Как воспитать ребенка вежливым? Вежливый ребенок. Игра «Волшебные слова»

Как воспитать ребенка вежливым? Вежливый ребенок. Игра «Волшебные слова»

С тем, что вежливость – это очень важно, мало кто поспорит. Многие родители в своих мечтах представляют своих 3-4-летних карапузов настоящими маленькими «леди» и «джентльменами». Что же родители понимают под словом «вежливость»? Мама Арина, сыну Мише 4 года: «Мне хотелось бы, чтобы Мишенька чаще пользовался «волшебными» словами: «здравствуй», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста». Чтобы он сам вспоминал, что надо это слово сказать. Сейчас же мне приходится постоянно об этом напоминать». Мама Света, дочке Соне 5 лет: «Мне хотелось бы, чтобы Соня вела себя более культурно. Приходим, например, в гости или в поликлинику, а она начинает бегать, громко смеяться, шалить. Мне кажется, что это какое-то невежливое поведение, ведь она мешает другим людям. Лучше бы она спокойно посидела, а то мне стыдно за нее. Мне кажется, что люди смотрят и меня осуждают, что не смогла ребенка воспитать». Мама Полина, сыну Саше 4,5 года: «Меня расстраивает, что Саша часто дерется. Может и бабушку ударить, и детей в саду. И никогда прощения не попросит, будет смотреть упрямо в пол и молчать. Хотелось бы, чтобы он научился хотя бы минимальной вежливости - прощения просить». Видите, как по-разному родители понимают вежливость! У каждого из них свой образ того, каким должен быть их ребенок , чтобы считаться вежливым малышом. А что такое «вежливость» для вас? И какое из «волшебных» слов вы считаете главным? Поняв это, вы сможете выстроить воспитательную линию поведения.

Вежливость, растущая вместе с ребенком

Когда можно начинать прививать малышу нормы вежливости? Кто-то из родителей уверен, что это качество нужно воспитывать с пеленок, а кто-то и про 4-летнего карапуза скажет, что он «еще не способен этого понять». На самом деле более правы сторонники «пеленочного» подхода, и вот почему. Ребенок с самых первых дней живет и воспитывается в определенной среде, и, как губка, впитывает ее особенности. Путь, который проделывает ребенок за первый год жизни, поистине огромен: от крохотного несмышленыша до человечка, способного общаться и находить контакт с окружающими его людьми. И именно в это время закладываются первые нормы вежливости. Как же это происходит, ведь ребенку пока невозможно их объяснить? Он их усваивает, видя, как общаются между собой и с ним его родные люди. Давайте разберем несколько ситуаций. Ситуация первая: Аня и Максим – молодые супруги, воспитывающие годовалого Данилу. В их семье принято говорить спокойным тоном, употребляя вежливые слова «спасибо», «пожалуйста», «на здоровье» и т.д. Даже разговаривая с Данилкой, мама Аня не забывает об этих словах: «Даня, дай мне, пожалуйста, погремушку. Вот спасибо!», «Кушай кашку. Приятного аппетита!», «Спокойной ночи, сынок!», «Я тебя случайно толкнула. Извини, пожалуйста!». Ситуация вторая: Маша и Кирилл – тоже молодые супруги, и у них растет 11-месячная Катюша. Но стиль общения в их семье совсем другой. Слова «пожалуйста» или «извини» практически не звучат из уст взрослых. И в общении с малышкой мама Маша обходится без них. Вместо Спокойной ночи!» звучит «Спи быстро!», вместо «Дай, пожалуйста!» слышится «Отдай, а то сейчас влетит!». Как вы думаете, в какой ситуации ребенок быстрее научится вежливости? Конечно же, в первой. Если в семье вежливый и уважительный стиль общения, то он является привычным для ребенка с первых месяцев жизни. В этом случае и «волшебные» слова появятся в лексиконе очень рано. Эти слова появятся естественно, без чтений лекций и педагогических внушений. И на вопрос «Как вы смогли воспитать ребенка таким вежливым?» родители либо ответят, что он «как-то сам» таким стал, либо скажут, что «мы сами так себя ведем, поэтому и малыш за нами тянется». Во второй ситуации развитие вежливости находится под вопросом. Ребенок не знает другого общения между взрослыми, а оно носит вульгарно-агрессивный характер. Общеупотребимые «волшебные» слова заменяются либо сленговыми «клево», «супер», либо не употребляются вообще. И в этом случае вежливость сама собой не появится. Возможно, родители когда-нибудь задумаются над тем, почему ребенок не умеет здороваться, прощаться и говорить «спасибо». И тогда, скорее всего, его будут принуждать к этому «силовыми» методами, вместо того чтобы поменять что-то в своем поведении. А когда мама услышит из уст карапуза: «Ну-ка дай мне быстро ту игрушку, а то влетит!» вместо фразы «дай, пожалуйста», то скорее отругает его, вместо того чтобы задуматься, почему именно такая форма обращения выбрана ребенком. Ребенок – как глина: что слепишь, то и будет. Если вы когда-нибудь занимались отливкой из гипса, то можете вспомнить простую вещь. Если у вас в руках резиновый шаблон в виде зайчика, то, как ни старайся, мишка из гипса не получится. Так вот «шаблон» – это стиль отношений в семье, а жидкий «гипс» – это ребенок . Каков шаблон, такая получится и отливка. Поэтому первый и главный этап в воспитании вежливости ребенка – это демонстрация ему правильного примера взрослыми.

