Изобразительное искусство русского реализма презентация. Презентация - изобразительное искусство реализма

Изобразительное искусство русского реализма презентация. Презентация - изобразительное искусство реализма



Изобразительное искусство реализма

Презентацию подготовила

ученица 11 класса

МОУ СОШ с. Б-Лука

Вадинского района

Пензенской области

    Реализм (от позднелат. realis - вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы (например, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм). Методы эти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства.




Из истории реализма



    Советское реалистическое искусство требует от художника тесной связи с жизнью и высокопрофессионального мастерства. Отсюда особое внимание к художественной школе, к методам овладения языком изобразительного искусства. Реалистическое искусство пользуется языком, ясным для всех, оно доступно людям всего земного шара и стремится отображать реальную действительность правдиво, без искажений. Все великие художники реалистического направления при изображении человека стремились использовать язык ясный и понятный, чтобы зритель, независимо от нации, расы и уровня образования, мог «прочитать» произведение художника-реалиста.

    Советский художник также должен хорошо владеть реалистическим рисунком, чтобы суметь запечатлеть образы своих современников, чтобы и потомки наши смогли получить правильное представление о нас. Народный художник СССР Т. Салахов пишет: «Если художник создает зашифрованные ребусы и шарады, то это говорит о его замкнутости и оторванности от жизни... Молодые художники не могут не задумываться об изобразительной форме, которая лучше всего передавала бы индивидуальность современных героев, их духовную наполненность, преклонения художника перед красотой реального мира».

  • Объективное познание натуры дает возможность художнику реалистически убедительно изобразить ее на плоскости, а эти объективные знания художник может приобрести только с помощью науки. Изучение перспективы, анатомии, теории теней имеет тесную связь с искусством, хотя искусство и наука по разным законам познают природу.



    Теоретический принцип и основное художественное направление, господствовавшее в СССР в середине 1930-х - начале 1980-х гг. В советском искусстве и художественной критике уже в конце 1920-х гг. сложилось представление об исторической предназначенности искусства - утверждать в общедоступной реалистической форме социалистические идеалы, образы новых людей и новых общественных отношений. Эта программа отвергала такие важные этапы национального наследия, как религиозное искусство средних веков и авангардное искусство XX в. Были разработаны основные принципы соцреализма: правдивое изображение действительности в ее, революционном развитии, сочетание исторической конкретности образов с их героикой и романтикой.



Художники - реалисты

  • Как никогда раньше, художников-реалистов интересовала судьба простого человека. Его обыденная, прозаическая и в тоже время возвышенно-прекрасная жизнь становится главным предметом изображения. На первый план выдвигается не идеализация, а задача художественного познания народа, его истории, условий, причин и обстоятельств событий.


Гюстав Курбе (1819-1877гг.)

  • Густав Курбе (1819–77) – французский художник, родился в городе Орнане.

  • В 1839 году переехал в Париж. Именно там проходило обучение живописи в биографии Курбе. В основном, он учился путем копирования шедевров В Лувре. В 1847 его произведение «Wounded Man» (Лувр) раскритиковали, не приняв в салон. Тем не менее, две более ранних картины Курбе были приняты.

  • Он впервые получил внимание публики благодаря «After Dinner at Ornans» (Лилль) в 1849. В следующем году были выставлены «Funeral at Ornans» (1849–50, Лувр), «Stonebreakers» (1849, Лувр). Благодаря выбору предметов из обычной жизни, упрямству, смелости художника, его работы часто оскорблялись. Наслаждаясь трагедией, Курбе со временем дорос до того, чтобы защищать свои произведения, выражения вновь обретенного политического радикализма.

    В 1855 году Курбе представил свету работу «Painter’s Studio» (Лувр). Оспариваемый академическими художниками, он организовал свой собственный зал, где выставил 40 картин, а также издал манифест реализма. Продолжая провоцировать, Курбе дважды пытался выставить свои полотна в салоне в 1860х годах, ему было отказано. Тем не менее за это десятилетие биография Густава Курбе стала известна как лидера реалистической школы живописи. Его влияние стало громадным.

    В Парижской коммуне (1871) Курбе был президентом федерации искусств. После падения Вандомской колонны Курбе был несправедливо осужден, заключен в тюрьму. В 1873 году он бежал в Швейцарию, где провел несколько лет в нищете. Не смотря на это, его эстетические теории не предназначались для распространения. Картины Курбе восхищают откровенностью, энергией, прочной композицией.


