Предварительный усилитель на лампах 6н23п. Какие выбрать лампы

Предварительный усилитель на лампах 6н23п. Какие выбрать лампы


Добрый день.

Все началось с обсуждения схемы гибридного усилителя для наушников. Ее отличительной особенностью является использование лампы 6Н23П в режиме с низким напряжением питания (и с малыми анодными токами). Близкий по режимам входной ламповый каскад изображен на рисунке

Примечание: точных значений режима у нас не было. Поэтому режимы оригинальной схемы я определил расчетно с учетом исходной схемы усредненных ВАХ лампы и напряжения питания каскада (60В). В тестовом каскаде выставлен близкий режим. Вполне возможно, что в оригинальной схеме результаты измерений незначительно отличались бы от полученных для нашего каскада.

Измерения провел как обычно: для нескольких уровней выходного сигнала и разных частот. Графики приведу только для частоты 1 КГц. Потому что для частот 100 Гц и 10 КГц результаты отличались незначительно (в пределах ошибки измерений).

В первую очередь привожу графики для выходных сигналов с амплитудой 1 В и 2 В. Вероятно, именно такие уровни были в гибридном усилителе, с которого все началось.

Уровень искажений высокий и быстро растет с увеличением амплитуды выходного сигнала. Уже при уровне 2 В вторая гармоника достигает 1 %, третья - 0,03 %... Хорошо это или плохо? Мне кажется, что честным и чистым звук такого усилителя называть не стоит. Скорее он "сильно окрашенный".

Примечание: при использовании этого каскада в реальной схеме уровень искажений, наверняка, будет выше. Скажется влияние следующего каскада.

Увеличим уровень выходного сигнала:

Искажения выросли (более 3 %), в спектре появились гармоники до 7-ой. Но лампа в этом не виновата. Просто мы слишком много от нее хотим. Вывод: не надо мучить лампы:).

Общий вывод: 6Н23П приемлемо работает с напряжением питания 60В (на аноде 40В) при уровне выходного сигнала до 1-2 В.

Теперь посмотрим, что эта лампа может в каскаде с высоким напряжением питания.

Итак: лампа 6Н23П в "высоковольтном" режиме:

Измерения проведем для обычного резистивного каскада и для SRPP. Начнем с резистивного. Надо выбрать режим. Анодное напряжение, ток анода, напряжение питания и сопротивление нагрузки могут сильно влиять на параметры каскада. Так на каком же режиме остановиться?

Признаюсь: я не захотел заниматься оптимизацией или пробовать все режимы, которые для этой лампы заявляются как "самые лучшие". Поэтому выбирал на свое усмотрение. "Подвигал" настройку, проводя пробные измерения спектра. Серьезных изменений в результатах не заметил. Остановился на режиме который показался лучшим.

Примечание: допускаю, что мог ошибиться с выбором режима работы каскада. Может быть есть более "правильный"?

Измерения проведены для четырех уровней выходного сигнала. Вот графики:

Результат такой, как и следовало ожидать. Линейность выросла: уровни гармоник снизились, а спектры укоротились. Каскад вполне можно применить в "ушном" усилителе с уровнем выходного сигнала до 5-8 В (для высокоомных наушников).

Наверное, звук станет более чистым и достоверным (по сравнению с "низковольтным" режимом).

Посмотрим 6Н23П в SRPP:

Результаты измерений:

Линейность еще немного подросла. Если использовать эту лампу в гибридном усилителе для низкоомных наушников (Uвых < 2 В), то уровень искажений каскада не превысит 0.1 %. Так как спектр в этом режиме представлен только второй гармоникой, то можно предполагать, что искажения будут совершенно не заметны на слух и не дадут окраски.

Пусть каждый сам решает для себя: стоит ли использовать эту лампу в предварительном каскаде гибридного усилителя для наушников или поискать что-нибудь другое.

Изменением типа каскада и режима работы лампы ее звук можно поменять в широком диапазоне: от сильно "окрашенного" до практически "честного". А выбор того, что и как слушать - дело личное:). И любой выбор будет совершенно правильным, если звук будет нравиться именно вам...

Пора перейти ко второй участнице сегодняшних измерений.

Лампу 6Н6П применять в усилителе напряжения я не планировал и проводить для нее измерения не собирался. Я обратил на нее внимание после недавней дискуссии на фейсбуке.

