».
На въезде в усадьбу стояли два столба в виде обелисков с изображением герба рода Боратынских. В западной части усадьбы была расположена Покровская церковь с семейным кладбищем. В начале 1810‑х годов церковь сгорела и к 1818 году была построена каменная Вознесенская церковь в классическом стиле. На кладбище были похоронены мать поэта Александра Федоровна Баратынская, ее родная сестра Екатерина Федоровна Черепанова, второй владелец усадьбы Сергей Абрамович с женой Софьей Михайловной и их дети: сын Михаил Сергеевич и дочери Елизавета (Дельвиг), Анастасия, Александра, мраморные надгробия которых сохранились до сих пор. Справа от входа, в углу кладбища, было выделено место для погребения иноверцев, где похоронили гувернера, итальянца Жьячинто Боргезе.
В парке на краю оврага был сооружен грот - здание, фасад которого напоминал старинный полуготический замок. Оно состояло из нескольких частей, каждая из которых имела самостоятельный выход. Центральная часть, с овальными, слегка заостренными кверху окнами с цветными стеклами, представляла собой большую квадратную залу с люстрой, - которую и называли гротом. Здесь, по воспоминаниям композитора Ю. К. Арнольда, жившего в 1839 году по соседству с Боратынскими, были поставлены два акта оперы «Анна Болейн» Г. Доницетти; партии исполняли члены семьи Боратынских. На другой стороне оврага - для симметрии - была выстроена из красного кирпича башня с воротами готического вида.
Гостями имения Боратынских были Н. И. Кривцов, Э. А. Дмитриев-Мамонов, барон А. И. Дельвиг, Н. Ф. Павлов, А. Д. Баратынская (урожденная княжна Абамелек-Лазарева), А. М. Жемчужников, В. Н. Чичерин и его брат Б. Н. Чичерин, Ц. А. Кюи и другие.
В 1820-1830 годах в Мару приезжал и подолгу жил здесь Евгений Боратынский. Уже в 1837 году и особенно в последний приезд в Мару осенью 1840 - зимой 1841 годов он с горечью отмечал, что усадьба приходит в упадок. Здесь была написана знаменитейшая элегия на русском языке, так и названная, - «Запустение».
После смерти Сергея Абрамовича Боратынского хозяйкой имения стала его жена, Софья Михайловна. После ее смерти имением управляла жившая здесь с двумя незамужними дочерями Сергея Абрамовича дочь Дельвига - Елизавета Антоновна. Она была инициатором создания в усадьбе сценическо-музыкального общества; к постановкам привлекались родственники и соседи по имению; на вечерних концертах читались стихотворения Пушкина, Боратынского, Дельвига, исполнялись романсы. По воспоминаниям Е. Н. Шаховой «все сестры Баратынские были замечательными музыкантшами, особенной одаренностью обладала Чичерина Софья Сергеевна, в молодости, посещая с мужем Италию, она выступала в Риме на любительских концертах в игре на рояле, арфе, виолончели и имела огромный успех».
Во время погромов помещичьих усадеб в 1905 году имение почти не пострадало. После революции 1917 года усадьбу национализировали. В апреле 1919 года, по сведениям журналиста Е. В. Кончина, Вяжлинским волостным советом и местным комитетом РКП ставился вопрос об увековечении памяти Е. А. Боратынского, устройстве в бывшем усадебном доме музея и сельской библиотеки-читальни имени поэта. В письме от 12 мая 1919 года Е. П. Катин писал: "В моих скитаниях по Тамбовской губернии я забрел в село Вяжлю, при коем находится имение поэта Боратынского. Оно каким-то чудом уцелело от поголовного истребления.… Были имения, в которых в буквальном смысле не осталось камня на камне.… Среди этого нашествия вандалов каким-то чудом осталось нетронутым имение Боратынских. В нем устроен агрономический пункт, и в самом доме живет агроном Александр Викторович Соколов. Все материальные ценности украдены…, но духовные сокровища целы. Полное собрание рукописей Дельвига, предсмертное письмо Рылеева, письмо Пушкина, рескрипты Анны Иоанновны - вот приблизительно, что там есть.… Не говоря уже о том, что сам дом должен быть сохранен, все, что в нем еще пока есть, необходимо сберечь самым тщательным образом… Добейтесь во чтобы то ни стало через Анатолия Владимировича <вероятно, имеется в виду Анатолий Васильевич Луначарский> принятия экстренных мер к надлежащей охране…"
В августе 1919 года здесь занимался систематизацией рукописного собрания сотрудник отдела научных библиотек Наркомпроса Кирилл Петрович Сперанский, который вывез архив в Тамбов, где на заседании Тамбовского общества изучения природы и культуры родного края сделал доклад. В 1920 году архив был перевезен в Москву, а затем часть в Петроград. В 1921 году копия картины «Сикстинская Мадонна», бюсты А. А. Дельвига и Б. А. Боратынского поступили в Кирсановский музей. Вскоре усадебный дом был передан Град-Уметскому волостному комитету; через некоторое время в здании произошел пожар. Парк был отдан в аренду крестьянскому кооперативу «Товарищество Свободы». В церкви после закрытия хранилось зерно. В начале 1940-х годов было разрушено кладбище, а в 1954 году здание церкви было разобрано на кирпич.
На протяжении ХIХ столетия имение Боратынских Мара было своеобразным культурным центром. Что-то непреодолимое тянуло сюда многих знаменитых людей того времени. Здесь читались и обсуждались стихи, велись споры философского характера, писались живописные произведения, звучала музыка, ставились оперы. Тамбовскую усадьбу Боратынских по праву можно назвать «дворянским гнездом», поскольку здесь родились, выросли и получили первоначальное образование дети самого просвещенного сословия русского государства.
На Тамбовщине имя великого поэта не забыто. До недавнего времени имение Мара представляло собой руины фундамента, вырубленный парк, полуразрушенный некрополь. Но благодаря стараниям тамбовских и мичуринских краеведов, литературоведов отремонтирована дорога, восстановлен некрополь, с 1984 года в селе Софьинка ежегодно проводят праздники - дни поэзии Е.А.Боратынского, функционирует музей Е.А. Боратынского.