Картины Гюстава Курбе


Франсуа Милле (1814-1875гг.)

  • Жан Франсуа Милле родился 4 октября 1814 года в деревне Грюши, в Нормандии.

  • Его отец служил органистом в местной церкви, один дядя будущего художника был врачом, а второй - священником. Эти факты многое говорят о культурном уровне семьи будущего художника. Милле с ранних лет работал на ферме, но при этом получил хорошее образование, изучал латынь и на всю жизнь сохранил любовь к литературе. С детства мальчик проявлял способности к рисованию.

  • Положение Милле в мире искусства резко изменилось в 1848 году. Отчасти это было связано с политическими событиями, а отчасти с тем, что художник нашел, наконец, тему, которая помогла ему раскрыть свой талант.

  • Он получил правительственный заказ на картину «Агарь и Измаил», но, не закончив ее, сменил тему заказа Так появились знаменитые «Сборщицы колосьев». Полученные за картину деньги позволили Милле перебраться в деревню Барбизон близ Парижа.

  • 1860-е годы оказались для художника гораздо более успешными. Его работы пользовались большим спросом у коллекционеров.

  • 20 января 1875 года художник в возрасте 60 лет скончался в Барбизоне и был похоронен близ деревни Шалли, рядом со своим другом Теодором Руссо.

  • Жан Франсуа Милле нашел свое призвание в изображении картин сельского быта. Он писал крестьян с глубиной и проникновенностью, напоминающими о религиозных образах. Его необычная манера принесла ему заслуженное признание, не подвластное времени.


Картины Франсуа Милле


  • Реалистическая направленность изобразительного искусства нашла яркое воплощение в творчестве русских художников XIX в. Следует прежде всего назвать Алексея Гавриловича Венецианова


Алексей Гаврилович Венецианов

    Венецианов Алексей Гаврилович - живописец (1780 - 1847). Пользовался уроками Боровиковского. Был почетным вольным общником Академии Художеств. В 1812 г. издавал, вместе с Теребеневым, политические карикатуры на Наполеона и его союзников. Был первым, по времени, русским живописцем натуралистического направления и родоначальником русской бытовой живописи. Завел у себя, в Вышневолоцком уезде, нечто вроде художественной школы, в которой получили подготовку свыше 70 живописцев (Г. Михайлов, А. Тыранов, С. Зарянко и др.). Кроме деревенских типов и сцен их простонародного быта, Венецианов писал портреты и картины религиозного содержания. Из жанровых его произведений наиболее известны: "Приобщение умирающей", "Старуха-крестьянка, опирающаяся на клюку" (обе в Румянцевском музее), "Мальчик-крестьянин, надевающий себе на ноги лапти" (в Эрмитаже), "Гумно", "Спящий пастушок", "Помещица, занятая хозяйством" и "Группа крестьян" (в музее Александра III), "Лето" и "Этюд крестьянина" (в Третьяковской галерее), "Балерина одевающаяся к балу" (у М.П. Фабрициус в СПб.), а из религиозных картин - "Предстательство Богородицы за воспитанниц Смольного монастыря" (в соборе всех учебных заведений, в СПб.). В 1911 г. Обществом защиты и сохранения в России памятников искусства и старины была устроена отдельная выставка его произведений. - См. барон Н.Н. Врангель "А.Г. Венецианов в частных собраниях"


Картины Венецианова


Иван Николаевич Крамской

  • Иван Николаевич Крамской (1837 , Острогожск - 1887 , Санкт - Петербург) - русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи, художественный критик.

  • Под влиянием идей русских демократов-революционеров Крамской отстаивал взгляд о высокой общественной роли художника, принципов реализма, моральной сущности и национальности искусства. Он стал одним из основных организаторов и идеологов общества подвижных выставок искусств Передвижники.

  • Художник умер 24 марта 1887 года, во время работы над портретом доктора Раухфуса , когда он внезапно наклонился и упал. Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно.


Картины Крамского


Павел Андреевич Федотов (1815-1852)

    ФЕДОТОВ ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ - известный русский живописец и рисовальщик, основоположник критического реализма в бытовом жанре, aкадемик живописи (1849г.), aвтор поэмы «Женитьба майора» (1847г.). П. А. Федотов - одинокая и трагическая фигура в русском искусстве середины XIX в. Как и многие талантливые люди того времени, он жил и умер недостаточно понятым и оцененным современниками. Судьба не дала ему ни душевного равновесия, ни материального благополучия, ни простых человеческих радостей, ни даже смерти достойной. А между тем Федотов был первым из художников, кто сумел своими произведениями бытового жанра разрушить броню академической эстетики классицизма и проложить путь новому направлению в русском искусстве.



