Экскурсия как форма организации обучения и воспитания. Методика проведения экскурсий - Реферат

Экскурсия как форма организации обучения и воспитания. Методика проведения экскурсий - Реферат

Сущность экскурсий как формы учебной работы. Виды экскурсий.

Наряду с уроками учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.

Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы. В этом отношении они выполняют следующие функции.

Первая. С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.

Вторая. Экскурсии позволяют повышать уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.

Третья. Экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве.

Четвертая. Экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом работников промышленности и сельского хозяйства.

В учебных программах по каждому предмету должен устанавливаться обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно разделяются на несколько видов.

К первому виду относятся производственные экскурсии. Эти экскурсии планируются в курсах физики, химии, математики, экономической географии. Они предполагают посещение учащимися предприятий и сельскохозяйственных объектов, новостроек т.д. Производственные экскурсии помогают изучению основ современного производства и способствуют расширению технического кругозора и трудовому воспитанию учащихся.

Вторым видом являются естественно-научные экскурсии. Они проводятся для углубления знаний по таким предметам, как ботаника, зоология, география, и др. Это экскурсии в поле, в лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк и т.д.

К третьему виду относятся историко-литературные экскурсии. Это экскурсии, которые проводятся по литературе и истории и предполагают выходы в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов и т.д.

Особый, четвертый, вид составляют краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.

Наконец, необходимо отметить и пятый вид экскурсий, которые получили название комплексных. Это такие экскурсии, которые проводятся по нескольким предметам одновременно. Например, экскурсия на стеклозавод может проводиться одновременно для углубления знаний по физике, химии, математике, географии, и по каждому из этих предметов изучаются специфические вопросы. Физик и химик знакомят учащихся с применением этих наук на производстве, математик раскрывает свои вопросы, географ рассказывает об экономических связях предприятия и т.д.

Однако классификация учебных экскурсий проводится также в зависимости от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий. Экскурсии первого типа служат средством изучения нового материала учащимися, экскурсии второго типа используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе. Например, при изучении в VI классе в курсе географии темы «Реки» экскурсия может проводиться с целью осмысления и усвоения нового материала. Учащиеся под руководством учителя выходят к реке, и он объясняет им основные вопросы о течении реки, учит определять левый и правый берега, разъясняет, почему один берег реки, как правило, бывает крутой, а другой пологий и т.д. Как видим, основная задача данной экскурсии состоит в том, чтобы наглядно сообщить учащимся новые знания.

Но по этой же теме экскурсия может быть проведена и в другом плане. Учитель, пользуясь картинами и схемами, излагает все эти вопросы на уроке, а затем организует с учащимися экскурсию к реке с целью закрепления изложенного на занятиях материала.

Дидактические основы проведения учебных экскурсий. При проведении экскурсий важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению этой задачи должна быть подчинена методика экскурсий.

В общем плане эта методика включает в себя:

  • а) подготовку экскурсии;
  • б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий;
  • в) обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов.

Рассмотрим более детально эти вопросы на примере изучения в курсе физики темы «Двигатель внутреннего сгорания. Применение двигателей». По этой теме программы предусматривают проведение производственной экскурсии. Какие же дидактические положения реализуются в данном случае?

Большое значения прежде всего имеет подготовительная работа к экскурсии и, в частности, четкое определение ее цели. В данном случае она состоит в том, чтобы ознакомить учащихся со строением современных двигателей внутреннего сгорания и их использованием на производстве.

Подготовка экскурсии связана также с выбором объекта изучения. Им может быть ближайший автомобильный гараж, где имеются двигатели внутреннего сгорания и где есть возможность понаблюдать их в работе.

Третий момент подготовки экскурсии состоит в том, чтобы поставить перед учащимися конкретные вопросы, на которые им следует обратить особое внимание. Такими вопросами в данном случае являются следующие: каким образом подается топливо в камеры сгорания, каково назначение карбюратора, цилиндра, свечей и т.д.

Наконец, при подготовке экскурсии учитель посещает ее объект и решает, кто будет выступать в качестве экскурсовода - он сам или работник предприятия. В последнем случае учитель договаривается с ним о цели экскурсии и ее содержании, а также о методике объяснения материала.

Второй этап составляет содержательная часть экскурсии, т.е. организация учебной работы по восприятию и усвоению (или закреплению) изучаемого материала во время ее проведения. Делается это с помощью рассказа, объяснения, беседы и демонстрации (показа) важнейших частей и деталей изучаемого объекта. В данном случае экскурсия проводится в порядке закрепления того материала, который изучался на уроке, поэтому она начинается с краткого опроса учащихся: из каких основных частей состоит двигатель внутреннего сгорания? Какую роль в нем играет маховик? После опроса учитель показывает все эти части и узлы на разобранном двигателе, а затем проводится демонстрация его работы.

В процессе экскурсии необходимо заботиться об активизации мышления учащихся и побуждать их к усвоению изучаемого материала. С этой целью учитель (экскурсовод) спрашивает учащихся о принципах работы двигателя внутреннего сгорания, о способах преобразования прямолинейного движения во вращательное и т.д. Во время экскурсии учащиеся делают записи важнейших положений темы, а также чертежи, зарисовки и т.д. Экскурсия заканчивается подведением ее итогов, обобщением того нового, что учащиеся узнали во время ее проведения.

На данном примере показаны лишь общие подходы к подготовке и проведению экскурсии. Если же вести речь об экскурсиях по литературе, истории или ботанике, то, разумеется, их проведение отличается рядом специфических особенностей. Так, экскурсия по ботанике может включать в себя сбор различных растений и подготовку школьного гербария. В этом случае потребуется обработка собранного материала и его упорядочение. Историко-литературные экскурсии могут включать в себя встречи с участниками тех или иных исторических событий, писателями и т.д. Иным может быть и подведение итогов. Они могут выражаться в форме письменных отчетов, сочинений, конференций, а также путем организации выставок и т.д. Все эти вопросы более детально рассматриваются в курсах частных методик.


Тематические экскурсии посвящаются одной определенной теме программы. Они знакомят учеников с практическим применением явлений, которые изучаются в теме, или проявлениями этих явлений в природе.

Комплексные экскурсии проводятся за похожими темами нескольких учебных предметов. Например, химии, физики, биологии. Такое объединение дает возможность реализовать принцип межпредметных связей и обеспечивает эффективное решение проблем, связанных с организацией и проведением экскурсий. Примером такой экскурсии может быть экскурсия в цех электролиза металлургического завода, на которой ученики знакомятся не только с применением химического действия тока, но и с химическими аспектами технологии.

Вводные экскурсии являются вступлением в тему, их главное задание - создать проблематику темы, показать значение темы и тем самым заинтересовать учеников, поощрить их к изучению учебного материала.

Как правило, экскурсии проводятся как заключительные (обобщающие). Именно этот вид экскурсий может быть комплексным. Здесь осуществляется обобщение выученного материала и привязки его к практике.