Примечание
Фамилия поэта имеет двоякое написание. Во второй половине XIX века преобладало написание через букву "а" - Баратынский; оно возникло при жизни Евгения Абрамовича исключительно по инициативе первых его издателей и с ним поэт вошел в литературу. Однако свои письма и деловые бумаги представители древнего дворянского рода Боратынских подписывали через букву "о"- Боратынские. Об этом свидетельствуют и надписи на надгробных памятниках членов фамилии, ныне находящихся на кладбищах Петербурга, Москвы, Тамбовщины.

Информационно-туристический портал Тамбовской области http://www.turtmb.ru/

Судьбой наложенные цепи Упали с рук моих, и вновь Я вижу вас, родные степи, Моя начальная любовь. Степного неба свод желанный, Степного воздуха струи, На вас я в неге бездыханной Остановил глаза мои.

Но мне увидеть было слаше Лес на покате двух холмов И скромный дом в садовой чаще, Приют младенческих годов, -

писал Е.А. Баратынский в своем стихотворении, посвященном возвращению в 1828 году в Мару - родовое имение Баратынских в Кирсановском уезде Тамбовской губернии.

В 1797 году император Павел I пожаловал братьям Баратынским - генерал-лейтенанту Абраму Андреевичу и вице-адмиралу Богдану Андреевичу - большое тамбовское село Вяжля. В 1802 году оно было разделено между братьями. A.A. Баратынскому досталась та часть села, что называлась Мара; говорили, что «по-татарски» это означает «овраг». A.A. Баратынский возвел здесь большой каменный дом, хозяйственные помещения, а в пресловутом овраге устроил каскад прудов, мостики, беседки, каменный грот с потайным ходом, разбил парк.

19 февраля 1800 года в Маре родился Евгений Абрамович Баратынский - Буба, как его ласково звали родители. «Это такой ребенок, что я в жизни моей не видывал такого добронравного и хорошего дитя», - писал счастливый отец. Воспитателем ребенка стал итальянец Дж. Боргезе, с которым у мальчика быстро установились дружеские отношения. Под руководством «дядьки» будущий поэт освоил итальянский и французский языки, а его эмоциональные рассказы о далекой Италии навсегда запечатлелись в душе ребенка.

Ты мне Италию порой

Хвалил с блестящим увлечением,

Страну, любимую тобой... -

Это строки из стихотворения «Дядьке-итальянцу», написанного Баратынским в 1844 году в Италии. К тому времени любимого дядьки-итальянца уже давно не было на свете, и самому поэту оставалось жить считанные месяцы...

Баратынский провел в Маре первые двенадцать лет жизни. В 1812 году его отправили учиться в Пажеский корпус в Петербург, потом была неприятная история с кражей, солдатская служба в Финляндии... Только в 1828 году Баратынский снова побывал в Маре. К тому времени усадьба находилась в запустении. Повзрослевшие дети разъехались кто куда. После смерти отца усадьба еще какое-то время поддерживалась, но потом в Маре осталась только мать, А.Ф. Баратынская, которой трудно было следить за порядком в обширном имении. Парк зарастал, беседки и мостики разрушались.

Баратынский приезжал в Мару обыкновенно на несколько месяцев. С&мым длительным было его пребывание в Маре с осени 1832 по зиму 1834 года. Он много работал, здесь написал стихотворения «Я возвращуся к вам, поля моих отцов», «Она», «Судьбой наложенные цепи», «Не бойся едких осуждений», «Последняя смерть», «Княгине З.А. Волконской», «Не ослеплен я музою моею», «Подражатели», «Я посетил тебя, пленительная осень» и др. Последний раз Баратынский приехал в Мару в 1837 году.