Некоторое время назад один активный ценитель_лампового_звука попытался донести до моего коллеги Никиты мысль о том, что полупроводники супротив ламп то же, что "плотник супротив столяра" (с).

Примечание: Никита - один из соавторов этого блога и незаменимый участник нашего небольшого коллектива. Среди множества прочих своих дел он еще представляет нас на фейсбуке... Поэтому ему и пришлось общаться с любителем_лампового_звука.

Манера общения ценителя была не очень корректной и не располагала к дружеской беседе. А недостаток аргументации он компенсировал эмоциями и безапелляционностью заявлений. Создавалось ощущение, что общение становится совершенно бессмысленной тратой времени. Такими являются почти все беседы на тему "что лучше? Лампы или полупроводники?"

В тот момент, когда стало совсем грустно и скучно, собеседник озвучил утверждение о том, что лампа 6Н6П при питании 300 В способна выдать на выходе сигнал с амплитудой 100 В и уровнем искажений 0.01 % Появились цифры и конкретика. Общение наконец-то могло стать конструктивным, полезным и интересным.

В каком же каскаде и при каких режимах нужно запустить лампу для того, чтобы получить такие результаты? Почему-то оппонент не захотел ответить на этот вопрос:(. Он потерял к нам интерес и перестал отвечать. Остается только догадываться, что его отпугнуло. Может неспособность Никиты проникнуться тотальной любовью к лампам, а может его собственная не любовь к точным цифрам... если собеседник Никиты вновь появится мы, возможно, узнаем это.

Из-за неожиданного завершения общения так и осталось непонятно: в каком режиме мерить... Но я никак не мог отделаться от желания проверить лампу. Даже сходил до магазина и приобрел несколько штук 86 года рождения.

Вообще в дискуссии речь шла о простых предварительных каскадах, поэтому я посчитал, что можно попробовать все те же резистивный каскад и SRPP. Режимы опять-таки выбрал на свое усмотрение по серии коротких тестовых измерений.

6Н6П. Резистивный каскад

Результаты измерений

Решил использовать маленький корпус от кабельного тюнера. Получилось неплохо.

Остались небольшие недоделки - сделать индикацию входов. Четыре входа, седектор выведен под крышку. Индикация будет подсвечеыми надписями с названием входов.


Почему то фото вставляется боком....Ну да ладно, потом подправлю.

Как видно из фото схема всё та же, что и предидущий предвар на этой лампе.Питание 65 вольт - хотел сделать 90-110 но не нашел приличных конденсаторов в анодное. Накал переменкой - фона нет совершенно. Вот в чем прелесть низкого питания.
Два трансформатора в питании, накальный и анодный.Пробовал выпрямить накал германиевыми диодами Д302 - не пошло. Стабилизировать тоже пробовал...
Диодный мост на германии Д7Ж, конденсаторы Рифа элит. Дроссель такого размера не мог долго найти - оказалось от носимой радиостанции Р-105 как раз 10 генри и сопротивлением 150 ом...
Схема обычный каскад на половинке 6Н23П-ЕВ,вторая половинка катодный повторитель.С непосредственной связью. На выходе конденсаторы МБГО на 2 мкф. Смещение первого каскада диодом с конденсатором. По звуку лучший вариант. По входу стоит резистор А.Бредли 3,3ком чтоб с СД не перегружать лампу. Очень приличное усиление получилось.
Провода в сигнале по началу поставил моножилу с древнего РК, послушав поменял на серебро - низ стал гораздо глубже. Я соединяю экран с жилой. так самый лучший результат для этого кабеля.
Звук просто шикарный. Ровный, много информации... Такой драйвовый малыш получился. Самое главное подключил к предвару макет на 6Ж43П - просто бомба... В мыслях уже зреет конструкция объеденить такой предвар на 6н23п и усилитель на спаренных 6ж43п... и корректор ещё туда же.....

19.03.2018
Кое что доработал. Вернее много доработал.
Начну с главного. В катоде 6н23п-ев появилась лампочка 6Х2П, вернее не совсем её аналог 6AL6W.