«Волшебные» слова

Следующий этап – это появление в лексиконе вежливых слов. После того как ребенок начинает активно набирать «словарь», они вскоре появляются в речи. Но происходит это только в том случае, если малыш их слышит от окружающих. В противном случае ждать их можно будет еще очень долго. Уже 1,5–2-летние малыши могут произносить эти слова. Каким же словам стоит научить ребенка в первую очередь? Конечно, это слова приветствия, и, прежде всего, слово «здравствуй». Конечно, облегченное «привет» гораздо легче, но после 3 лет нужно научить малыша именно слову «здравствуй». Это слово – одно из основных. Говоря его, мы обозначаем, что тот, кому мы его адресуем, существует для нас, мы желаем ему добра и здоровья. Также нужно научить малыша словам «пожалуйста», «спасибо», «извини», «до свидания». Это минимум, который должен быть в лексиконе трехлетки: ребенок должен знать, когда применяются эти слова, и уметь правильно их употребить. Конечно, малышу понадобятся ваши подсказки. Дальше лексикон вежливых слов должен расширяться. Очень хорошо, если 6-летний ребенок может назвать и правильно применить 10-15 вежливых слов и выражений.

Эти невежливые трехлетки!

Закрепление норм вежливого поведения начинается лишь в возрасте около 3 лет. Ребенок, переживающий «кризис 3 лет», может временно стать совсем невежливым, ведущим себя капризно, а порой агрессивно с окружающими. В это время малыш постоянно «проверяет» родителей: а действительно ли нельзя то, что нельзя? Это происходит не из-за «вредности» или «испорченного характера», а оттого, что малышу необходимо начертить «карту местности». В этот важный период он обозначает для себя границы дозволенного и недозволенного. Как это связано с вежливостью? Напрямую! Именно этот период является благоприятным для того, чтобы научить малыша сознательно пользоваться вежливыми словами и демонстрировать вежливое поведение, т.к. оно как раз и связано с «границами» допустимого. Руслану 3 годика, и его поведение порой ужасает родителей. Он может ударить бабушку, сказать маме: «Ты плохая!» и вырвать игрушку на улице из рук другого малыша, не пожелав извиниться. Но иногда Руслан – сама вежливость. «Мама, дай, пожалуйста, хлебушка!», «Спасибо тебе за машинку!», «Спокойной ночи, бабулечка!». Родители в растерянности: так вежлив их сын или все же нет? Руслан демонстрирует поведение, типичное для кризиса 3 лет. Оно весьма неустойчиво, ведь «границы» на «карте» прочерчиваются сначала пунктиром, а только потом – жирной линией. И в этот период может закрепиться как вежливое, так и некультурное поведение. Многое зависит от позиции родителей. Для того чтобы ребенок усвоил нормы вежливости, нужно неизменно и одинаково реагировать на нежелательное поведение. Вот, например, малыш ударил бабушку. Вы возмущены. В этот момент нужно подойти к нему и четко сказать: «Ты поступил плохо. Бить бабушку нельзя». Потом нужно добиться, чтобы ребенок извинился перед бабушкой. После этого придется пережить еще несколько провокаций такого поведения, но если реагировать так, чтобы ребенок раз за разом понимал, что это поведение осуждается, оно скоро исчезнет. И, главное, нужно отмечать похвалой те случаи, когда ребенок поступает правильно. Так как «невежливых» ситуаций бывает много, нужно набраться терпения. Если же поведение то осуждается, то «спускается на тормозах», у ребенка не формируется четкой границы и нормы вежливости так и могут остаться неустойчивыми на долгое время.

Дошкольный этикет

Ребенок, перешагнув границу в 4 года, начинает относиться к нормам вежливости все более осознанно. Пример родителей продолжает оставаться одной из главных «направляющих» в этом возрасте. Но ребенок перестает быть «пассивным» участником процесса. Теперь он критик, судья. В старшей группе детского сада время свободной игры. Сквозь общий шум то и дело раздаются детские голоса: «А Вера меня ударила, и извиняться не хочет!», «А я Коле мячик дала, а он мне «спасибо» не хочет говорить». Возгласы маленьких «ябед» раздаются каждую минуту… Почему же дети так охотно замечают промахи других и не видят свои? Почему они так беспощадно критичны к своим одногруппникам, но сами забывают об элементарных приличиях? Потому что в их жизни наступил очень важный этап: они учатся оценивать поведение других с точки зрения усвоенных ими этических норм . Такое поведение не является истинным ябедничеством, у него совсем другая задача: ребенок желает понять, правильно ли он усвоил ту или иную норму. Подходя к воспитателю или родителям с информацией о том, что кто-то сделал что-то не так, он желает знать: правильно ли он осудил это поведение. И если взрослый подтверждает его правоту, то следование этой норме будет закрепляться в поведении самого малыша. Если же взрослый говорит: «Отстань!» или «Не ябедничай!», то малыш не получает ответа на свой вопрос, а значит не понимает, как стоит себя вести. Пока ребенку 4-5 лет, родителям может казаться, что он ведет себя даже менее вежливо, чем в 2-3 года, как будто он «забыл» все навыки вежливости. Но это не так. Если в 2-3 года вежливость была копированием стиля общения взрослых, то теперь маленькому человеку нужно пропустить эти нормы «через себя», через свое сознание. Поэтому и наступает период временной «утери» вежливости. Не волнуйтесь, дальше наступит новый этап. Ближе к шести годам ребенок начинает применять нормы вежливости осознанно. Конечно, некоторые нормы закрепляются и раньше, но самое благотворное время для этого конец пятого года жизни – начало шестого. «Ябедничество» уменьшается, т.к. ребенок уже усвоил, что хорошо и что плохо. Ребенку важно, что подумают о нем окружающие, поэтому он старается произвести хорошее впечатление. В малышах наконец-то появляются те самые черты маленьких «леди» и «джентльменов». Конечно, успехи ребенка нужно замечать и хвалить, ведь ему важно знать, что он движется в правильном направлении. А если он ошибся или забыл какое-нибудь правило вежливости, нужно лишь тактично (и вежливо!) напомнить о нем.