Шедевры реализма П.А.Федотова


Орест Адамович Кипренский (1782-1836)

  • Кто шагнул совсем юным в искусство России на пороге XIX века и буквально в десятилетие создал полотна, сразу показавшие Европе, что в Петербурге появился талант силы необычайной?

  • Это был Орест Кипренский, первый из наших соотечественников, чей автопортрет вошел в коллекцию знаменитой флорентийской галереи Уффици и потряс итальянских коллег мощной светоносной живописью, настолько неожиданной и непривычной для той эпохи, что маститые мастера приняли однажды его картину за работу Питера Пауля Рубенса. Кипренский словно шутя одолел вершины портретного мастерства (хотя это досталось ему ценою невероятного труда) и открыл своими холстами путь в европейское искусство.

    Входишь в музейный зал, где висят полотна Ореста Адамовича Кипренского, и сразу попадаешь в особый мир. Хочется понять: чем же отличаются его портреты, почему возникает это ощущение особого, своего мира? Исследователи творчества художника приходят к мысли, что именно Кипренскому удалось в живописи приблизиться к тому методу отображения жизни, который в литературе «открывали» Пушкин, Баратынский, Батюшков, в музыке - Глинка, Алябьев... Не все ясно в судьбе этого замечательного художника. Исследователи до сих пор распутывают тугой узел из правды и вымысла, романтических историй и клеветы, различных толкований творческого метода художника, который сплелся вокруг его личности.



Карандашная работа


Портретное искусство О.А.Кипренского


Василий Григорьевич Перов

  • Перов Василий Григорьевич. (2 января 1834 – 10 июня 1882). Перов Василий Григорьевич. (2 января 1834 – 10 июня 1882).

  • Художник-передвижник. Один из организаторов Товарищества передвижников. Творчество Перова явилось толчком для развития критического реализма в русской живописи. В его произведениях ярко проявились особенности русского критического реализма этой поры. Зрелый мастер бытового жанра и глубокий психолог, Перов выступает в ряде случаев и как тонкий пейзажист, и как автор выдающихся портретов.


Картины Перова




Портретная живопись реализма


  • Реалистические пейзажи, созданные французскими и русскими живописцами, погружают зрителей в мир глубоких размышлений о сущности бытия и вечных духовных ценностях. Несмотря на то, что жанр пейзажа издавна считался академическим и далёким от реальной жизни, именно в нём были сделаны наиболее яркие открытия.


Природа в изображении реалистов




«Девятнадцатый век будет отличаться от всех предшествовавших веков точным и пламенным изображением человеческого сердца». Стендаль Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ», 1830 Французская буржуазная революция 1848 г., а затем первая в мире пролетарская революция 1871 г (Парижская коммуна) окончательно развеяли романтические иллюзии и заставили обратить взоры на нужды простого человека.


Романтизм реализм Отношение к действительности Отличительные признаки Фиксирует пороки и недостатки в жизни общества. Изображает много субъективного и индивидуального. Заостряет внимание на причинах, породивших зло в обществе. Стремится к объективности, используя художественные приёмы сатирического осмеяния. Особенности изображения человека Единство взглядов автора и его героев. Личность воздействует на общество Между автором и героями пролегала определённая дистанция. Общество оказывает существенное влияние на личность. «Реализм – это правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» Ф.Энгельс


РЕАЛИЗМ – (realis от латинского слова – вещественный) - стремление к более полному, глубокому и всестороннему отражению действительности во всех ее проявлениях. В 50-х гг. XIX века впервые т ермин «реализм» употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри для обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму. В 1857 г книгу«Реализм», В 1857 г. он опубликовал книгу под названием «Реализм», в которой предлагал рассматривать реализм как нечто неопределённое, изменчивое, наиболее точно отражавшее суть данной эпохи.


Натурализм - крайняя степень реализма. «Реализм нельзя смешивать с видимым подобием действительности….. Совершенство художественного образа не зависит от степени подражания природе.» Эмиль Золя С середины 19 в. Термины «реализм» и «натурализм» часто употреблялись как синонимы, а с 1870-х годов натурализм стал выделяться в литературно-художественном движении. Эмиль Золя () Золя сторонник принципов натурализма (книга «Экспериментальный роман», 1880). В художественном творчестве Золя черты натурализма переплетаются с чертами критического реализма.