Также добавился еще один трансформатор на накал этой лампы.Также доделал индикацию, вернее её электрическую часть. На сверхминиатюрных лампах. Осталось только изготовить надписи...
По звуку. Изменения в лучшую сторону. Низ глубже, без катодных конденсаторов звук ещё краше - но есть небольшой фон. Поставил РОЕ 10мкф 25 вольт - много высоких. Не понравилось. Вернул черные РОЕ...
Сейчас наслаждаюсь, завтра другу дам послушать.


Июнь 2018.
Поставил лампы PCC88 Valvo.Лампы с 7 вольтовым накалом и током 300 ма. Ток накала на 20ма меньше чем с лампами 6н23п - получилось 6,7 вольт на накале. В норме для PCC88. Немного ушла динамика по сравнению с 6н23п-ев.Но появилось много чего нового - звук приобрёл ясные образы, детальность и я бы сказал телесность. Натуральность....А сцена... Друг взял на прослушку. Через день позвонил и сказал что предвар уже не вернёт...
Ну что ж, буду делать ещё один опять для себя. Всё с начала. Как раз нашел такой же дроссель.... Надо же чтото мне на раскачку усилителя PL504.....

Идея собрать качественный ламповый усилитель для наушников в голове витала давненько. Задумка неплохая, но останавливал один момент. С технической стороны собрать это изделие было несложно. Было пересмотрено много каких схем данного направления. Как оказалось, подобных схем нашлось в сети не больше десятка, пересмотрев и изучив подробно каждую, я пришел к неутешительному выводу: в лучшем случае две схемы из десяти, как мне показалось более менее были похоже на правду.

Одна лампа 6Н6П у меня уже имелась и я наивно полагая купить еще одну, взялся было за дело, но как оказалось купить такую лампу не представляется возможным - их попросту нет. Тогда пересмотрев еще раз найденные схемы, решено было использовать 6Н3П , по рекомендации одного из авторов найденных схем им было написано, что с этой лампой получаются очень хорошие результаты. На том и решил.

Но прежде чем собирать данный усь, наткнулся еще на несколько схем с гибридным решением, лампа +транзистор. Посмотрел, повторил две из найденных. Буду говорить как есть: результат не впечатлил. Автор одной схемы предлагал использовать 6н23п в драйвере и в оконечном каскаде два IRF. Причем питать всю схему напряжением в 35 Вольт, ссылаясь на то, что эта лампа способно работать на сверхнизких напряжениях. Лампа то работает конечно, но как... проще говоря в паспорте этой лампы стоит совсем другая величина допустимого минимального напряжения анода. Она значительно выше.

Не нужно наверное объяснять, что нормальной эмиссии при таком питании быть попросту не может и в следствии чего лампа находится постоянно в полузапертом состоянии и никакие ухищрения не помогут ее открыть как положено, что и подтвердил на собственном опыте. Думаю понятно, зачем были использованы транзисторы, чтобы согласовать усь с низкоомной нагрузкой. Своего рода избавление от выходных трансформаторов. Конечно же я думал об этом моменте.

Лампа имеет высокоомный выход, а наушники из доступных в магазинах имеют максимум 52 Ома. Соответственно эту схему я забросил. Собрав еще одну гибридную уже на транзисторах КТ с двухтактным выходом, тоже остался не в восторге. Тут лампа питалась как надо, а вот выходной каскад работал в режиме В. Ну еще куда ни шло если бы стояли германиевые транзы. Кто слышал их звучание, тот поймет конечно же. Я мог взять часть той схемы и этой и объединить.

Нормальное питание лампы плюс режим А на IRF. Но схема получилась бы довольно сложной. Ко всему прочему пару транзисторов я спалил моментально, а их цена 175 рублей за штуку.

Мною все же преследовалась цель собрать доступный для повторения качественный усь. И если на лампах, то на лампах без всяких транзисторов. Потратив еще неделю на эти эксперименты, раздосадованный отсутствием сколь-нибудь путного результата, забрав гнездо и лампу, оставшееся вышвырнул с балкона под стройку, чтобы не расстраиваться больше. И принялся собирать на 6Н3П.

Собрал за день. Послушал, результатом остался очень доволен. Звучит просто изумительно! Но, как и было сказано во всех статьях, выражаясь простыми словами такое решение с динамической нагрузкой не тянет низы совсем. Только на небольшой громкости. На максимуме полный завал и хрип. Оно и понятно почему так вышло Разница в сопротивлении лампы и нагрузки, вот дурь то какая! Но дурь останется дурью, если ее не трогать. Вот я решил, потрачу еще неделю, но добьюсь достойного звука.