Пусть он станет вежливым!

Ксения считает свою дочку, 4-летнюю Анжелу, очень взрослой и умной девочкой. Поэтому она старается все объяснять ей словами, разговаривая «на равных». Анжела вроде бы все понимает, обещает исправиться, но в следующий раз возникает все та же проблема. Ксения уверена: дочка действительно хорошо понимает ее речь, так почему же она не усваивает то, что ей говорят? Неужели она делает это назло? Перед родителями часто встает вопрос: если ребенок поступил невежливо (забыл поздороваться или стал кричать, вместо того чтобы сказать спокойно), как дать ему понять, что вежливость – это важно? Чаще всего для этого родители используют метод убеждения. Они словами стараются объяснить малышу , что тот был «не прав», и внушить, как нужно себя вести «в следующий раз». Но метод убеждения, когда с ребенком говорят «как со взрослым», наименее эффективен в возрасте до 5-6 лет. Да, дети понимают все, что им говорят, но применить на практике оказываются не способны. И взрослые раз за разом повторяют одни и те же нотации. Но дело не в ребенке. Просто родители не всегда знают, какие способы еще существуют. Давайте разберем несколько наиболее эффективных способов, позволяющих развить вежливость у ребенка 3-6 лет без лишних моралей и нравоучений.

Игра-помощница

Игра – это основная деятельность в дошкольном детстве. Именно через игру ребенок познает окружающий мир, узнает много нового, учится делать выводы, развивает творческое воображение и пробует разные формы общения. К игре нужно относиться бережно и с большим уважением. К сожалению, очень немногие родители играют с малышами в сюжетные игры. А ведь именно игра – один из лучших способов показать ребенку эффективные способы общения и разрешения детских, но таких непростых проблем! Итак, давайте поиграем с малышом в вежливость. Для этого вам понадобятся любые игрушки, которые есть у вас дома. Это могут быть мягкие зверюшки или человечки из конструктора, куклы, в общем, кто-то, способный обозначить живое существо. Сюжетов для игры может быть много, ведь вежливость нужна во многих ситуациях. В каких же?

  • при встрече со знакомым;
  • при общении в садике;
  • при посещении поликлиники;
  • при походе в магазин, кино;
  • при посещении театра;
  • в транспорте;
  • в гостях или при приеме гостей у себя;
  • и просто в ежедневном общении с близкими!
В общем, вежливость – это стиль жизни. В эти ситуации можно играть бесконечно, но мы рассмотрим пример только одной такой игры. Вначале взрослый играет за всех героев, но периодически спрашивает совета у ребенка : как поступить дальше главному герою? Почему ему что-то не удалось или, наоборот, получилось? Исполняя роли за героев сказки, подчеркивайте в их репликах вежливые слова. Белочка Маша очень любила кукол и часто приносила их в сад. Зайчик: «Маша, дай мне куколку твою, пожалуйста! Я только посмотрю и отдам». Маша: «Нет, не дам, сам приноси и играй!» Расстроился зайчик и ушел от Маши. Подошла к Маше киска: Киска: «Маша, давай поменяемся: я дам тебе мою куклу посмотреть, а ты мне – свою. Давай в дочки-матери играть?» Маша: «Еще чего! Моя кукла новая, вдруг сломаешь». Расстроилась Киска и ушла играть с другими зверятами. Надоело Маше сидеть со своей куклой, и захотела она играть с другими ребятами. Маша: «Эй, зайчик! Ты все равно ничего не делаешь, давай поиграем!» Зайчик: «Нет, Маша! Извини, но я не хочу играть с тобой». Маша: «Киска, иди сюда, будем кукол пеленать!» Киска: «Нет, Маша, я уже с Овечкой играю». Никто из зверят не захотел играть с Машей. Тут надо обсудить с ребенком, почему зверята отказались играть с Машей. Важно навести ребенка на мысль, что Маша вела себя невежливо и грубо. Она не сказала зверятам ни одного «волшебного слова», не разрешила посмотреть свою игрушку. Нужно спросить ребенка , что бы он посоветовал белочке Маше? Подскажите ему, при необходимости, что нужно быть вежливым. Ребенок даже может обратиться к игрушке, дать ей совет. А игрушка должна поблагодарить малыша. Продолжите игру. Маша поняла, что вела себя невежливо. Она решила подойти к зайчику. Маша: «Зайчик, Киска, извините меня, пожалуйста. Я вела себя грубо. Если хотите, посмотрите мою куклу и давайте вместе поиграем». Зайчик и Киска: «Хорошо, Маша, спасибо!». Обсудите с ребенком: почему зверята согласились играть с Машей. В следующий раз позвольте ребенку играть за Зайку или Киску, а потом и за Машу.