Дидактична эффективность экскурсии существенно зависит, в первую очередь, от правильности выбора объекта.

Выбор объекта экскурсии обусловливается не только содержанием темы, но и производственным и природным окружением. А в равных условиях определяющей является цель, которая ставится учителем перед экскурсией.

  • детальное ознакомление с объектом экскурсии. Определение тех частей объекта или технологического комплекса, которые непосредственно представляют интерес относительно данной;
  • определение экскурсовода на время проведения экскурсии. Идеальным случаем нужно считать случай, когда экскурсию ведет сам учитель. Но на промышленных объектах эрудиции учителя может быть недостаточно. Поэтому, как правило, в таких случаях экскурсию проводит работник предприятия, с которым предварительно проведенная согласительная беседа относительно цели экскурсии и уровня подготовленности учеников;
  • определение и изучение маршрута, которым будет осуществляться перемещение учеников с школы до объекта экскурсии;
  • проведение беседы с учениками, во время которой ученикам сообщается тема и цель экскурсии, повторяется нужный теоретический материал. Ученики получают вопросы, на которые нужно найти ответ во время экскурсии.

4. В определенное время ученики собираются в школе и под руководством учителя отправляются к объекту экскурсии. Желательно, чтобы учителю помогал кто-то из старших учеников, или другой учитель. Учитывая это особенный интерес в организационном плане представляют комплексные экскурсии, когда учеников ведут несколько учителей.

Связь учебно-воспитательного процесса с внеурочной деятельностью - это один из главных принципов всей системы воспитательной работы. Во внеурочной деятельности учащиеся повышают и расширяют знания, полученные на уроках. Внеурочное образование строится на фундаменте, заложенном на уроках. Цель внеурочной деятельности – это создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах. В настоящее время существует большое количество специально обученных музейных педагогов, которые проводят для детей разных возрастных групп «занятия» в музеях, позволяющие детям «погрузиться» в ту или иную среду обитания, прочувствовать особенности жизни в ту или иную эпоху, возможность включения в реставрационные работы и пр. Тем самым, у детей появляются положительные эмоции от познания, что является залогом развития у учащихся познавательных мотивов, т.е. стремления к познанию нового.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности

Воспитатель ГПД

ГБОУ СОШ №307

Куставинова Зоя Тихоновна

Э кскурсия для школьников – это форма учебно–воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях. Основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский отмечал, что «для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности». В тоже время автор учебного пособия «Педагогика» Сластенин В.А. характеризует экскурсию как: «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т.д.». Особо необходимо подчеркнуть значение экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы школьников: чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу. Экскурсии на природу, в музеи, в выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда. Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и нравственно-патриотическое, экологическое воспитание. Экскурсионная деятельность может дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности.

Цели экскурсий

Интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся;

Осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических умений и навыков;

Воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно-творческого потенциала школьников;

Расширение кругозора учащихся;

Воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных межличностных отношений;

1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Изучи место куда ведешь экскурсию.

3. Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы.

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их всем должно быть видно.

9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

Исходя из всего вышесказанного следует то, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.

История возникновения экскурсии как метода обучения

Экскурсии как метод обучения возникли в конце 18 - начале 19 вв. Развитие и распространение экскурсионного метода связаны со стремлением педагогов преодолеть односторонность книжного и вербального обучения, а также указывалась позитивная роль экскурсии в развитии наблюдательности, навыков самостоятельной работы у учащихся. На позитивную роль экскурсии в системе обучения и воспитания указывали Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистерверг и др. В русской педагогической литературе первые высказывания о школьных экскурсиях относятся ко 2-ой половине 18 века (Н.И. Новиков). Передовые по тому времени педагоги Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович де Мериево, В.Ф. Зуев высказывали идеи о целесообразности организации для детей «прогулок в природу». Эти идеи черпались из переведенных на русский язык произведений известного чешского педагога Я.А. Коменского, который придавал большое значение наглядности в системе обучения и воспитания. Довольно подробно разработал Коменский принцип наглядности обучения, что представляет особый интерес для преподавания естествознания. Он считал, что познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия органами чувств. Однако не всегда учитель может организовать изучение самих предметов, самих явлений. Методист предлагал в этом случае «употребить замену их, т.е. копии или картины, заготовленные для учебных целей», которые должны быть понятны ученикам и без сомнения верными. Осуществляя наглядное обучение, учитель, по мнению Коменского, должен придерживаться следующих важных правил: необходимо сначала воспринимать предмет в целом, а затем каждую часть отдельно. Изучение частей предмета должно идти в определенной последовательности, от начала до конца, «чтобы глаз оставался на каждой части столь долго, пока не будет верно схвачен весь предмет, в его различных подробностях». Эти советы по методике применения наглядности сохраняют свою ценность и для современной методики природоведения, а также представляют большой интерес для разработки требований к ведению наблюдений. Рассмотрим вклад следующего ученого-методиста в теорию экскурсионного дела - академика Василия Федоровича Зуева (1754-1794), который создал учебник «Начертание естественной истории». Этот учебник и является лучшим документом, позволяющим судить о содержании и методике преподавания школьного естествознания на заре становления последнего. В основу своей методики В.Ф. Зуев положил важнейшие взгляды Я.А. Коменского на преподавание. Необходимость введения естествознания в школу диктовалась и развитием наук о природе. Русские ученые - И.Е. Дядьковский, П.Ф. Горянинов, А.Н. Бекетов, К.Ф. Рулье и др. - основываясь на экспериментальном изучении законов природы, сформулировали важнейшие теоретические принципы, ставшие основой учения об эволюционном развитии природы. Требование восстановить естествознание в школе выдвигали и ученые, занимающиеся общими вопросами педагогики. Они доказывали, что изучать природу надо с младшего школьного возраста, т.е. с 7 лет. Рекомендации проводить учебные экскурсии содержались в Уставе 1786 года. Устав учебных заведений 1804 года предлагал устраивать для учащихся «прогулки в природу», на мануфактуру и т.д. В связи с разработкой и распространением идей родиноведенеия в 60-х годах 19 века экскурсионный метод обучения пропагандировали К. Д. У минский, А.Я. ГердЕ.И. Тихеева и др. Со 2-ой половины 19 века экскурсии постепенно входят в практику отдельных школ, преимущественно частных гимназий и коммерческих училищ. В конце 19 - начале 20 вв. разработкой вопросов школьно-экскурсионной методики занимались Е.А. Звягинцев, Д.Н. Кайгородов, Н.Г. Тарасов, С.П. Аржанов и др. В 1910 году в Москве была создана Центральная экскурсионная комиссия, обслуживающая школьников и педагогов. В 1919 под редакцией Б.Е. Райкова и Г.Н. Боча был опубликован труд «Школьные экскурсии: их значение и организация», в котором впервые были сформулированы основные принципы экскурсионной методики и разработана система учебных экскурсий по всем предметам. В начале 20 века в России издавалось несколько журналов, занимавшихся в основном разработкой и освещением вопросов родиноведения и учебных экскурсий: «Школьные экскурсии и школьный музей», «Русский экскурсант» и др.