Первое, что мне пришло в голову, как и положено в данных схемах использовать трансформатор. Теперь появилась еще одна дурь. Как сделать компактный усилитель и чтобы не было видно трансформаторов? Поразмыслив, попробовал перемотать ТВЗ пересчитав вторичку. Что сказать... звучит здорово, низы хоть отбавляй, но громоздко. Этот вариант сразу сошел на нет. Взял трансы от старого советского приемника "альпинист 404".

Измучившись все же намотал первичку проводом 0.08, но упустил момент, что первым слоем нужно было ложить вторичку и последним тоже. Когда понял свою ошибку, было уже поздно, а разматывать уже не было просто никаких нервов. Поэтому было намотано две вторички проводом 0.25 и запараллелены. Результат оказался неплохим, даже хорошим. Но как оказалось, пропали высокие частоты, так как намотал неправильно. Терпения уже не хватило и все бросив, пару дней находился в раздумьях.

Схема усилителя для наушников

Решение пришло неожиданно. Если не получается с трансформаторами, то нужно сделать так, чтобы лампа имела ну хотя бы вдвое меньшее сопротивление по выходу. В итоге получилась вот такая схема. В описании она не нуждается. Обе лампы работают запараллеленными.

Какие выбрать лампы

Поэкспериментировав с тем, что имелось из ламп, использовал 6Н1П и 6Н23П . Именно эта комбинация дала самый хороший результат. До конечного результата были соотношения 6н1п+6н2п,6н3п+6н2п,6н1п+6н6п,6п23п+6н2п... и еще несколько. В каждом из вариантов появлялись свои явные недостатки. Недостаточно усиления, искажения на малой громкости, свист, металлический призвук и т.п. В дальнейшим было собрано два варианта усилителя 6Н1П+6Н23П, четырехламповый и двухламповый. В последнем результат значительно хуже, поскольку лампы работают в обычном включении и завал по низким частотам все же остался, пусть и значительно меньшим чем на 6н3п или 6н6п... Четырехламповый вариант меня радует и по сей день. Хорошие низы, прорисованные верха. Фотографии обоих вариантов выкладываю.

Настройка

Несколько слов о настройке обеих схем. Важное условие: напряжения на катоде 6Н23П должны быть одинаковы и напряжение на выходе относительно минуса не должно превышать 125 Вольт. В противном случае появляется треск, как при плохом контакте на катодах допустимо 3.3-8 Вольт. Все зависит от ламп. Чем старее, тем выше на катоде. Эти величины были подобраны опытным путем.

Немного о применяемых лампах. Желательно ставить не б/у или хотя бы одинаково работавшие двумя половинками. Если лампа имеет разницу в наработке, то будет прослушиваться фон переменного тока при отсутствии сигнала. Сразу хочу предостеречь: не подключайте сразу наушники при первом включении после сборки. Замерьте напряжение на выходе: должно быть не более 0,3-0.5 Вольта. Если это значение выше, то конденсатор имеет утечку и требует замену. Как правило, это электролит.

Неполярные конденсаторы играют немаловажную роль: обогащают и подчеркивают высокие частоты. Поэтому подойдите как можно скрупулёзнее к выбору последних. Не стоит ставить квадратные в пластмассовом корпусе. И уж совсем не годятся МБМ. Самый хороший выбор - это наши отечественные коричневые слюдяные, марку не помню. Но найти на 1 микрофарад не возможно, а городить параллельно несколько штук нецелесообразно. Оптимальный вариант К73-17. Электролиты лучше импортные. Лучше всего фирмы рубикон на них так и написано. Другие более брендовые не предлагаю, поскольку цена за штуку астрономическая.

Наушники к усилителю

Китайские затычки даже не пробуйте. Не пожалейте три четыре тысячи, сходите в магазин и выберите самые чувствительные и высокоомные. И лучше всего как можно с большим диффузором. От некачественных наушников вы не получите никакой разницы и звука. В идеале самый замечательный вариант - это студийные профессиональные высокоомные наушники от 300 Ом и выше. Цена на такое изделие измеряется десятками тысяч, что просто немыслимо. Поэтому приобретает самое качественное из доступного. Тоже звучит очень недурно.