Сказка-помощница

Еще одна форма, очень близкая ребенку , – это сказочная история. Замечательная сказка есть у Ш.Перро. Она про двух сестер, одна из которых была вежливой, а другая грубой. Первая позволила волшебнице напиться из кувшина, когда ходила за водой, получила в дар способность ронять изо рта цветы и драгоценные камни при каждом слове. Вторая же, нагрубившая волшебнице, была наказана тем, что роняла изо рта змей и жаб. Эта сказка в символическом виде помогает ребенку понять: вежливость подобна цветам и очень ценна, а грубость похожа на лягушек, выпрыгивающих изо рта. Есть подобные сказки и у русского народа. Например, «Морозко», где учтивая и работящая девушка была вознаграждена волшебными дарами, а вторая, грубая да ленивая, – ларцом со снегом. Читая практически любую сказку, можно найти в ней ценность вежливости. Можно это рассмотреть и в мультипликационных сюжетах. Обращайте внимание ребенка на эти этические моменты, обсуждайте с ним поступки сказочных героев. Многие сказки учат ребенка быть более терпимым и вежливым. А можно придумать сказку специально, чтобы иллюстрировать ту или иную форму вежливого поведения. Эти сказки должны быть простые и достаточно короткие (чем меньше ребенок , тем короче). Сказка – это тот же игровой сюжет, но без игрушек. Вы можете придумать сказку вместе, а потом и поиграть в нее, а можете рассказывать игровой сюжет как сказочный.

История для обсуждения

Для детей более старшего возраста (5-6 лет) в качестве воспитательного средства подойдет «история для обсуждения» (хотя ценность игры и сказки полностью сохраняется). Она конструируется так же, как игра и сказка, т.е. имеет в основе какой-то сюжет, связанный с той нормой вежливости, которую мы хотим донести до малыша. Но героями в ней являются уже не звери, а люди. Пусть главный герой будет того же пола, что и ваш ребенок . Договоритесь, что когда малыш поймет, что герой действовал вежливо, он должен хлопнуть в ладоши. А когда невежливо – топнуть ногой. Делайте паузы в тех местах, где вы ждете реакции ребенка . Вот, например, такая история. Рано утром мама пришла будить своего сына Сашу (или дочку Свету). Ему нужно было собираться в садик, а маме – на работу. «Доброе утро, сынок! Вставай, умывайся», - сказала мама. Но Саша сказал: «Не собираюсь вставать! Я спать хочу!» Наконец, после долгих уговоров Саша встал с постели. Когда он проходил по коридору, встретил бабушку и сказал ей «Привет, бабуля!» По дороге в сад Саша увидел девочку из своей группы, но сделал вид, что ее не заметил. Когда Саша вошел в группу, он громко сказал детям и воспитателю: «Здравствуйте!» Пока дети играли в игрушки, девочка Катя случайно задела стакан с карандашами и они рассыпались, но Саша сказал: «Давай я тебе помогу их собрать!» На прогулке Саша случайно толкнул своего друга, но не извинился. Вечером, когда за ним пришла мама и он оделся, Саша громко попрощался с ребятами и воспитателем, сказав «До свидания, до завтра!» Вы сами можете придумать такие истории про посещение театра, гостей, поликлиники. Важно, чтобы в истории были не только отрицательные проявления, но и правильные поступки, чтобы внимание ребенка сохранялось и он учился оценивать, что хорошо, а что плохо. Если история будет содержать лишь «плохие» поступки, внимание ребенка притупится и он будет автоматически осуждать героя, почти не слушая историю. Такие истории хорошо рассказывать, когда вы вместе с ребенком куда-то едете или ждете приема врача в поликлинике. В общем, они не дадут ребенку заскучать и принесут пользу.

Игра «Волшебные слова»

Эта игра позволит ребенку узнать больше вежливых слов и выражений. Конечно, то же самое можно сделать и в игре, и в сказке, и в истории с обсуждением, но с помощью игры ребенок может понять, как много вежливых слов и выражений существует в русском языке. Вариантов игры очень много. Вы можете придумать и свой вариант. Главное – это соревновательный момент и цель: вспомнить как можно больше вежливых слов и выражений. Можно рекомендовать родителям перед игрой самим вспомнить и записать эти «волшебные» слова. Должно набраться не меньше 20-25 слов. Попробуйте, это не так просто! Вариант первый: «Командная вежливость». Если в гости к вам пришли дети, разделите их на 2 команды. В каждой команде может быть взрослый, но он вступает в игру только тогда, когда дети уже не могут ничего нового предложить. Кто первый – решает жребий. Говорить может любой из членов команды. Цель – назвать как можно больше вежливых слов и выражений. Побеждает та команда, которая назвала последнее слово. Таким же образом вы можете играть вдвоем с ребенком. Вариант второй: «Вежливые вышибалы». Вы, конечно, помните, игру в вышибалы. Цель игрока – перейти на другую сторону, а ведущего, стоящего посередине – не дать ему этого сделать. Чтобы беспрепятственно перейти на другую сторону, в «вежливых вышибалах» нужно назвать «волшебное» слово или выражение. Слова повторять, конечно же, нельзя. Уже поиграв в такую игру несколько раз, дети хорошо усваивают вежливые слова. Вы можете модифицировать эту игру, если играете вдвоем с ребенком, просто перебрасывая мяч друг другу. Вариант третий: «Награда за вежливость». Вы можете играть вдвоем с ребенком. За каждое названное слово начисляются баллы. Можно давать магнитик и крепить его на холодильник. Чья линеечка из магнитиков будет длиннее? Также вы можете вырезать из бумаги два цветка разного цвета, но с одинаковым количеством лепестков. За каждое названное слово – лепесток. Чей цветок окажется пышнее? Конечно, в любой из игр названные слова повторять нельзя. Когда наступает ваша очередь, старайтесь употребить слово или выражение, которое, как вы думаете, неизвестно ребенку или пока не «закрепилось» в его речи. Таким образом, вы сможете расширить его кругозор вежливости. Итак, мы сегодня говорили о вежливости, этом качестве, без которого невозможно представить культурного человека. Самое главное – будьте вежливы сами, и не только в «публичных» местах, но и дома, в ежеминутном общении с ребенком и другими близкими.