Рождение реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма» (из 13 картин были отобраны 11 картин – две были отвергнуты). Гюстав Курбе (1819 – 1877 гг.) Он умел довести каждый персонаж до типической значимости, угадать в каждом герое судьбу целого поколения. французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи.пейзажист жанристпортретистромантизмареализма













Последние годы жизни Г.Курбе В 1871 году Гюстав Курбе вошел в состав Парижской Коммуны. Этот шаг ему не был прощен. После разгрома Коммуны, во время версальского террора, Курбе был отдан под суд. Его обвинили в разрушении Вандомской колонны, воздвигнутой в 1783 году. Решением суда Курбе был брошен в тюрьму и приговорен к колоссальному штрафу. Друзья пришли художнику на помощь: он бежит в Швейцарию, где проходят последние годы его жизни. Трогательный рельеф «Женщина и чайка» был последним, что он сделал перед смертью. «Женщина и чайка»


«Домье рисует лучше всех нас.» Э. Делакруа Оноре Домье () французский живописец, рисовальщик, карикатурист, скульптор, мастер литографии (отпечаток с камня) Как художник Домье родился в 1830 г., когда еженедельная газета «Карикатюр» стала издавать его гравюры. С первых же творческих шагов проявляются его политические симпатии.


Он делает карикатуры на Луи Филиппа, занявшего престол во время революции 1830 г. после изгнания Бурбонов, изображая его с грушевидной головой. Суть изобразительной метафоры состояла в том, что по-французски слово «poire» обозначает и «груша» и «дуралей». Луи Филипп в образе Гаргантюа. Карикатура на Луи Филиппа.


Законодательное чрево. Как сотрудник газеты, он имел право входа в ложу прессы Бурбонского дворца и потому просиживал на заседаниях палаты, где вершилась фран­цузская политика. Он изучал своих будущих «героев» и, приходя домой, лепил миниатюрные портреты-бюсты. Так появился рисунок «Законодательное чрево».


Улица Транснонен 15 апреля 1834 года. В апреле 1834 г. произошло восстание ткачей в Лионе, перекинувшееся затем в Париж. На подавление были брошены войска. Жители дома на улице Транснонен, не принимавшие никакого участия в возведении баррикад, стали безвинными жертвами властей: кто-то выстрелил из пистолета из окна пятого этажа, каратели вломились в дом и начали убивать всех подряд, в том числе женщин и детей. Картина стала потрясением для современников. Правительство запретило ее издание: пачки нераспроданных литографий были конфискованы и сожжены.

1 из 71

Презентация - Реализм-художественный стиль эпохи (10 класс)

Текст этой презентации

Реализм – художественный стиль эпохи
Создатель презентации Милюшкина Кристина Павловна ученица 10 класса МОБУ СОШ №5 с.Нагорное Приморский край Пожарский район

Реализм
Метод художественного объективного и всестороннего отображения действительности в искусстве

Реализм
Правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду искусства Никакого приукрашивания внешнего или внутреннего Реализм не допускал

Реализм
realis (от латинского слова – вещественный) В широком смысле обозначает стремление к более полному, глубокому и всестороннему отражению действительности во всех ее проявлениях Реализм изменчив и неопределен, стилистически многолик и многовариантен

Этапы реализма:
Первобытность – наивный реализм
1
Античность –мифологический реализм
2
Возрождение – подражание природе
3
Просветительский реализм – 18 в
4
Реализм – 19 – 20 в
5

классицизм
романтизм
Конец XVIII в.
Начала XIX в.
разум
чувства
реализм
Середина XIX в.
истина

Вопросы для размышления:
Существует ли абсолютный реализм? Разве творчество романтиков или классиков лишено реалистических тенденций? Когда появился реализм в искусстве?

Реализм в художественной деятельности
Не существует абсолютного реализма Это воспроизведение действительности такой, какая она есть Реализм родился вместе и одновременно с искусством

Гюстав Курбе (1819 – 1877 гг.)
1855 г. Персональная выставка «Павильон реализма»

В центре внимания реалистов:
Окружающий мир Природа Общественные отношения Индивидуальные особенности человека

Реализм – правдивое, неприкрашенное изображение людей и условий их жизни.
М. Горький

Реализм в России
В 30 – 40-е годы XIX века в русском изобразительном искусстве, так же как и в литературе появляются и развиваются ростки нового направления – реализма.