А.Ф. Баратынская умерла в 1852 году, прожив в ней почти безвыездно всю свою жизнь. Умная и образованная, она умела дать прекрасное воспитание всем своим детям. Они часто навещали ее: Ираклий - ярославский губернатор; Лев - остроумный и веселый собеседник, душа местного общества; Сергей - врач, оставивший по себе добрую память в здешних местах; Варвара - жена знаменитого педагога С.А. Рачинского, владельца Татева.

После смерти матери усадьбу унаследовал брат поэта - Сергей Абрамович Баратынский. При нем усадьба пережила второе рождение: был расчищен и благоустроен парк, восстановлены «затеи». «Над гротом в овраге, где он любил проводить целые дни, укрываясь от летнего зноя, Сергей Абрамович построил прелестное летнее жилище, куда он переселялся со всем семейством на несколько недель или даже месяцев. Внизу, возле источника, возвышалась изящной архитектуры купальня в виде готической башни, к которой вел красивый мост... В семейные праздники по лесу развешивались разноцветные фонари и зажигались бенгальские огни, что придавало всей местности фантастический вид», - вспоминал Б.Н.Чичерин, сосед Баратынских по имению: его родовая усадьба Караул находилась поблизости.

Мара, имения Хвощинских - Умет и Н.И. Кривцова - Любичи образовывали, по словам современников, «замечательный культурный центр». «Культурное значение подобных средоточий, на старых родовых гнездах основанных, несомненно: пока еще живут эти, увы, поредевшие ныне уголки в старом отечестве, пока правительством не совсем еще расшатаны лучшие устои его спокойного и мирного развития, еще нельзя отчаиваться за будущее», - писал в 1906 году граф С.Д. Шереметев. Что ж, граф Шереметев достаточно трезво смотрел на будущее России. Идеализировать помещичий быт, конечно, ни в коем случае нельзя - тут много было, говоря словами A.C. Пушкина, «и барства дикого, и рабства тощего». Но действительно, после падения церкви и русской усадьбы - оплота семейных, фамильных, родовых традиций, связывавших поколения рода и историю страны в органическое целое, - в 1917 году погибла и наша страна. И все современные попытки «возродить» что-то русскоподобное заранее обречены на провал, ибо отсутствует, разорвана, уничтожена связь времен, и на малопонятных большинству из нас развалинах прошлого уже ничего построить невозможно. «Драгоценны вековые могучие связи, и не порываются они безнаказанно; недаром события тяжким укором и назиданием отвечают общественному легкомыслию и убожеству», - писал тот же С.Д. Шереметев.

Хозяин Мары С.А. Баратынский умер в 1866 году. Его жена владела имением еще двадцать два года. С 1888 года усадьба перешла к их детям.

Уже с конца XIX века Мара постепенно стала приобретать мемориальное значение. «Оставшиеся в живых из рода Баратынских продолжают свято хранить и старую усадьбу своих предков, и неугасимые лампады над их могилами», - сообщается во втором томе «Полного географического описания нашего Отечества», изданного под редакцией П.П. Семенова-Тян-Шанского.

Летом 1917 года Мара была разграблена и сожжена. В апреле 1919 года местный волостной совет принял решение об устрой* стве музея в разоренной усадьбе, но тут вспыхнуло Антоновское восстание. Мара попала в эпицентр боевых действий. В последующие годы была разрушена Ильинская церковь, вырублен парк.

До наших дней от усадьбы Баратынских не сохранилось ничего, кроме семи или восьми разбросанных белокаменных надгробий на разоренном кладбище. Вопрос о восстановлении усадьбы и о создании в ней музея обсуждался в 1970-х годах, но до дела так и не дошло. Как известно, русская культура - не самая необходимая вещь в повседневной жизни современных «русских патриотов».

Последние публикации:

Почему мы продаем свой дом? Причины могут быть самые различные: переезд в другой город, страну, деревню либо смена работы и другие. Решение приняли окончательно и бесповоротно

История усадьбы…важно ли это?

Возможно, кому-то повезло жить в какой-то старинной усадьбе, хозяином которой прежде был какой-то аристократ. В таком доме можно почувствовать себя в его шкуре, попытаться понять, о чём он думал и как жил

Параметры высоток – важный аспект строительства

Характерными контурами городского современного ландшафта многих городов стали высотные здания. Строительство таких зданий не только делают город современным, но и на небольшом участке земли обеспечивают беззаботное проживание большому количеству людей.

Как накопить на квартиру?

Не однократно, и уверена в том, что каждый задавал вопрос, где взять деньги на покупку недвижимости? Каким образом накопить их как можно быстрее? Ведь покупка квартиру в крупных городах – это не дешевое удовольствие и даже доплату на обмен или первичный взнос по ипотеке, являет собой очень не маленькую сумму.



просмотров