Или Уроки вежливости дома

Часто мы слышим на улице фразы родителей: "Вот отдали в садик (школу), пусть его там и воспитывают!" Хочется опередить эти высказывания. Ведь настоящее воспитание, как говорили древние, "впитывается с молоком матери". Нет, это вовсе не значит, что для того чтобы воспитать приличного, порядочного и вежливого человека, его нужно кормить материнским молоком лет эдак до восемнадцати.

Вовсе нет... Воспитание детей начинается именно в семье, именно мать и отец - те образцы поведения, используемые малышом, которым он будет наследовать в своей дальнейшей жизни. Дети - зеркало родителей, а потому воспитанию детей в семье должна отводиться особая роль.

Раннее воспитание детей

Молодые мамы и папы должны понять, что раннее воспитание начинается с общения и обучения ребенка. Даже 2-3-месячный малыш чему-то учится. А значит, процесс обучения и воспитания должны идти рука об руку. Если вы усаживаете шестимесячного малыша кушать за столик в грязной кофточке и с кашей , прилипшей к щекам еще с завтрака - это уже элемент "воспитания". Как вы считаете, сможет ли малыш быть опрятным, когда вырастет, если он привык все время ходить неряхой?

Главное помнить: грязь должна вызывать дискомфорт у малыша. А чтобы это случилось, необходимо следить за чистотой одежды , распашонок и кофточек, чистотой столика. Это не просто правила гигиены - это первые элементы воспитания детей начального возраста.

Воспитание детей дошкольного возраста

Здесь сразу же стоит отметить, что дошкольное воспитание детей - это тесное сотрудничество родителей и ребенка. Именно в этот самый ответственный период, когда формируется личность ребенка, роль в воспитании самого малыша выходит на первый план после родительской опеки. Начиная с 4-х лет, ребенок активен социально, он может сопереживать, стесняться, сочувствовать, понимать. И если в этот период с 3,5 до 6 лет ему не объяснить, что хорошо, а что плохо, то будущий человек так и останется невоспитанным, а порою и агрессивным к другим людям.

Методики воспитания детей различны: это и специальная литература, и программы воспитания детей, и личный пример родителей, и воспитатели в детском саду.

К слову сказать, воспитание детей в детском саду дополняет и расширяет семейное воспитание. Так что, дорогие взрослые, давайте возьмем большую лупу и рассмотрим с помощью нее... СЕБЯ. Почему?

Все очень просто.

Существует масса примеров, когда дети поступают так, как и родители, а старшее поколение не хочет понимать, что само виновато в том или ином поведении ребенка. Тому есть масса примеров.

Итак, давайте вспомним, что мы говорим ребенку, когда тот ложится спать после длинного дня, полного для него эмоций и впечатлений. Конечно, некий процент родителей снизойдет до "Спокойной ночи!", особенно, если это принято в семье. Но часто мы, взрослые, пришедшие с работы, уставшие и нетерпеливые говорим: "А ну быстро спать! И рот закрыть!"

Или еще один яркий пример наследования родителям: нецензурные слова, проскакивающие как бы невзначай в речи родителей. И наивно полагать, что ребенок маленький, он играл и ничего не слышал, а если и слышал, то ничего не понял.

Еще как слышал, и еще как понял. Он подсознательно почувствовал "запретное" слово, и ОЧЕНЬ крепко его запомнил. Он обязательно извлечет его из своей памяти, если сложится ситуация, подобная той, когда ребенок впервые услышал бранное слово. И тогда родители будут недоумевать, почему?

Нравственное воспитание детей нужно начинать очень рано. И вопросы некоторых родителей "Почему мой мальчик так поступил?", когда малышу уже 15 лет - как минимум неуместны и несвоевременны. Знаете выражение: "Хороша ложка к обеду". Поэтому не опоздайте, торопитесь передать вашему чаду все самое доброе и прекрасное. Пусть ваш ребенок вырастет человеком, настоящим, а не поддельным.

Воспитание детей родителями или Идем на урок вежливости!

Что же следует делать, чтобы избежать основных проблем воспитания детей? Конечно, прививать вежливость не просто на словах, а на "чувственной" основе. Ребенок должен знать, когда сказать "спасибо" или "извините", а также должен чувствовать, что от его слов делается приятнее другому человеку.