В середине XIX века реализм становится ведущим и наиболее влиятельным стилем искусства. Русский художественный критик и историк искусства Стасов называл реализм свежим веянием в искусстве- новым художественным движением. Иными словами, перед искусством стояли новые задачи, была определена новая суть художественного стиля.

Понятие «реализм» очень сложное и многогранное, поскольку применимо как к повседневной жизни, так и к сфере искусства. Можно дать определение данного понятия и в широком смысле слова, и для повседневной жизни, и для сферы художественной деятельности. В искусстве не может быть и не существует абсолютного реализма, т.к. творчество художников не ограничивается рамками только лишь одного художественного стиля.

Только в XIX в. реализму суждено было обрести свой особый почерк и оформиться в новое художественное направление, которое проявилось в различных видах искусства: живописи и графике, скульптуре, музыке и в особенности в литературе. Воспроизводя действительность такой, «как она есть», художники- реалисты не стремятся к её точному копированию, в их произведения остается достаточно места для творческого воображения и фантазии (часто реализм путают с натурализмом- точное копирование явлений действительности)

П.А. Федотов – основоположник реализма в живописи. (фильм)
Автопортрет
Ради искусства он пожертвовал своим личным счастьем. «Меня не станет на две жизни, на две задачи, на две любви», - писал он.

Федотов Павел Андреевич(1815-1847)

Реальная жизнь героев разных общественных сословий в творчестве П. Федотова
«На брюхе - шёлк, а в брюхе – щёлк» - это народное изречение Федотов вспоминал, работая над картиной.
«Завтрак аристократа» (Не в пору гость)

«… начинается рассказО том, как люди на свете живут, Как иные за чужой счет жуют,Сами работать ленятся,Так на богатых женятся…»
«Майор толстый, бравый, Карман дырявый. Крутит свой ус: «Я, дескать, до денежек Доберусь...»
«Сватовство майора»

Типы и характеры в произведениях Федотова
«Свежий кавалер» (Утро чиновника, получившего накануне первый крестик)

«Разборчивая невеста»

Жена-модница

Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847) (фильм)

«Ничего не изображать иначе, как только в натуре» (А.Г. Венецианов)
В его творчестве представлена целая галерея образов русских крестьян, их тяжелого крестьянского труда и быта. Организовал живописную школу, которая стала первым учебным заведением в России, где обучались в основном крепостные крестьяне, мастеровые и мещане.

На пашне. Весна.

Утро помещицы

Художник утвердил простого человека в праве стать героем картины, доказал его физическую и моральную красоту.
«Девушка с васильками»
«Девушка с телёнком»

Особенно полны жизни и правды образы детей.
А. Венецианов «Захарка»
А. Венецианов «Девушка в платке»

Крестьянские дети в поле
Вот те и батькин обед

Вторая половина 19 века (1850-1870 гг.) - Обличительная направленность
Реализм в России
1870 – 1890 гг. – Передвижники (цель – показ облика России и души русского народа)

Передвижники обязаны своим успехом и влиянием П.М. Третьякову и В.В. Стасову. Их основная цель – отражать жизнь со всеми её острыми социальными проблемами, приобщать к искусству провинцию и, наконец, помогать художникам в сбыте их произведений.

Павел Михайлович Третьяков (15 декабря 1832 года - 4 декабря 1898 года) - российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства.

Влади́мир Васи́льевич Ста́сов (2 января 1824 - 10 октября 1906) - русский музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист, общественный деятель.

Художники - передвижники
И. Н Крамской Портреты представителей отечественной культуры
К. Л. Савицкий Герои – люди наёмного труда
В. Е. Маковский Картины - рассказы
И. Е. Репин Жанровая живопись
В. И. Суриков Историческая живопись
И. И. Шишкин Пейзаж
В. М. Васнецов Фольклор, декорации

В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно- исторические формы и творческие методы- просветительский, критический и социалистический.

Просветительский реализм- обращение к изображению повседневной жизни людей; его развитие связано с творчеством мастеров эпохи Просвещения

Просветительский реализм

Реализм XIXв. - критический
Критике подвергались антигуманная сущность эксплуататорского строя, бедствия и страдания обездоленного народа, система нравственных отношений, политика и жизненная философия власть имущих

Критический реализм был ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества, противопоставление их жизни богатым слоям, сочувствие человеческой неблагополучной судьбе.