В 20-е годы 20 века экскурсия рассматривалась как обязательный и необходимый элемент школьных занятий. Вопросами экскурсионной работы занимались созданные в 20-х гг. специальные бюро и комиссии при местных отделах народного образования. Вплоть до настоящего времени экскурсия не потеряла свою значимость как способ организации обучения и воспитания детей. Широкое распространение получили экскурсии заграницу, целью которых являются непосредственное знакомство с культурой, традициями, обычаями народов других стран, достопримечательностями зарубежных городов и пр. (Так, в школе № 307, начиная со средней школы, реализуются экскурсионные маршруты в Эстонию (Таллин), Польшу, Чехию и другие страны).

Экскурсия как форма внеурочной работы

Большая часть проводимых экскурсий непосредственно связана с изучением программного учебного материала. Они планируются на весь учебный год и проводятся в специально отведенные для них дни, свободные от других занятий в школе. Они включают в себя иллюстрирование и дополнение сведений, уже усвоенных учащимися, или сообщение им такого запаса личных впечатлений и наблюдений, которые в ближайшее время будут переработаны в классе, как подлежащий изучению материал»),

  • по предметному содержанию: историко-литературные, краеведческие, производственные, естественнонаучные и др.

Нередко экскурсии сочетают в себе материал различных предметов - комплексные экскурсии. На таких экскурсиях ученик получает возможность знакомиться и изучать объекты в их целостности.

  • по мету расположения объектов: натурные, музейные.
  • по составу участников: для разных возрастных групп, учащихся, туристов и т.д.

В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций, основными из которых являются:

  • реализуется принцип наглядности обучения
  • повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой.

Экскурсия способствует решению важнейших задач обучения и воспитания учащихся любых возрастных групп:

  • способствует зарождению и развитию у детей интереса к знаниям, любознательности, побуждает к самостоятельному поиску новых сведений, мотивации учения;
  • расширяет кругозор школьников;
  • учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы;
  • способствует развитию бережного отношения к окружающему (к объектам живой природы, предметам неживой природы, а также предметам, сделанным руками человека);

Экскурсия- это процесс, в основе которого, прежде всего, лежит опыт зрительного и художественного восприятия. Важным является сочетание эстетического и познавательного в образовательной функции музея. На современном этапе взаимодействие музея и школы можно разделить на два содержательно-дидактических блока: «Музейная педагогика в школе» и «Школа в музее». В настоящее время существует большое количество специально обученных музейных педагогов, которые проводят для детей разных возрастных групп «занятия» в музеях, позволяющие детям «погрузиться» в ту или иную среду обитания, прочувствовать особенности жизни в ту или иную эпоху, возможность включения в реставрационные работы и пр. Тем самым, у детей появляются положительные эмоции от познания, что является залогом развития у учащихся познавательных мотивов, т.е. стремления к познанию нового.


Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.

Этот вопрос всегда находился в центре внимания экскурсионных работников и ученых - экскурсионистов.

В. А. Герд говорит о своей попытке построения рабочей классификации форм экскурсионной работы:

«Нашей целью будет разделение экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют характер ведения экскурсии, т. е. помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки. Это выделение основных черт даст нам несколько центральных типов экскурсий, к которым будут примыкать промежуточные классификационно неясные экскурсии».

50 лет назад была другая классификация, предложенная Б. Е. Райковым. Он выделял шесть основных признаков экскурсии, которые отражали направления и содержание экскурсионной работы в двадцатые годы.

1. Деление по продолжительности: а) однодневные,

б) однодневные с ночевкой,

в) многодневные.

2. По содержанию: а) естественногеографические,

б) гуманитарные,

в) производственные.

3. По объему: а) на одну определенную тему,

б) на несколько близких тем,

в) интегрированные или комплексные.

4. По заданию: а) исследовательского типа,

б ) иллюстративного типа.

5. По логическому построению: а) аналитические,

б) синтетические.

6. По составу участников: а) школьные,

б) дошкольные,

в) внешкольные.

В настоящее время не существует экскурсий многодневных. Мероприятия такого типа не имеют необходимых экскурсионных признаков. Это путешествия по местным маршрутам выходного дня, туристские походы или многодневные транспортные путешествия.

Невозможно разделить экскурсии на аналитические и синтетические. Анализ обычно используется в каждой экскурсии. Более сложным стало разделение экскурсий по составу участников.

В прошлом неоднократно делались попытки четче определить группу экскурсий, которая у Б. Е. Райкова названа, по заданию. По методике подготовки и проведения экскурсии подразделялись да при основных типа: иллюстративные и комментирующие; учебно-исследовательские; смешанные или иллюстративно-исследовательские, иногда называемые «наблюдательскими». У некоторых ученых встречается деление экскурсий на две группы: а) демонстрирующие объекты и б) поясняющие объекты.

К первой группе относились экскурсии эстетические, историко-художественные, этнографические и технико-экономические, в ходе проведения которых экскурсанты непосредственно созерцали объекты, подобранные с определенной целью.

Во вторую группу были внесены экскурсии на литературные темы, где художественные произведения используются не в качестве объекта для раскрытия содержания, а как иллюстрация к биографии писателя, к характеристике его творчества.

По своей тематике до начала шестидесятых годов (МСЭ,-1960 г., т. 10, с. 769) экскурсии подразделялись на культурно-исторические, художественные, естественнонаучные, производственные и краеведческие.

В настоящее время в системе Центрального совета по туризму и экскурсиям общепринятой является классификация, в основе которой лежит деление экскурсий на следующие: группы: по содержанию, по составу участников, по месту проведения, по способу передвижения, по форме проведения.

У каждой из названных групп имеются свои специфические признаки. Изучение и учет этих признаков дают возможность экскурсионным работникам правильно отнести экскурсию к той или иной группе.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемны. Не случайно их называют многоплановыми. К их числу относятся такие: «Прошлое, настоящее и будущее Перми», «По историческим и памятным местам Великих Лук», «Рославль - город боевой и трудовой славы», «Горжусь тобой, мой край Смоленский», «Ставрополь - центр орденоносного края», «Донецк, его прошлое и сегодняшний день», « Яремча - жемчужина Карпат».

В обзорной (многоплановой) экскурсии обычно используются исторический и современный материалы. Строится такая экскурсия на показе объектов, самых различных по-форме и содержанию. Это памятники истории и культуры, здания и сооружения, природные объекты, места знаменательных событий, элементы благоустройства города, рабочего поселка, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, стройки. В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Такие экскурсии дают общее представление о городе, крае, области, республике в целом.

Хронологические рамки обзорной экскурсии - в большинстве случаев время существования данного города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня. Здесь же рассматриваются перспективы развития города.