Приучите малыша жалеть мать и отца, природу и животных, листочки на деревьях и даже ветер и воду. С помощью книг по воспитанию детей расскажите ребенку, что все вокруг живое, что маленький жук, ползущий по дороге - живой и красивый, и его не нужно сразу давить или убивать. Что ветер и деревья разговаривают с нами, как люди. Что если ребенок невзначай (а это действительно так) обидел кого-то из родителей, то он должен извиниться, ведь и маме, и папе (сестричке, братику) так же больно и неприятно, как и самому малышу. Воспитав вежливость и жалость ко всему, что окружает ребенка, вы по крупицам сформируете человека, способного по-настоящему любить.

Будьте достойным примером для своих детей. Ибо ваша любовь стоит ровно столько, сколько стоит любовь вашего ребенка к вам. Задумайтесь об этом...

«Вежливый человек всегда в безопасности, грубый же окажется в беде»

(из сочинений японских воинов)

Обязательным условием нормальной жизни в обществе — поддержание оптимальных отношений между его членами и стремление избежать конфликтов. Это становится возможным, только признавая право каждого человека на внимание и уважение путём соблюдения правил вежливости.

К сожалению, в обществе нередко проявление резкости, грубости, неуважения к другим людям. Нормы приличного поведения часто пренебрегают, хотя установить взаимовыгодные и гармоничные отношения в социуме без вежливости установить чрезвычайно трудно.

Что такое вежливость и её значение?

Вежливостью называют черту характера, относящуюся к категориям «нравственности» и «поведения».

Человеку, наделённому этим качеством, свойственно:

  1. умение тактично и уважительно контактировать с людьми;
  2. способность находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях;
  3. искусство слушать противоположную точку зрения.

Понятие «вежливость» в разных культурах имеет разное содержание. То, что в одних странах считается странным или грубым, в других считают проявлением вежливости. Это своеобразный инструмент, с помощью которого люди чувствуют себя комфортно, находясь в обществе и контактируя друг с другом.

Чтобы это произошло подрастающему поколению необходимо объяснять, что такое хороший тон, . С помощью специальных упражнений необходимо сделать так, чтобы вежливость для детей была естественной.

Она хорошо дополняется деликатностью, являющейся врождённым качеством, которому, к сожалению, научиться нельзя, но приблизиться, изучив правила вежливости детей, можно. Кроме родителей и педагогов, этому с успехом способствуют собственные старания обучающего и вдохновляющие примеры.

Критерий, по которому можно определить, насколько вежлив человек, можно по умению не ставить людей в неловкое положение. Находясь в обществе, каждый поступок и желание неизбежно, прямо или косвенно, отражается на других.

Поэтому всегда между желаниями и возможностями должна быть установлена граница. Для её укрепления существует самооценка и собственная установка не причинять зла и неудобств другим.

С чего начинать?

Первое, чему должен научиться ребёнок, это слова: «спасибо», «пожалуйста» и «простите» («извините»), и ситуации, когда их применение уместно. К примеру, словом «спасибо» принято благодарить, и означает это слово то, которым мы говорим человеку «спаси Бог» за то, что он совсем не обязан был сделать. «Пожалуйста» означает «подарить, потому что любишь» (от др.-рус. «жаловати»), произнося это слово, мы признаём свободную волю другого. Словом «простите» или «извините» мы просим прощения.

Эти слова должны употребляться свободно, автоматически, естественно, в противном случае, они звучат невежливо, с нотками хамства, неуважения и вражды.

Такое поведение характерно для детей подросткового возраста. Своими поступками он сознательно или бессознательно стремится доказать окружающим, что уже не ребёнок. При этом требует к себе уважительного отношения и неприкосновенности своего личного пространства. Любое вторжение он расценивает как крайнее неуважение.

Опытные педагоги считают, что такое поведение — результат недостатка внимания и равнодушия со стороны авторитетных для него людей. Отсюда грубость, в ответ — конфликт, словесная перепалка. У подростка возникает повод проявить самостоятельность, и он хлопает дверью. Вот знакомая для многих ситуация.

Единственный выход из создавшегося положения — проявить уважение к ребёнку и признать его «взрослым». В результате выяснения отношений он должен понять, что быть взрослым — это ответственность. Например, скажите ему: «я не буду трогать твою одежду, но ты должен следить за тем, чтобы она была в порядке»; «я не буду заходить в твою комнату, но ты теперь должен сам мыть пол и вытирать пыль».

Осторожно апеллируйте к кумирам ребёнка, не спекулируйте на его чувствах к той или иной знаменитости.

Приемлемо только ненавязчивое упоминание о лучших качествах его героя. Поинтересуйтесь его биографией. Негативные моменты жизни звезды хорошо бы разобрать по косточкам и обсудить с ребёнком, в чём была ошибка, которая привела к негативным последствиям, и что он при этом потерял.

Бывают ситуации, когда оценку поведения вашего ребёнка даёт посторонний человек. В этом случае оптимальным вариантом будет придерживать двух принципов:

  • родители всегда находятся на стороне своего ребёнка;
  • сдержанность, что означает не ввязываться в конфликт и не обострять отношения с третьим лицом.

Что делать с детской непосредственностью?

Необходимо знать, что она происходит от недостатка самосознания. После любого проявления, таких как, показ на кого-то пальцем и громкое обсуждение внешнего вида постороннего человека, рассказ о домашних делах в гостях, нужно поговорить с ребёнком и обсудить ситуацию.

Попросите его представить, что он тоже может оказаться в неудобной ситуации.

Например, мама с такой же непосредственностью расскажет о его секретах или он в среде авторитетных людей будет осмеян без причин. Спросите, как бы он чувствовал себя в подобной ситуации.