Критический реализм

В.Г. Перов – один из самых правдивых и горьких художников.(фильм)
Автопортрет

Тема безотрадного горького детства в произведениях В. Перова. Судьба и участь обездоленных детей. Именно через них он передавал безмерность людского горя, нищеты, отчаяния.
«Спящие дети»

«Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию… Художество выступало тут во всем величии: оно рисовало жизнь, оно «объясняло», и оно произносило свой приговор над её явлениями» - писал Стасов.
В.Г. Перов «Проводы покойника»

В.Г. Перов «Тройка. Ученики-мастеровые везут воду» Фильм

В. Г. Перов «Чаепитие в Мытищах»

В.Г. Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом»

Социалистический реализм утверждал в доступной реалистической форме социалистические идеалы, образы новых людей и новых общественных отношений.

МХК, 11 класс

Урок № 17-18

Урок № 17. Реализм - направление в искусстве второй половины XIX века

Урок № 18. «Социальная тематика в западно-европейской живописи реализма»

Д.З.: Глава 16, ?? (с.183), тв. задания (с.183-184) ;

Глава 17, ?? (с.189), тв. задания (с.189-190)

© ред. А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • Познакомить учащихся с характерными чертами русской классической музыкальной школы, творчеством М.И. Глинки;
  • Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать музыкальное произведение;
  • Воспитывать культуру восприятия шедевров русской классической музыкальной школы.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • реализм;
  • Г. Курбе;
  • натурализм;
  • Э. Золя;
  • эстетика реализма;
  • литография;
  • бытовая сатира;
  • академическая живопись

Проверка знаний учащихся

1 . Русский художественный и музыкальный критик, историк

искусства В. В. Стасов (1824-1906) писал, что в русской

музыке М. И. Глинка имеет такое же значение, как А. С. Пушкин

в русской поэзии: «Оба создали новый русский язык - один в

музыке, другой в поэзии». Как вы думаете, что сближает

творчество композитора с поэзией Пушкина? В чём именно

заключалась новизна открытий Глинки в музыкальном

искусстве? Почему его называют основоположником русской

музыкальной классики? В каких музыкальных жанрах им

были созданы непревзойдённые шедевры?

2. Какие черты композиторского мастерства М. И. Глинки

раскрываются в его романсово-песенном творчестве? Почему

именно в русской народной песне и поэтическом творчестве

современных поэтов он черпал своё вдохновение?

Проиллюстрируйте свой ответ произведениями композитора.

Предложите послушать своим одноклассникам некоторые из

наиболее понравившихся вам произведений.

3. Какими музыкальными достижениями М. И. Глинка обогатил

русскую национальную оперу? Какое отражение в его

оперных произведениях находят героический эпос и драма

русского народа, сказочная фантастика и вдохновенный

лиризм?

Универсальные учебные действия

  • находить ассоциативные связи определять роль искусства
  • определять существенные признаки реализма и соотносить его с конкретной исторической эпохой;
  • исследовать причинно-следственные связи , закономерности смены художественных моделей мира;
  • оценивать эстетическую, духовную и художественную ценность культурно-исторической эпохи;
  • выявлять способы и средства выражения общественных идей и эстетических идеалов эпохи реализма в процессе анализа произведений искусства;
  • находить ассоциативные связи между художественными образами классицизма, романтизма и реализма, представленными в различных видах искусства;
  • характеризовать основные черты , образы и темы искусства реализма;
  • определять роль искусства реализма в разрешении жизненных противоречий и трагических конфликтов эпохи

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Реализм: эволюция понятия.
  • Основы эстетики реализма.

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет реализм, как направление в искусстве второй половины XIX века ?


подвопросы

  • Реализм: эволюция понятия. Особенности толкования понятия «реализм». Изменчивость и неопределенность границ реализма в сфере художественной деятельности.
  • Основы эстетики реализма. Роль Г. Курбе в формировании и развитии реалистического направления в искусстве.
  • Эстетика реализма и натурализм. Правдивое воспроизведение «типичных характеров в типичных обстоятельствах» как важнейший способ художественного обобщения. Критическая направленность и демократичность реализма. Реализм и романтизм, их связь и отличие. Реализм и натурализм (на примере творчества Э. Золя)

Середина XIX в.

реализм

классицизм

романтизм

Конец XVIII в.

Начала XIX в.

истина

разум

чувства

«Срывание всех и всяческих масок»

критическим .


«Девятнадцатый век будет отличаться от всех предшествовавших веков точным и пламенным изображением человеческого сердца».