Тематическая экскурсия всегда посвящена раскрытию одной темы. В основу исторической экскурсии положено значительное событие или несколько событий, объединенных одной темой, иногда более продолжительный период времени, определенная эпоха в историческом развитии общества. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектура XVIII или XIX века, архитектурного ансамбля, памятников архитектуры.

Четкость в определении темы, правильно намеченные хронологические рамки и в соответствии с этим проведенный отбор материала играют важную роль в его усвоении экскурсантами, в эффективности мероприятия в целом,

В настоящее время из семнадцати тысяч тем, разработанных в экскурсионных учреждениях профсоюзов, более пятнадцати тысяч составляют тематические экскурсии.

Тематические экскурсии подразделяются на восемь групп: исторические, историко-революционные, военно-исторические, производственно-экономические, природоведческие, искусствоведческие, литературные и архитектурно-градостроительные.

Каждая из перечисленных восьми тематических экскурсионных групп в свою очередь подразделяется по содержанию на определенные подгруппы. Так, исторические экскурсии, представляющие наиболее многочисленную группу, могут быть разделены на подгруппы по основным периодам: история страны в дореволюционный период и история страны от Великой Октябрьской социалистической революции до наших дней. Подгруппы выделяются и с более узкими хронологическими рамками, например, экскурсии, в которых раскрываются события первой половины XIX века, или события в жизни данного края после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Археологические экскурсии построены на показе вещественных исторических источников - памятников далекого прошлого, обнаруженных в местах раскопок древних поселений, погребений, городищ и т. п. Вещественными источниками являются орудия производства и созданные с их использованием материальные блага: постройки, оружие, произведения искусства, труда, украшения и другие предметы, созданные в результате труда человека. Например, экскурсия, подготовленная Севастопольским бюро путешествий и экскурсий в Херсонес, основанный в V веке до н. э. Здесь раскопаны три яруса крепостных стен - греческие, римские и византийские, часть театра, водопровод, баня, мастерские, винодельни, жилые дома, улицы; хозяйственные постройки. В Армении - экскурсионным объектом стали раскопки урартского города Тейшебаини и древней крепости Гарни, в Узбекистане раскопки Афрасиаба, в Таджикистане - древнего Пенджикента.

Самостоятельную группу среди археологических тем составляют экскурсии по древним русским городам (Москва, Новгород, Смоленск).

Две наиболее многочисленные по тематике подгруппы исторических экскурсий: историко-революционная и военно-историческая согласно классификации рассматриваются как отдельные группы. Внутри каждой из них могут быть выделены свои подгруппы. Так, группа экскурсий на историко-революционные темы делится на подгруппы, которые объединяют экскурсии:

    ленинские темы, в том числе экскурсии по местам, связанным с жизнью и деятельностью В. И. Ленина, в Центральный музей В. И. Ленина и его филиалы на местах, в мемориальные ленинские музеи - такие, как Дом-музей В. И. Ленина в Выборге, комната в Смольном, домик в Ильичеве, «Сарай» и «Шалаш» в Разливе, Дом-музей в Уфе, Дом-музей в Шушенском, кабинет и квартира В. И. Ленина в Кремле. Например, «Ульяновск - родина В. И. Ленина», «Ленин в сибирской ссылке», «В. И. Ленин и его соратники в Нижнем Новгороде», «Кокушкино - место первой ссылки В. И. Ульянова»;

    историко-партийные темы, раскрывающие славный путь Коммунистической партии Советского Союза - от небольших марксистских кружков и групп до многомиллионной армии - авангарда строителей коммунизма. Сюда же входят темы по истории республиканских, краевых, областных, городских, партийных организаций, а также экскурсии по местам революционных событий. Например, «Героика революционного подполья», «Женщины в революции», «Рославль в трех революциях», «Горловка в период первой русской революции», «Великий Октябрь в Севастополе»;

    о соратниках В. И. Ленина - ветеранах ленинской гвардии - Н. Э. Баумане, М. И. Калинине, Н. К. Крупской, Ф. Э. Дзержинском, С. М. Кирове, В. В. Куйбышеве, Г. К. Орджоникидзе, Я. М. Свердлове, М. В. Фрунзе и др. Например, «Соратники В. И. Ленина в Омске», «М. И. Калинин в родном краю» (Кашин - Верхняя Троица), «Н. К. Крупская в Уфе»;

    о деятелях международного коммунистического движения, о выдающихся борцах за мир;

    по истории советских профсоюзов и ленинского комсомола;

    о становлении и укреплении Советского государства, о строительстве коммунизма в нашей стране. Например, «Казань шагает в завтра», «Улицы помнят, славят, учат» (г. Псков), «Витебск за годы Советской власти», «Город и время» (г. Орша).

Военно-исторические экскурсии подразделяются на следующие виды: по памятным местам, где происходили военные события; с показом военно-инженерных сооружений (крепости, башни, мосты, рвы, земляные валы); по местам, связанным с подвигами народных героев; в военно-исторические, мемориальные и краеведческие музеи.

Производственные экскурсии делятся на производственно-исторические, производственно-экономические и производственно-технические. Производственно-исторические раскрывают историю предприятия, показывают биографию завода, фабрики, транспортного узла, определенный период развития предприятия, например, послевоенный или в данной пятилетке.

Производственно-экономические раскрывают такие вопросы, как себестоимость продукции, производительность труда, научная организация труда, борьба за высокое качество продукции.

Производственно-технические обеспечивают показ технологического процесса, работу отдельных цехов и участков. Такие экскурсии проводятся для работников родственных предприятий, руководящих и инженерно-технических работников. В их задачу входит пропаганда передового производственного опыта, достижений науки и техники на производстве и, в конечном счете, повышение квалификации участников экскурсии.

В особую подгруппу выделяются специализированные производственные экскурсии, которые проводятся, например, с целью профессиональной ориентации подростков. Основное содержание таких экскурсий посвящено подробному, всестороннему показу одной-двух ведущих профессий. Сюда же войдут экскурсии для профсоюзных работников и актива с показом организации социалистического соревнования и движения за коммунистическое отношение к труду, культуры и быта производственного коллектива. Для однородных групп, связанных интересами одной профессии, проводятся экскурсии с показом системы подготовки и повышения квалификации кадров на предприятии, работы службы организации технического контроля за качеством выпускаемой продукции, организации труда на отдельных производственных участках.

Природоведческие экскурсии подразделяются на геологические, дающие представление о земной коре и более глубоких сферах Земли;

    зоогеографические - о животном мире данного района;

    ботанические - о жизни и развитии растений;

    гидрогеологические - знакомство с водными ресурсами края, реками, озерами, другими водоемами;

    ландшафтные - экскурсии в парки, рощи, боры, лесные массивы, расположенные в пригородах.