0 3 200 0

За ребенка не должно быть стыдно. Но так получается не всегда. В ситуациях, когда дети ведут себя неприлично по общепринятым канонам, сразу хочется повлиять и исправить ситуацию с воспитанием. Родители не совсем понимают, как правильно воспитать в ребенке вежливость. Привить хорошие манеры кажется непосильной задачей.

Неуважение к сверстникам, игнорирование просьб и ярко выраженный эгоизм – последствия некорректного воспитания. Исправить эту ситуацию нелегко, но нужно. И начинать стоит с раннего возраста.

Что такое вежливость

В контексте развития детей вежливость – это умение коммуницировать и находить контакт с окружающими людьми.

Она помогает добиваться целей и учит ребенка правильно общаться. С помощью этого воспитывается уважение к себе и другим. Развивается умение ставить себя на место другого человека.

Вежливый ребенок - какой он?

Это ребенок с понятием грани. Он понимает, . Не бегает по поликлинике, когда вы в очереди. Использует в речи правильные слова. Не капризничает и не проявляет агрессию. Он не приносит никому дискомфорта и беспокойства своим поведением. Это подарок для родителей.

В чем важность обучения

Вежливость воспитывает сильную личность. И формирует в ребенке полноправного члена общества, помогая себя преподнести. Учит находить компромисс и выходить из любой ситуации с умом. Очень часто бывает, что мы не контролируем то, что происходит - сначала делаем, а потом думаем.

Вежливость помогает анализировать ситуацию и заставляет задуматься о последствиях наших действий.

Вот почему детям стоит прививать вежливое отношение с самого раннего детства.

Сделать малыша вежливым можно с помощью таких методик:

  1. Личного примера родителей и членов семьи;
  2. Примера персонажей сказок, историй, мультфильмов;
  3. Развивающих игр и современных технологий;
  4. Лагерей, дошкольных учреждений.

Личный пример

Малыши воспринимают мир зеркально - что видят, то и отражают. Значит, могут научиться культуре поведения только если видят, как это делают окружающие.

В семье должна царить приятная атмосфера. Спокойствие, учтивое поведение друг с другом. Никакой агрессии и никаких криков, иначе ребенок воспримет это как норму. У вежливых родителей вежливые дети. Это простая и самая действенная формула воспитания культуры.

Проводите с ребенком беседы, обучайте этикету на практике в бытовых ситуациях. Помните, что подаете личный пример круглосуточно.

Нельзя в какой-то момент лишиться нравственности и сорваться при ребенке. Обязательно цените его труд, замечайте и хвалите усилия, которые он прилагает. Тогда он будет слушаться, если попросите убрать игрушки или помочь помыть посуду.

Также используйте примеры персонажей из сказок и мультфильмов. Современные дети отдают предпочтение интересной графике - используйте это. Разъясните, что, например, Маша из мультфильма «Маша и Медведь» капризничает и балуется, а из-за этого потом с ней никто не дружит. Так малыш поймет, что как Маша делать не стоит.

Игры на развитие вежливости

Часто приходится «читать нотации», когда ребенок пренебрегает правилами этикета. Делает он это не потому что хочет проигнорировать вашу просьбу, а потому что ему бывает неинтересно слушать. В таком случае стоит превратить все в игру. Пойти с ним в комнату и разыграть сюжет с помощью игрушек. Например, поход за покупками, в садик или школу. При этом персонажи должны вести себя вежливо по отношению друг к другу и проявлять заботу.

Воспитатель: Парахина Л.Н.

2016

Вежливость – одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому родители стараются привить ребенку вежливость с самых ранних лет. Некоторые дети легко усваивают эти нормы, а некоторым это дается с трудом. Почему так происходит и как воспитать ребенка вежливым человеком? С тем, что вежливость – это очень важно, мало кто поспорит. Многие родители в своих мечтах представляют своих 3-4-летних карапузов настоящими маленькими «леди» и «джентльменами». Что же родители понимают под словом «вежливость»?

У каждого из них свой образ того, каким должен быть их ребенок , чтобы считаться вежливым малышом. А что такое «вежливость» для вас? И какое из «волшебных» слов вы считаете главным? Поняв это, вы сможете выстроить воспитательную линию поведения. Когда можно начинать прививать малышу нормы вежливости? Кто-то из родителей уверен, что это качество нужно воспитывать с пеленок, а кто-то и про 4-летнего карапуза скажет, что он «еще не способен этого понять». На самом деле более правы сторонники «пеленочного» подхода, и вот почему. Ребенок с самых первых дней живет и воспитывается в определенной среде, и, как губка, впитывает ее особенности. Путь, который проделывает ребенок за первый год жизни, поистине огромен: от крохотного