Стендаль

Французская буржуазная революция 1848г., а затем первая в мире пролетарская революция 1871г (Парижская коммуна) окончательно развеяли романтические иллюзии и заставили обратить взоры на нужды простого человека.

Э. Делакруа. «Свобода, ведущая народ», 1830


Отличительные признаки

романтизм

реализм

Отношение к действительности

Фиксирует пороки и недостатки в жизни общества.

Изображает много субъективного и индивидуального.

Заостряет внимание на причинах, породивших зло в обществе.

Стремится к объективности, используя художественные приёмы сатирического осмеяния.

Особенности изображения человека

Личность воздействует на общество

Общество оказывает существенное влияние на личность.

«Реализм – это правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах». Ф.Энгельс


РЕАЛИЗМ

( realis от латинского слова – вещественный)

- стремление к более полному, глубокому и всестороннему отражению действительности во всех ее проявлениях.

В 50-х гг. XIX века впервые термин «реализм» употребил французский литературный

критик Ж. Шанфлёри для обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму.

в которой предлагал рассматривать реализм как нечто неопределённое, изменчивое, наиболее точно отражавшее суть данной эпохи.


«Реализм нельзя смешивать с видимым подобием действительности….. Совершенство художественного образа не зависит от степени подражания природе.»

Эмиль Золя

С середины Х I Х в. термины «реализм» и «натурализм» часто употреблялись как синонимы, а с 1870-х годов натурализм стал выделяться в литературно-художественном движении.

Натурализм - крайняя степень реализма.

  • Э. Золя - сторонник принципов натурализма (книга «Экспериментальный роман», 1880).
  • В художественном творчестве Э. Золя черты натурализма переплетаются с чертами критического реализма.

Эмиль Золя (1840-1902)


Гюстав Курбе (1819 – 1877 гг.)

французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист . Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи.

Рождение реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма» (из 13 картин были отобраны 11картин – две были отвергнуты).

Он умел довести каждый персонаж до типической значимости, угадать в каждом герое судьбу целого поколения.




Характерные черты направления :

- живопись изображает каждодневную реальную действительность ;

- простая композиция, землистые цвета ;

- в качестве сюжет а служит страна, труд, простая жизнь ;

Курбе Г. Дробильщики камня


Курбе Г. «Веяльщицы», 1853

Г.Курбе «Автопортрет с чёрной собакой»

В 1844 году первая картина Курбе , «Автопортрет с собакой», была выставлена в Парижском салоне (все остальные картины были отвергнуты жюри). С самого начала художник показал себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал по этому направлению, считая конечной целью искусства передачу голой действительности и жизненной прозы и пренебрегая при этом даже изяществом техники.


Курбе Г. Уснувшая пряха

Курбе Г. Долина

Классицисты искали героев в античности, романтики выбирали в качестве героев людей ярких, необычных, действующих в исключительных обстоятельствах, реалисты сделали главной темой искусства своих современников, занятых повседневными делами .



Последние годы

жизни Г.Курбе

В 1871 году Гюстав Курбе вошёл в состав Парижской Коммуны. Этот шаг ему не был прощен.

После разгрома Коммуны, во время версальского террора, Курбе был отдан под суд. Его обвинили в разрушении Вандомской колонны, воздвигнутой в 1783 году. Решением суда Курбе был брошен в тюрьму и приговорен к колоссальному штрафу.

Друзья пришли художнику на помощь: он бежит в Швейцарию, где проходят последние годы его жизни.

Трогательный рельеф «Женщина и чайка» был последним, что он сделал перед смертью.

Г. Курбе. Женщина и чайка


Оноре Домье (1808-1879)

французский живописец , рисовальщик, карикатурист, скульптор, мастер литографии ( отпечаток с камня )

Как художник Домье родился в 1830 г., когда еженедельная газета «Карикатюр» стала издавать его гравюры.

С первых же творческих шагов проявляются его политические симпатии.

«Домье рисует лучше всех нас.»

Э. Делакруа


О. Домье делает карикатуры на Луи Филиппа , занявшего престол во время революции 1830 г. после изгнания Бурбонов, изображая его с грушевидной головой.

Суть изобразительной метафоры состояла в том, что по-французски слово « poire » обозначает и «груша» и «дуралей».

Карикатура на Луи Филиппа.

Луи Филипп в образе Гаргантюа.