Искусствоведческие экскурсии объединяют следующие группы экскурсий:

театральные, историко-музыкальные, с показом произведений монументальной скульптуры, экскурсии в картинные галереи, музеи, в мастерские художников и скульпторов, в выставочные залы, по народным художественным промыслам, по местам жизни и деятельности артистов и художников. Характерными для этих групп являются такие экскурсионные темы: «В. И. Суриков в Красноярске», «Советские художники в Ленинграде», «Здесь жил Н. А. Римский-Корсаков» (г. Тихвин) «Андрей Рублев и древнерусское искусство» (Москва), «Крестецкие узоры» - на фабрику художественной строчки (г. Новгород), «Пермь театральная», «К народным умельцам».

Литературные экскурсии принято группировать следующим образом:

    литературно-биографические по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, драматурга. Это монографические экскурсии «В. В. Маяковский в Сочи», «Н. Г. Чернышевский в Петербурге», «Драматург А. Н. Островский в Москве», «По следам великого кобзаря» (г. Орск), «На родину Мусы Джалиля», «Детские и юношеские годы М. Горького»;

    историко-литературные , раскрывающие определенные периоды развития русской и советской литературы, ее развитие в данном крае «Москва литературная», «По литературным местам Пензы», «Писатели-классики в Оренбургском крае»;

    литературно-художественные . Это поэтико-текстовые экскурсии, например: «Белые ночи» (Ленинград). Или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя, - «По следам героев Михаила Шолохова», «Город Орел в произведениях Н. С. Лескова», «По местам сказок П. П. Бажова», «По местам Тургеневских «Записок охотника».

Для экскурсий на архитектурно-градостроительные темы наиболее распространенной является классификация: экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного периода; экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора; экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам, экскурсии по новостройкам - показ современной архитектуры и хода строительства зданий и целых районов. Последние экскурсии практические работники иногда относят к группе производственных экскурсий.

Тематические экскурсии почти не существуют изолированно. Элементы исторических экскурсий проникают в архитектурно-градостроительные темы. Историко-революционная и военно-историческая тематичность служат основой для углубленного анализа произведений изобразительного искусства на экскурсиях искусствоведческих. Элементы природоведческих экскурсий находят себе место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Однако это обстоятельство не должно мешать при классификации экскурсий по такому признаку, как их содержание.

По составу участников. Проведение классификации экскурсий по составу участников вызывается необходимостью вносить определенные изменения в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, продолжительность.

Экскурсии проводятся для взрослой аудитории и для детей; для местного населения и для приезжающих в данный край туристов; для городского и сельского населения; для организованных групп по заявкам профсоюзных комитетов предприятий в учреждений и для одиночных посетителей (неорганизованное население) за счет личных средств трудящихся.

Особенности обслуживания каждой из этих групп рассматриваются в главе «Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию».

По месту проведения различаются экскурсии - городские, загородные, производственные и музейные.

Городская - предусматривает показ всего города или одной из его частей, например, старой части или района новостроек, получившего название «Черемушки». Городская экскурсия может быть посвящена подробному знакомству с одним из административных районов, одной из городских улиц или площадей.

Городские экскурсии бывают обзорными и тематическими. Экскурсионные бюро проводят также комплексные экскурсии. В этом случае осмотр города сочетается с посещением музея историко-революционного, краеведческого, военно-исторического, художественного и осмотра определенной части его экспозиции. При этом в музее раскрывается одна из подтем экскурсии.

Загородная экскурсия, как говорит ее название, организуется за пределы данного города, расстояние до конечного пункта следования обычно не превышает ста километров. Однако в отдельных случаях километраж таких экскурсий увеличивается (Москва - Суздаль, Минск - Брест, Таллин - Ленинград).

Загородная экскурсия имеет несколько видов. Первый - экскурсия проводится только в конечном пункте, например, в городе Клину, где экскурсанты посещают Дом-музей композитора П. И. Чайковского. Второй - экскурсия проводится в пути следования, если невдалеке от шоссе расположены памятники, на основе которых может быть построена обзорная или тематическая экскурсия. Этот вид характерен для природоведческих экскурсий в окрестностях городов. Третий вид построен на сочетании экскурсии в пути с экскурсией в конечном пункте. При этом экскурсию в конечном пункте проводит экскурсовод экскурсионного учреждения, принимающего группу, или работник музея. В пути экскурсию ведет экскурсовод бюро, которое организовало поездку. Таковы почти все однодневные поездки групп, направляемых небольшими экскурсионными бюро в крупные промышленные и культурные центры.

Загородные экскурсии делятся на обзорные и тематические. Обзорная экскурсия объединяет ряд подтем: история края, экономика, культура, наука, природа. В тех случаях, когда маршрут пролегает по территории нескольких административных районов (областей, краев), в экскурсии дается комплексная характеристика, используются сравнительные данные. Местом проведения производственных экскурсий являются:

    заводы, фабрики, комбинаты, объединения, угольные разрезы, торфоразработки;

    стройки промышленных, жилых и культурно-бытовых объектов, путепроводов, каналов;

    колхозы, совхозы, племенные заводы, предприятия сельхозтехники;

    железнодорожные станции, вокзалы, морские и речные торговые порты, аэропорты, метрополитен;

    научно-исследовательские, проектные институты, лаборатории, научные центры.

Объектом показа в производственных экскурсиях может быть как предприятие в целом, так и отдельный его цех, отделение, ферма. Не рекомендуется организовывать экскурсии на подземные шахту и рудники, предприятия пищевой промышленности.

Музейные экскурсии проводятся экскурсионными учреждениями профсоюзов в широких масштабах. По своему профилю, т. е. отношению к определенной отрасли производства, науки, искусства, музеи делятся на исторические - общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические; искусствоведческие-изобразительного искусства, театральные, музыкальные, прикладного искусства; технические-политехнические, технические отраслевые (связи, транспорта, строительства, сельского хозяйства, машиностроения и др.), естественно-научные - зоологические, ботанические, геологические.

Кроме музеев названных профилей, существуют комплексные музеи, в большинстве своем это музеи краеведческие.

Особую группу составляют мемориальные музеи. Экспозиции такого музея раскрывают важное историческое событие или жизнь и деятельность (определенный период) выдающихся государственных, политических, общественных и военных деятелей, писателей, художников, композиторов, ученых, народных героев. Создаются такие музеи на территориях, где происходили события, и на базе бывших усадеб, домов и квартир.

По способу передвижения экскурсии бывают пешеходными и с использованием различных видов транспорта. Преимущество пешеходных состоит в том, что они более экскурсионны, так как создают необходимый темп движения, обеспечивая благоприятные условия для показа и рассказа.

Транспортные - в подавляющем большинстве автобусные - экскурсии, которые состоят как бы из двух частей: анализа экскурсионных объектов - памятников истории и культуры на остановках с выходом из автобуса и рассказа в пути между объектами, чаще всего связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых в данный момент следует автобус или около которых он сделал остановку (если их осмотр ведется из окна автобуса). Важно при этом не превратить экскурсионный рассказ в обычную путевую информацию, в краткие фактические справки, неглубокий ответ на вопрос «А это что такое?».