несмышленыша до человечка, способного общаться и находить контакт с окружающими его людьми. И именно в это время закладываются первые нормы вежливости. Как же это происходит, ведь ребенку пока невозможно их объяснить? Он их усваивает, видя, как общаются между собой и с ним его родные люди. Давайте разберем несколько ситуаций. Ситуация первая: Аня и Максим – молодые супруги, воспитывающие годовалого Данилу. В их семье принято говорить спокойным тоном, употребляя вежливые слова «спасибо», «пожалуйста», «на здоровье» и т.д. Даже разговаривая с Данилкой, мама Аня не забывает об этих словах: «Даня, дай мне, пожалуйста, погремушку. Вот спасибо!», «Кушай кашку. Приятного аппетита!», «Спокойной ночи, сынок!», «Я тебя случайно толкнула. Извини, пожалуйста!». Ситуация вторая: Маша и Кирилл – тоже молодые супруги, и у них растет 11-месячная Катюша. Но стиль общения в их семье совсем другой. Слова «пожалуйста» или «извини» практически не звучат из уст взрослых. И в общении с малышкой мама Маша обходится без них. Вместо Спокойной ночи!» звучит «Спи быстро!», вместо «Дай, пожалуйста!» слышится «Отдай, а то сейчас влетит!». Как вы думаете, в какой ситуации ребенок быстрее научится вежливости? Конечно же, в первой. Если в семье вежливый и уважительный стиль общения, то он является привычным для ребенка с первых месяцев жизни. В этом случае и «волшебные» слова появятся в лексиконе очень рано. Эти слова появятся естественно, без чтений лекций и педагогических внушений. И на вопрос «Как вы смогли воспитать ребенка таким вежливым?» родители либо ответят, что он «как-то сам» таким стал, либо скажут, что «мы сами так себя ведем, поэтому и малыш за нами тянется». Во второй ситуации развитие вежливости находится под вопросом. Ребенок не знает другого общения между взрослыми, а оно носит вульгарно-агрессивный характер.

Поэтому первый и главный этап в воспитании вежливости ребенка – это демонстрация ему правильного примера взрослыми. Следующий этап – это появление в лексиконе вежливых слов. После того как ребенок начинает активно набирать «словарь», они вскоре появляются в речи.

Закрепление норм вежливого поведения начинается лишь в возрасте около 3 лет. Ребенок, переживающий «кризис 3 лет», может временно стать совсем невежливым, ведущим себя капризно, а порой агрессивно с окружающими. В это время малыш постоянно «проверяет» родителей: а действительно ли нельзя то, что нельзя? Это происходит не из-за «вредности» или «испорченного характера», а оттого, что малышу необходимо начертить «карту местности». В этот важный период он обозначает для себя границы дозволенного и недозволенного. Как это связано с вежливостью? Напрямую! Именно этот период является благоприятным для того,

чтобы научить малыша сознательно пользоваться вежливыми словами и демонстрировать вежливое поведение.

Игра – это основная деятельность в дошкольном детстве. Именно через игру ребенок познает окружающий мир, узнает много нового, учится делать выводы, развивает творческое воображение и пробует разные формы общения. К игре нужно относиться бережно и с большим уважением. К сожалению, очень немногие родители играют с малышами в сюжетные игры. А ведь именно игра – один из лучших способов показать ребенку эффективные способы общения и разрешения детских, но таких непростых проблем! Итак, давайте поиграем с малышом в вежливость. Для этого вам понадобятся любые игрушки, которые есть у вас дома. Это могут быть мягкие зверюшки или человечки из конструктора, куклы, в общем, кто-то, способный обозначить живое существо. Сюжетов для игры может быть много, ведь вежливость нужна во многих ситуациях. В каких же?

При встрече со знакомым;

При общении в садике;

При посещении поликлиники;

При походе в магазин, кино;

При посещении театра;

В транспорте;

в гостях или при приеме гостей у себя.

Сказка-помощница

Еще одна форма, очень близкая ребенку, – это сказочная история. Замечательная сказка есть у Ш.Перро. Она про двух сестер, одна из которых была вежливой, а другая грубой. Первая позволила волшебнице напиться из кувшина, когда ходила за водой, получила в дар способность ронять изо рта цветы и драгоценные камни при каждом слове. Вторая же, нагрубившая волшебнице, была наказана тем, что роняла изо рта змей и жаб. Эта сказка в символическом виде помогает ребенку понять: вежливость подобна цветам и очень ценна, а грубость похожа на лягушек, выпрыгивающих изо рта. Есть подобные сказки и у русского народа. Например, «Морозко», где учтивая и работящая девушка была вознаграждена волшебными дарами, а вторая, грубая да ленивая, – ларцом со снегом. Читая практически любую сказку, можно найти в ней ценность вежливости. Можно это рассмотреть и в мультипликационных сюжетах. Обращайте внимание ребенка на эти этические моменты, обсуждайте с ним поступки сказочных героев. Многие сказки учат ребенка быть более терпимым и вежливым. А можно придумать сказку специально, чтобы иллюстрировать ту или иную форму вежливого поведения. Эти сказки должны быть простые и достаточно короткие (чем меньше ребенок, тем короче). Сказка – это тот же игровой сюжет, но без игрушек. Вы можете придумать сказку вместе, а потом и поиграть в нее, а можете рассказывать игровой сюжет как сказочный.

История для обсуждения

Для детей более старшего возраста (5-6 лет) в качестве воспитательного средства подойдет «история для обсуждения» (хотя ценность игры и сказки полностью сохраняется). Она конструируется так же, как игра и сказка, т.е. имеет в основе какой-то сюжет, связанный с той нормой вежливости, которую мы хотим донести до малыша. Но героями в ней являются уже не звери, а люди. Пусть главный герой будет того же пола, что и ваш ребенок. Договоритесь, что когда малыш поймет, что герой действовал вежливо, он должен хлопнуть в ладоши. А когда невежливо – топнуть ногой. Делайте паузы в тех местах, где вы ждете реакции ребенка.




просмотров