Оформление усилителя

Питание я не затрагиваю. Возможны любые варианты, но не пытайтесь использовать электронный трансформатор в качестве повышающего. А для накала подходит лучше некуда, после небольшой переделки. Скинуть лишние витки.

Ну и как последнее к законченному девайсу: оформление. Что-то городить и слесарить из подручных материалов я не стал, как многие товарищи используют корпуса от сидюков да от старых усилителей, от всевозможных приборов. Мне хотелось чтобы вещь выглядела винтажно. Потратив еще неделю, обшарив магазины города купил 8 подсвечников из латуни и две шкатулки, одна из которых металл под золото. Подсвечники как раз подходят под размер панельки.

Приклеивал супермоментом. Разбираем подсвечник, рассверливаем имеющиеся отверстия максимально побольше. Берем телескопическую антенну, подбираем колено по диаметру, обрезаем необходимую длину и собираем подсвечник. Припаиваем в верхней части и на гайку в нижней, в варианте с деревянной шкатулкой. Оставшиеся части подсвечников были собраны в три отдельных как дизайн для дополнения к конструкции.


Добрый день.

Все началось с обсуждения схемы гибридного усилителя для наушников. Ее отличительной особенностью является использование лампы 6Н23П в режиме с низким напряжением питания (и с малыми анодными токами). Близкий по режимам входной ламповый каскад изображен на рисунке

Примечание: точных значений режима у нас не было. Поэтому режимы оригинальной схемы я определил расчетно с учетом исходной схемы усредненных ВАХ лампы и напряжения питания каскада (60В). В тестовом каскаде выставлен близкий режим. Вполне возможно, что в оригинальной схеме результаты измерений незначительно отличались бы от полученных для нашего каскада.

Измерения провел как обычно: для нескольких уровней выходного сигнала и разных частот. Графики приведу только для частоты 1 КГц. Потому что для частот 100 Гц и 10 КГц результаты отличались незначительно (в пределах ошибки измерений).

В первую очередь привожу графики для выходных сигналов с амплитудой 1 В и 2 В. Вероятно, именно такие уровни были в гибридном усилителе, с которого все началось.

Уровень искажений высокий и быстро растет с увеличением амплитуды выходного сигнала. Уже при уровне 2 В вторая гармоника достигает 1 %, третья - 0,03 %... Хорошо это или плохо? Мне кажется, что честным и чистым звук такого усилителя называть не стоит. Скорее он "сильно окрашенный".

Примечание: при использовании этого каскада в реальной схеме уровень искажений, наверняка, будет выше. Скажется влияние следующего каскада.

Увеличим уровень выходного сигнала:

Искажения выросли (более 3 %), в спектре появились гармоники до 7-ой. Но лампа в этом не виновата. Просто мы слишком много от нее хотим. Вывод: не надо мучить лампы:).

Общий вывод: 6Н23П приемлемо работает с напряжением питания 60В (на аноде 40В) при уровне выходного сигнала до 1-2 В.

Теперь посмотрим, что эта лампа может в каскаде с высоким напряжением питания.

Итак: лампа 6Н23П в "высоковольтном" режиме:

Измерения проведем для обычного резистивного каскада и для SRPP. Начнем с резистивного. Надо выбрать режим. Анодное напряжение, ток анода, напряжение питания и сопротивление нагрузки могут сильно влиять на параметры каскада. Так на каком же режиме остановиться?

Признаюсь: я не захотел заниматься оптимизацией или пробовать все режимы, которые для этой лампы заявляются как "самые лучшие". Поэтому выбирал на свое усмотрение. "Подвигал" настройку, проводя пробные измерения спектра. Серьезных изменений в результатах не заметил. Остановился на режиме который показался лучшим.

Примечание: допускаю, что мог ошибиться с выбором режима работы каскада. Может быть есть более "правильный"?

Измерения проведены для четырех уровней выходного сигнала. Вот графики:

Результат такой, как и следовало ожидать. Линейность выросла: уровни гармоник снизились, а спектры укоротились. Каскад вполне можно применить в "ушном" усилителе с уровнем выходного сигнала до 5-8 В (для высокоомных наушников).