Многие экскурсионные учреждения используют для проведения экскурсий не только автобусы, но и троллейбусы, трамваи, а также и речные теплоходы, железнодорожные поезда, самолеты и вертолеты, а в городах Москве, Киеве и Ташкенте бюро путешествий и экскурсий используют в качестве транспорта в городских экскурсиях поезда метрополитена.

По форме проведения экскурсии могут быть различными: экскурсия-массовка, экскурсия-прогулка, экскурсия-урок, экскурсия с использованием кинофильмов, экскурсия-обсуждение, экскурсия-концерт, «экскурсионный спектакль», учебная экскурсия, пробная экскурсия.

Экскурсия-массовка проводится с первых лет установления Советской власти. В одной из книг, изданной более пятидесяти лет назад на заре развития советского экскурсионного дела, сказано: «Для массовых экскурсий типична, прежде всего, их массовость, многолюдность. Они могут внутренне строиться различно. Это может быть одна многолюдная масса, толпа, совершающая одну экскурсию. Это может быть много групп, из которых у каждой есть свое задание, свой план. Но поскольку они собираются вместе, они в значитальной степени подчиняются тому же характерному признаку, массовости».

Для массовых экскурсий далекого прошлого характерны были веселые шествия с плакатами и знаменами под духовой оркестр. В настоящее время содержание понятия экскурсия-массовка стало более четким. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10-30 автобусах. В содержание экскурсии помимо осмотра объектов включают проведение митинга у одного из памятников (захоронений), на местах революционных или военных событий, организовывают встречи с участниками этих событий, включают в экскурсию и элементы театрализации (выступления художественной самодеятельности) военные игры и др., так, например, в клубах Ленинграда проводится «День революционных и боевых традиций», в Минске - «День молодого экскурсанта».

Экскурсия-прогулка совмещает в себе элементы общеобразовательные с элементами отдыха. Место проведения - лес, пригородная роща, городской парк или сад, по морю, реке, озеру на теплоходе. В этом виде экскурсий значительное место занимает самостоятельное общение экскурсанта с объектами показа. Именно так строятся многие природоведческие экскурсии. В ряде бюро экскурсионное содержание вносится в поездку в лес за грибами, ягодами, в поход молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа, в лечебные прогулки отдыхающих в здравницах (теренкур). При этом в обычное мероприятие, целью которого является отдых или лечение, включаются знакомство с природой, показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры.

В последнее время широкое распространение получили экскурсии, в которых используются кинофильмы. Обычная экскурсия начинается с просмотра хроникально-документального или научно-популярного кинофильма на ту же тему, который организуется в зрительном зале клуба, Дома культуры, кинотеатра. Например, перед началом экскурсии «Подвиг Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.» показывается кинохроника военных лет; в Лодейном Поле перед экскурсией «1005 дней на переднем крае» туристы просматривают кинофильм о форсировании советскими воинами реки Свирь. Кинофильм может быть включен в середину или завершающую часть экскурсии. Работники Владимирского бюро путешествий и экскурсий оборудовали портативной киноустановкой салон автобуса. Кинофильм «Молодость древней Владимирки» здесь показывается по и ходу экскурсии на небольшом экране, закрепленном на стенке кабины водителя.

Экскурсия-обсуждение характерна для экскурсий в музеях, природных заповедниках, картинных галереях, на постоянных и временных художественных и других выставках. Прежде чем приступить к показу объектов, материалов, экспозиции, экскурсовод проводит вступительную беседу, затрачивая на нее 20-30 мин. Общепринятая структура экскурсии при этом не нарушается, только место вступительной части займет беседа. Дальнейший показ и «обсказ» объектов ведется более динамично, так как часть материала из рассказа экскурсовода (основная часть) «перекочевала» во вступление. Эта форма проведения экскурсии может закончиться обсуждением ее содержания. Экскурсанты высказывают свое мнение о том, что они увидели и услышали. Экскурсовод подводит итоги в своем заключительном слове, что способствует лучшему усвоению темы.

Экскурсия-концерт. Обычно проводится в загородных экскурсиях, когда следование к объекту, например, дому-музею П. И. Чайковского в Клину занимает продолжительное время. Объекты для показа по экскурсионной теме по дороге отсутствуют, проводить же рассказ о жизни и деятельности композитора в отрыве от показа неправомерно. В такой экскурсии в автобусе организуется коллективное прослушивание музыкальных произведений в грамзаписи. Не исключено также исполнение произведений певцами - мастерами искусств или участниками художественной самодеятельности.

«Экскурсионный спектакль» - форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы. Для указанной формы подбирается рассказ, повесть или часть романа, который характеризуется точной топографией, привязан к конкретной территории. Маршрут такой экскурсии прокладывается на карте города по тем местам, где развивается действие художественного произведения. В Старой Руссе, например, проводится экскурсия по городу на основе романа Ф. М. Достоевского - «Братья Карамазовы». Близки по своему содержанию и построению к экскурсионному спектаклю экскурсии в Орле - «По следам героев произведений Н. С. Лескова», «Вслед за героями книг по советской Москве».

Экскурсионные бюро системы Центрального совета по туризму и экскурсиям используют и другие формы проведения экскурсий.

Экскурсии для специальной аудитории . Помимо обычных экскурсий, проводимых для массовой аудитории, о которых шла речь выше, экскурсионные учреждения проводят еще два вида экскурсий: учебные и пробные экскурсии.

Учебная экскурсия проводится для слушателей курсов по подготовке новых экскурсоводов на семинарах для методистов, а также является одной из форм организации занятий методической секции экскурсоводов. Участники такой экскурсии предварительно знакомятся с текстом и методической разработкой экскурсии, с ее маршрутом, карточками экскурсионных объектов, содержанием «портфеля экскурсовода».

Существуют различные варианты проведения учебных экскурсий. Они могут быть посвящены как всей теме, так и одной из наиболее трудных подтем или содержанию логических переходов на маршруте.

Перед любой учебной экскурсией стоит задача - помочь слушателям курсов и экскурсоводам овладеть профессиональным мастерством, обучить их методике, помочь усвоить на практике методические приемы и технику проведения экскурсий.

Пробная экскурсия представляет собой форму проверки знаний у слушателя курсов по подготовке новых экскурсоводов или экскурсовода, уже работающего, но подготовившего новую для себя тему экскурсии. На пробной экскурсии присутствует методический работник бюро, который дает оценку проведенной экскурсии. По существующему положению только при положительном заключении методиста экскурсовод получает право на проведение экскурсий на данную тему.

Во время пробной экскурсии проверяется знание экскурсоводом материала, степень владения методическими приемами, техникой ведения экскурсии, умение установить контакты с группой.