Как сотрудник газеты, он имел право входа в ложу прессы Бурбонского дворца и потому просиживал на заседаниях палаты, где вершилась французская политика. Он изучал своих будущих «героев» и, приходя домой, лепил миниатюрные портреты-бюсты . Так появился рисунок «Законодательное чрево».


В апреле 1834 г . произошло восстание ткачей в Лионе , перекинувшееся затем в Париж. На подавление были брошены войска. Жители дома на улице Транснонен, не принимавшие никакого участия в возведении баррикад, стали безвинными жертвами властей: кто-то выстрелил из пистолета из окна пятого этажа, каратели вломились в дом и начали убивать всех подряд, в том числе женщин и детей.

Картина стала потрясением для современников. Правительство запретило её издание: пачки нераспроданных литографий были конфискованы и сожжены.




Контрольные вопросы

1. В одном из писем Г. Курбе называл себя «искренним другом подлинной правды». Какую правду он представлял в своём творчестве, как «Выражал нравы, идеи, облик эпохи»? Какие задачи ставил перед собой художник? Как вы думаете, что имел в виду Э. Делакруа, назвавший его творчество «Совершенно новым явлением»?

2. Можно ли утверждать, что в картине «Похороны в Орлеане» Г. Курбе создал своеобразный групповой портрет французского провинциального общества середины XIX в.? Каковы особенности её художественного решения? В чём главные причины беспощадной критики в адрес этой картины? Почему автор видел в ней «похороны романтизма»?

3. Как вы думаете, почему современники восприняли литографию О. Домье «Улица Транснонен» не только как «кровавую страницу современной истории», но и как «победу, одержанную дюжиной стариков, женщин и детей»? Действительно ли эта «картина трагедии» превращена художником в беспощадный и объективный приговор жестокости и насилию?


Темы проектных исследований или презентаций

1.Тематика изобразительного искусства реализма.

2. Богатство и разнообразие социальной тематики живописи

реализма.

3. Обращение к темам национальной истории в творчестве художников реалистического направления.

4. Бытовые картины в западноевропейском изобразительном искусстве второй половины XIX в.

5. Темы повседневного быта французской провинции в произведениях Г. Курбе.

6. Преодоление традиций академической живописи и новаторский характер творчества Г. Курбе.

7. Жизнь человека простого сословия в произведениях Г. Курбе.

8. История и реальность в произведениях О. Домье.

9. Социально-критический характер творчества О. Домье.

10. Значение творчества О. Домье в развитии жанра политической карикатуры.

11. Графические серии О. Домье - пародия на жизнь французских буржуа.

12. Ирония и гротеск в творчестве О. Домье.


  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень: учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
  • Калинина Е.М., учитель ИЗО и МХК, МОУ "Ермишинская СОШ», р.п. Ермишь, Рязанская область

Густав Курбе (1819–77) – французский художник, родился в городе Орнане. В 1839 году переехал в Париж. Именно там проходило обучение живописи в биографии Курбе. В основном, он учился путем копирования шедевров В Лувре. В 1847 его произведение «Wounded Man» (Лувр) раскритиковали, не приняв в салон. Тем не менее, две более ранних картины Курбе были приняты. Он впервые получил внимание публики благодаря «After Dinner at Ornans» (Лилль) в 1849. В следующем году были выставлены «Funeral at Ornans» (1849–50, Лувр), «Stonebreakers» (1849, Лувр). Благодаря выбору предметов из обычной жизни, упрямству, смелости художника, его работы часто оскорблялись. Наслаждаясь трагедией, Курбе со временем дорос до того, чтобы защищать свои произведения, выражения вновь обретенного политического радикализма. В 1855 году Курбе представил свету работу «Painter’s Studio» (Лувр). Оспариваемый академическими художниками, он организовал свой собственный зал, где выставил 40 картин, а также издал манифест реализма. Продолжая провоцировать, Курбе дважды пытался выставить свои полотна в салоне в 1860х годах, ему было отказано. Тем не менее за это десятилетие биография Густава Курбе стала известна как лидера реалистической школы живописи. Его влияние стало громадным. В Парижской коммуне (1871) Курбе был президентом федерации искусств. После падения Вандомской колонны Курбе был несправедливо осужден, заключен в тюрьму. В 1873 году он бежал в Швейцарию, где провел несколько лет в нищете. Не смотря на это, его эстетические теории не предназначались для распространения. Картины Курбе восхищают откровенностью, энергией, прочной композицией.



просмотров