Наверное, звук станет более чистым и достоверным (по сравнению с "низковольтным" режимом).

Посмотрим 6Н23П в SRPP:

Результаты измерений:

Линейность еще немного подросла. Если использовать эту лампу в гибридном усилителе для низкоомных наушников (Uвых < 2 В), то уровень искажений каскада не превысит 0.1 %. Так как спектр в этом режиме представлен только второй гармоникой, то можно предполагать, что искажения будут совершенно не заметны на слух и не дадут окраски.

Пусть каждый сам решает для себя: стоит ли использовать эту лампу в предварительном каскаде гибридного усилителя для наушников или поискать что-нибудь другое.

Изменением типа каскада и режима работы лампы ее звук можно поменять в широком диапазоне: от сильно "окрашенного" до практически "честного". А выбор того, что и как слушать - дело личное:). И любой выбор будет совершенно правильным, если звук будет нравиться именно вам...

Пора перейти ко второй участнице сегодняшних измерений.

Лампу 6Н6П применять в усилителе напряжения я не планировал и проводить для нее измерения не собирался. Я обратил на нее внимание после недавней дискуссии на фейсбуке.

Некоторое время назад один активный ценитель_лампового_звука попытался донести до моего коллеги Никиты мысль о том, что полупроводники супротив ламп то же, что "плотник супротив столяра" (с).

Примечание: Никита - один из соавторов этого блога и незаменимый участник нашего небольшого коллектива. Среди множества прочих своих дел он еще представляет нас на фейсбуке... Поэтому ему и пришлось общаться с любителем_лампового_звука.

Манера общения ценителя была не очень корректной и не располагала к дружеской беседе. А недостаток аргументации он компенсировал эмоциями и безапелляционностью заявлений. Создавалось ощущение, что общение становится совершенно бессмысленной тратой времени. Такими являются почти все беседы на тему "что лучше? Лампы или полупроводники?"

В тот момент, когда стало совсем грустно и скучно, собеседник озвучил утверждение о том, что лампа 6Н6П при питании 300 В способна выдать на выходе сигнал с амплитудой 100 В и уровнем искажений 0.01 % Появились цифры и конкретика. Общение наконец-то могло стать конструктивным, полезным и интересным.

В каком же каскаде и при каких режимах нужно запустить лампу для того, чтобы получить такие результаты? Почему-то оппонент не захотел ответить на этот вопрос:(. Он потерял к нам интерес и перестал отвечать. Остается только догадываться, что его отпугнуло. Может неспособность Никиты проникнуться тотальной любовью к лампам, а может его собственная не любовь к точным цифрам... если собеседник Никиты вновь появится мы, возможно, узнаем это.

Из-за неожиданного завершения общения так и осталось непонятно: в каком режиме мерить... Но я никак не мог отделаться от желания проверить лампу. Даже сходил до магазина и приобрел несколько штук 86 года рождения.

Вообще в дискуссии речь шла о простых предварительных каскадах, поэтому я посчитал, что можно попробовать все те же резистивный каскад и SRPP. Режимы опять-таки выбрал на свое усмотрение по серии коротких тестовых измерений.

6Н6П. Резистивный каскад

Результаты измерений

На дне рожденья моего отца я услышал, как «звучат» китайские активные колонки. Выкрученные на 80% громкости, колонки выдавали просто «непревзойдённую палитру звуков». Состав и глубина хрипов по перегрузке, заваленные верха, никакущая середина меня повергали в тихий ужас.
Я осознал, что отцу нужна новая аудиосистема для работы с компьютером и телевизором.
Ламповый усилитель - хороший подарок!

Главный вопрос - о мощности - решил очень быстро: зал 18 м 2 , значит стереоусилителя по 5 Ватт в канале будет вполне достаточно. Вспомнились комментарии к моей статье , в котором «пропагандировался» усилитель Олега Чернышёва «Покемон».
Я решил изучить его схему поподробнее. Благо, так же есть у нас на Датагоре. Схема мне понравилась, и я настроился на повторение с некоторыми изменениями.

Блок питания

Основные изменения коснулись блока питания. Схема электронного дросселя была заменена на вариант из статьи Сергея (Chugunov) . Пообщавшись с автором, я нарисовал такую схему.