В методических брошюрах встречается термин «показательная экскурсия». По своим задачам и форме проведения такая экскурсия не отличается от учебной экскурсии. Перед «показательной» экскурсией стоит та же задача - научить экскурсоводов использовать на практике методические приемы проведения экскурсии, отработать те или иные стороны показа и рассказа, помочь участникам экскурсии усвоить показ определенного объекта, содержание логических переходов от одной подтемы к другой.

И еще об одном термине «Открытая экскурсия». Такая экскурсия представляет собой то, что называется «днем открытых дверей» в учебном заведении, когда каждый желающий может побывать на мероприятии с тем, чтобы получить ответ на какой-либо неясный для себя вопрос, например, как лучше построить вступительную часть экскурсии или как лучше провести искусствоведческий анализ памятника истории и культуры. При подготовке «открытых экскурсий» большое внимание уделяется информации о месте времени их проведения. При автобусном варианте с обычной экскурсионной группой может быть оставлено несколько свободных мест для тех экскурсоводов и слушателей курсов, которые пожелают принять участие в мероприятии.

Маршруты выходного дня. Загородная экскурсия и путешествие по местному маршруту выходного дня проводятся различно.

В отличие от экскурсии, которая продолжается не свыше одних суток, путешествие по местному маршруту выходного дня в дни еженедельного отдыха длится до двух суток, в праздничные дни - до четырех суток. В таком путешествии на каждые сутки приходится в среднем одна-две экскурсии. Такие путешествия могут быть тематическими, например, в один из городов-героев, когда в пути следования в пункте назначения проводятся экскурсии на военно-исторические темы. Организуются также маршруты на историко-революционные, литературные и архитектурно-градостроительные темы. Другая группа путешествий по местным маршрутам выходного дня носит смешанный характер. Так, при посещении Ленинграда, Москвы, Киева и других крупных культурных центров в большинстве случаев организуется обзорная экскурсия и одно-два посещения музеев.

Путевая экскурсионная информация. В пути следования экскурсионной группы на автобусе к промежуточному или конечному пункту, если этот путь занимает два-три и более часов, сопровождающим экскурсоводом обычно проводятся обзорные или тематические экскурсии. В таких экскурсиях обязателен показ объектов, при этом некоторые из них изучаются на остановках автобуса с выходом группы для более подробного ознакомления с объектом. К методике проведения экскурсий на местном маршруте выходного дня предъявляются обычные требования.

В свободное от экскурсий время по их окончании или же до их начала рекомендуется проводить путевую экскурсионную информацию. Путевая информация - это рассказ об экскурсионных объектах, расположенных на пути следования автобуса, поезда или теплохода, о городах, населенных пунктах, промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, достопримечательных местах, памятниках истории и культуры, о природе.

Путевая экскурсионная информация содержит сведения об исторических событиях, которые происходили на данной местности, в населенном пункте. Проводится в форме документальных справок, комментария к картинам, которые меняются за окнами автобуса (поезда, теплохода), и бесед на различные темы. Экскурсовод, методист или групповод (руководитель туристской группы) проводит в пути беседы о республиках, краях и областях, где в данный момент проходит маршрут, о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о выдающихся деятелях в местах, связанных с их жизнью и деятельностью. Большое внимание в путевой информации уделяется рассказу о современности, о достижениях в экономическом развитии и культуре, о важнейших стройках десятой пятилетки. Информация может быть посвящена одной теме, например, охране природных богатств, характеристике флоры и фауны данного края. Иногда она носит многотемный характер и по своему содержанию напоминает обзорную городскую экскурсию.

В отличие от экскурсии показ объектов в путевой экскурсионной информации носит второстепенный характер. На первом плане - рассказ. Кроме того, у путевой информации, как правило, отсутствует такой обязательный для экскурсии признак, как выход группы для глубокого знакомства с объектами.

При наличии экскурсионной программы на маршруте путевая информация существенно дополняет экскурсии, расширяя представления участников путешествия о крае, где они находятся.

Значение классификации экскурсий . Разделение экскурсий на группы и подгруппы позволяет выделить основные черты, которые определяют характер ведения экскурсии и содействуют в правильном решении вопросов, связанных с ее разработкой.

Деление экскурсий на четко определенные группы имеет большое значение для практической деятельности экскурсионных учреждений профсоюзов. Правильная классификация обеспечивает условия для лучшей организации работы с экскурсоводами, облегчает их специализацию, создает основу для деятельности методических секций. Использование закономерностей проведения экскурсий данного типа, группы, подгруппы способствует тому, чтобы каждая экскурсия становилась более действенной. Кроме того, с большей полнотой используются достижения отдельных отраслей знаний при разработке новых тем экскурсий, упорядочивается контроль за содержанием и методикой проведения экскурсий.

Экскурсоведение. Учебник Емельянов Борис Васильевич

ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОБЩЕНИЯ

В словарях русского языка понятие «общение» рассматривается как «взаимные сношения, деловая дружеская связь». Более широко «общение» трактуется в философских словарях как одно из необходимых условий формирования и развития субъектов (личностей), при котором происходит обмен информацией, умениями и навыками.

В практической деятельности человека имеют место два вида общения – прямое и косвенное. Формы прямого общения - беседа, лекция, урок в учебном заведении, диспут, дискуссия, митинг, экскурсия и др. В ходе такого общения формируется общность чувств, настроений, мнений, взглядов, достигается взаимопонимание, происходит усвоение информации, укрепляются взаимосвязи.

Косвенное общение происходит в ходе чтения газет, журналов, книг, слушания радио, просмотра кинофильмов и др. В процессе такого общения отсутствует обратная связь, которая при прямом общении выражает себя в реакции субъекта на получаемую информацию.

Экскурсия как форма прямого общения предполагает взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности. Являясь специфической формой общения, экскурсия дает возможность миллионам людей получить значительный объем информации, формирует способы мыслительной деятельности. Общаясь с другими участниками мероприятия, экскурсант при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. В процессе общения достигаются необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется эмоциональное взаимопонимание их, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов.

Общение людей на экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу общения, сочетанию двух форм отношений между субъектами и объектами, а также отношений личностных и групповых.

Знание основ психологии и педагогики помогает экскурсоводу правильно организовать процесс экскурсии. Практически общение представляет собой коммуникативную фазу в деятельности экскурсовода.

Правильно организованное общение экскурсовода и экскурсантов является основой такого педагогического процесса, как экскурсия. Коммуникативный компонент – важная часть профессионального мастерства экскурсовода. Эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями экскурсовода по теме, умением использовать методику преподнесения этих знаний аудитории, но и способностями в общении с экскурсантами, методистами и другими работниками экскурсионного учреждения, музея, с водителем автобуса. Важную роль в общении с аудиторией играют такие качества, как предупредительность, умение вести нормальный диалог.

Методисты экскурсионных учреждений придают большое значение роли экскурсовода в ходе проведения экскурсии.