Основа питания анодов строится на электронном дросселе на полевом транзисторе, включенном по схеме истокового повторителя. Общее время выхода на рабочее значение напряжения задаётся резистором R3 и ёмкостью C3. При указанной на схеме ёмкости С3 = 22 µF, анодное напряжение нарастает в течение ок. 1 минуты. Этого вполне достаточно для прогрева ламп и соблюдения бережного режима эксплуатации.

Запасы унифицированных трансформаторов у меня почти закончились, а потому в качестве анодного я использовал оставшийся ТА-69. По совету Сергея (Chugunov) я после электронного фильтра добавил П-фильтр на миниатюрном дросселе Д-232.

После диодного моста в первичном фильтре стоят две ёмкости С1 и С2, 100 µF (электролит) и 2,2 µF (плёнка), напряжение на них порядка 320 В под нагрузкой при 280 В переменного напряжения на входе диодного моста. Я использовал отдельные фильтры питания на каждый канал. Входной делитель R1/R2 отстроил на максимальное выходное напряжение. На выходе фильтра получим 303 В с уровнем пульсаций в 1,5 мВ.
На П-фильтре падает ещё около 3 В, и на выходе получилось 300 Вольт с уровнем пульсаций 0,2 мВ под полной нагрузкой. Результат отличный!

Одного накального трансформатора ТН-36 для реализации накалов всех трёх ламп от отдельных обмоток не хватило, поэтому решил шикануть и использовал сразу два накальных трансформатора – ТН-36 и ТН-30.

Сеточные отрицательные смещения выходных ламп 6П14П задаются двумя выпрямителями, выполненными на C21-R37-C22 (аналогичные элементы во втором канале). Подстройка напряжения смещения выполняется многооборотными резисторами R37 и R38 номиналом 200 Kом при выкрученных в ноль потенциометрах громкости. Использование двух диодных мостов смещения обусловлено симметрией на плате.

Полная схема


Предусилитель реализован на двойном триоде 6Н23П с автосмещением катода. Ток анода оконечных ламп 6П14П выставляется при помощи многооборотных подстроечных резисторов R37 и R38.

В качестве выходных трансформаторов я снова использовал ТП113-12В.

Рекомендуемая мощность анодных резисторов R14 и R23 равна 2 Ватта. При использовании резисторов типа МЛТ всё пройдёт гладко, а вот «китайцы» начнут гореть. Поэтому «китайцев» ставьте помощнее. Резисторов МЛТ нужного номинала я не найти не смог, поэтому заменил их на 5-Ваттные керамические.

К выходным трансформаторам подключены стрелочные амперметры со схемами измерения мощности в самой наипростейшей реализации – диод, резистор, ёмкость.

Разводка платы и монтаж

Собрав все необходимые комплектующие, и имея полное представление о размерах будущего корпуса, я приступил к разводке платы. В достатке оказались 1 Ваттные MF резисторы, поэтому плату разводил именно под них.


Я отрисовал сам корпус и все элементы, не входящие в плату. Оставшееся место использовал под плату. Размеры платы получились 382×140 мм. Найти подобный кусок стеклотекстолита было не просто, но оно того стоило.

На плате распаяны:
- Все резисторы MF мощностью рассеивания 1 Ватт, кроме тех, которые я описал выше.
- Ёмкости плёночные.
- Дроссели фильтра питания Д232. Эти миниатюрные дроссели я приобрёл на радиорынке года два назад и они наконец пригодились. Дроссели не приспособлены для печатного монтажа, поэтому закреплены на плате при помощи специальных технологических отверстий и соединены с соответствующими контактами проводниками.


- В качестве выходных трансформаторов - ТП113-12В. Они приспособлены для печатного монтажа и их установка не представляла сложностей.
- Радиаторы охлаждения для полевых транзисторов электронного дросселя типа «Ёж». В оригинале это был один большой радиатор транзистора в корпусе ТО-3. Отрезал лишнее и обработал напильником.


- Керамические ламповые панельки GZC9-Y-1 .


Их установка обратная, то есть со стороны дорожек.

Плата рассчитана под крепление на корпус при помощи 4-х штифтов, технологические отверстия под которые выведены в свободных зонах.

Запуск и настройка усилителя

Распаял все элементы на плате и запустил в режиме холостого хода блок питания. Убедился в его работоспособности. Запустил схему под нагрузкой, вывел регуляторы громкости в минимум и при помощи многооборотных резисторов R37 и R38 установил нужный ток анодов. Для этого контролировал падение напряжения на катодных резисторах R20 и R29. Выставил значение 50 мВ, что соответствует току в 50 мА.

Выходная мощность чистого сигнала до ограничения, измеренная на эквивалентах нагрузки, составила 4,3 Ватта.

На плате нет специального контакта для соединения земли с корпусом. Связано это с тем, что схема при правильной сборке не фонит абсолютно. При нулевом сигнале я выкрутил потенциометры на полную, поднёс ухо к динамику и не услышал ровно ни какого фона, даже на уровне ускользающих ощущений. А потому и соединение с корпусом решил не делать. Для тех, кто не согласен с моим мнением скажу, что всегда возможно соединить точку «Земля», предназначенную для подключения земли потенциометров и входного гнезда с корпусом. Она ближе всего к земле катодов первой лампы. Смею предположить, что при этом придётся поискать точку соединения на корпусе.

Схема собрана и отстроена, дело осталось за… многим! Ведь корпус – это настоящее испытание кривизны рук и терпения.

Сборка корпуса

Основой корпуса будущего усилителя послужил старый DVD плеер.


Болгаркой я срезал все выпуклые неровности на днище. В верхней крышке вырезал участок для установки экрана, под которым будут располагаться трансформаторы.


Из текстолита и алюминия нарезал заготовки, из которых спаял крышку-купол, накрывающий сетевые трансформаторы. Снизу «купола» просверлил 3 отверстия, через которые протянул проводники.


Перед тем как накрыть сетевые трансформаторы, на все их контакты одел термоусадочные трубки.
Резисторы искусственных средних точек накала залакировал.

На передней панели основы было много технологических отверстий под DVD-привод и различные кнопки. Щели в месте установки привода проложил картоном и залил суперклеем в несколько слоёв. Кнопки утопил и тоже залил суперклеем в несколько слоёв. Когда клей «закостенел“, обработал шкуркой и зашлифовал шлифовальной губкой. Если оставались трещины, то процесс повторял – снова заливал клеем и выводил шкуркой до идеально ровной поверхности.

На переднюю панель приклеил кусок текстолита и просверлил нужные отверстия, например под вход 6,3» и пару потенциометров.


Прорезал 2 квадратных отверстия в передней панели и установил стрелочные головки измерители мощности. В оригинале это были советские амперметры на 50 мкА. Распечатал для них и вклеил новую шкалу. Места стыка с корпусом залил суперклеем и вывел шкуркой до ровной поверхности.

На задней панели высверлил отверстия под сетевое гнездо, выключатель и предохранитель.

Терминал под выходные зажимные клеммы сделал из текстолита.

Все винты неразборных соединений я использовал впотай и зенковал отверстия под них. Винтовое соединение залил суперклеем и выводил шкуркой до ровной поверхности.

Дно корпуса проклеил лакотканью в два слоя во избежание пробоя высокого анодного напряжения от радиаторов транзисторов электронного дросселя на корпус.

Примерил плату на штифтах.

Принялся оформлять верхнюю крышку. По задумке лампы должны быть в защитных стойках, конструкцию которых я ранее уже успешно применял.

Стойки состоят из шайб диаметром 44 мм и внутренним диаметром 24 мм.


Скреплены шайбы при помощи винтов с резьбой 4 мм и гаек.

Настало время покраски. Ламповые стойки должны были иметь цвет «глянцевый металлик», все остальные элементы корпуса – «матовый чёрный» цвет.
Первым делом покрасил ламповые стойки, а заодно и прогрунтовал верхнюю крышку.


Чтобы не разбирать и не царапать защитные стойки после покраски, залепил их бумажным скотчем.


Покрасил все элементы корпуса чёрной матовой краской. Снял скотч со стоек.

Сколько я не красил и не выводил переднюю панель, всё равно проступали швы от отверстия для установки DVD-привода. Не годится! Ведь передняя панель – лицо усилителя. Потому я решил установить кусок текстолита и сделать что-то похожее на терминал, в котором размещались бы входное гнездо и потенциометры.



просмотров