В этом деле можно увидеть достижения и просчеты. Стремясь повысить активность экскурсантов, экскурсовод использует различные варианты. Делая более пространным рассказ, он невольно превращается в лектора, сводит роль экскурсовода к пассивному восприятию увиденного и услышанного. Более эффективен вариант, когда экскурсовод, делая конкретные пояснения, направляет внимание группы, вызывает вопросы у экскурсантов, заставляет их размышлять, сопоставлять, подводит к оценкам и выводам. И третий вариант – это когда экскурсовод является как бы дирижером группы. Он организует демонстрацию объектов, обеспечивает четкий порядок их наблюдения. Так происходит потому, что экскурсанты заняты активным восприятием увиденного. Вопросы у них появляются после того, как будут осмыслены полученные впечатления. Подобный вариант проведения экскурсии возможен в высококвалифицированной и сплоченной группе.

В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах:

а) как самостоятельная форма воспитания и обучения, как составная часть других форм обучения и воспитания;

б) как форма работы с массовой аудиторией и одна из форм обучения;

в) как форма организации культурного досуга, воспитательной работы;

г) как эпизодическое (разовое) мероприятие, часть тематического цикла, а также как одна из ступеней познания;

д) как форма распространения научных знаний, идейного воспитания;

е) как мероприятие по одному из направлений воспитания – патриотического, трудового, эстетического, а также как часть процесса формирования всесторонне развитой личности;

з) как автономная форма культурно-просветительной работы и как неотъемлемая часть организованного туризма;

и) как форма межличностного общения экскурсовода с экскурсантами, экскурсантов друг с другом и как форма общения экскурсантов с объектами.

Более правильное представление об экскурсии дает сочетание нескольких аспектов. Рассмотрение же любой конкретной экскурсии, того или иного вида экскурсии в одном из названных аспектов не даст возможности для выявления ее сущности.

Сами по себе суждения о сущности экскурсии крайне «молоды».

Впервые понятие «сущность экскурсии» было рассмотрено автором этого учебника в 1976 г. Затем в нескольких изданиях, подготовленных тем же автором, содержание понятия дополнялось и более полное толкование получило в учебном пособии «Основы экскурсоведения» (1985 г.).

На всем протяжении развития экскурсионного дела ученые и практики-экскурсионисты, пытаясь осмыслить значение экскурсий, их место в воспитании человека, много писали об их содержании, эффективности и др. В этом вопросе авторы так и не пришли к единому мнению, но нельзя им отказать в том, что они находились на правильном пути.

Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, развивать умение подходить к явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств.

В то время как одни направляют экскурсию прежде всего на то, чтобы она давала знания, другие стремятся, чтобы она помогала экскурсантам развить способность и навыки видеть произведения искусства, явления природы, события из разных областей жизни людей.

Развитие навыков – еще одна грань понятия «сущность экскурсии».

Контрольные вопросы:

1. Понятие «экскурсия». Экскурсия как процесс познания.

2. Изменение роли экскурсии.

3. Экскурсия как вид деятельности.

4. Экскурсия – форма общения.

5. Различные аспекты экскурсии.

Из книги Экскурсоведение. Учебник автора Емельянов Борис Васильевич

ЭКСКУРСИЯ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Деятельность представляет собой активность человека, которая направлена на достижение поставленной цели. Экскурсия – сумма взаимосвязанных и обусловливающих друг друга действий. Эти действия разнообразны: передвижение группы по

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭК) автора БСЭ

1.5. ЭКСКУРСИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Важное место в деятельности экскурсовода занимает педагогика – наука о закономерностях воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых. Любая экскурсия дает человеку новые знания о природе, обществе,

Из книги Кипр. Путеводитель автора Вайс Вальдемар

Из книги Рим. Ватикан. Пригороды Рима. Путеводитель автора Блеек Ульрике

Из книги Родос. Путеводитель автора Фюрст Флориан

Экскурсия по собору Св. Петра Стоя в огромном вестибюле собора, справа от себя вы увидите бронзовую дверь, называемую «Святые ворота» (Porta Santa). Ее открывают только при наступлении Святого года.В главном помещении собора (в первой часовне справа) находится всемирно

Из книги Гамбург. Путеводитель автора Фрей Эльке

Из книги Все обо всем. Том 4 автора Ликум Аркадий

ЭКСКУРСИЯ НА ОСТРОВ КОС Для туризма остров Кос – второй по значимости после Родоса остров архипелага Додеканес. Он насчитывает всего 31000 жителей, но свыше 65000 мест для гостей. Остров площадью 296 км2 славится замечательными, кое-где еще совершенно не застроенными пляжами и

Из книги Амстердам. Путеводитель автора Бергманн Юрген

**Обзорная экскурсия по порту *Пристани Ландунгсбрюкен в Санкт-ПаулиСтанция метро и городской железной дороги Landungsbr?cken (нем. «пристани, причалы») получила своё название от расположенного рядом 700-метрового «речного вокзала», *пристаней Ландунгсбрюкен в Санкт-Паули (St.

Из книги Формула правильного питания (Методическое пособие) автора Безруких Марьяна Михайловна

Что такое пресс-форма и литейная форма? Многие вещи, используемые нами в повседневной жизни, сделаны при помощи пресс-форм и литейных форм. Пресс-форма - это приспособление для выдавливания из листового металла или пластмассы фигурных деталей определенной формы. Если вы

Из книги Путеводитель по Озёрскому району автора

Экскурсия по окрестностям **3аансе Сханс Почти все дома в **3аансе Сханс (Zaanse Schans) (1) жилые, что весьма необычно для музея. Насколько хватает глаз – ветряные мельницы, цветущие тюльпаны, голубое небо. Впрочем, при любой погоде советуем посетить этот огромный музей под

Из книги Япония и японцы. О чем молчат путеводители автора Ковальчук Юлия Станиславовна

Из книги Другая сторона Москвы. Столица в тайнах, мифах и загадках автора Гречко Матвей

Из книги Свердловск. Экскурсии без экскурсовода автора Буранов Юрий Алексеевич

ЭКСКУРСИЯ ПО БЕРЕГАМ ОКИ Основной рекой, протекающей по территории нашего района, является Ока. К ней, как дети к матери, тянутся реки: Большая Смедва и Осётр, с притоками Веен-кой, малой Песочной, Шутихой, Любенькой, Сенницей - бассейн правого берега Оки и речками Луговая

Из книги автора

Экскурсия Немного о том, как японцы организуют народ на экскурсиях. Например, если вы едете куда-нибудь на продолжительную экскурсию на автобусе, то в автобусе вам предложат без вариантов отказа целую развлекательную программу! Дамочка-экскурсовод все четыре часа без

Из книги автора

Из книги автора

Экскурсия в будущее А теперь попытаемся представить Свердловск 2000 года. Увидеть его нам помогут материалы генерального плана города.К началу второго тысячелетия население Свердловска вырастет до полутора миллионов человек. Значительно повысится промышленный



просмотров