Губаренко С.А. Волшебный Крым: конспект занятия в старшей группе по краеведению

Губаренко С.А. Волшебный Крым: конспект занятия в старшей группе по краеведению

Конспект занятия "Моя малая Родина" для детей подготовительной группы

Цель:
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Задачи:
1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
3. Воспитание уважительного отношения к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
4. Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.
Предварительная работа:
Рассматривание фотографий старой и новой "Колывани"
Дидактическая игра «Путешествие по городу».
Рассматривание плана – схемы города.

Ход мероприятия:

Дети стоят около своих стульев, звучит гимн России.
Воспитатель : Здравствуйте ребята, садитесь. Какую музыку вы сейчас слушали? Правильно, это гимн России. Гимн – это торжественная песня, в которой народ славит свою страну.
- А что для нас значит Родина, Россия? (ответы детей) воспитатель продолжает разговор.
Ответов на этот вопрос может быть много:
- Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
- Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.
- Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
- Земля, которую наши предки защищали от врагов.
- Родина – это наш край, город, поселок.
- Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
- Это место, где стоит наш детский сад, наша школа.
- Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.

Самое прекрасное слово на свете – Родина, Родина-мать. У каждого человека есть Родина и все любят её. Любит место, где он родился и живет. Как называется наша Родина? Правильно – Россия. Много городов в России – Санкт-Петербург, Ростов, Курск. А какой главный город в России? Москва. В Москве живет 8 млн. людей (это население 10 городов – вот какая большая Москва). У каждой страны есть свой флаг, герб, гимн. Кто знает, что такое герб? Да – это знак.
Читает ребенок:
У России величавой на гербе орел двуглавый
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
-А кто помнит, какой флаг у России?
Белый цвет – березка
Синий – неба цвет
Красная полоска - солнечный рассвет!
Воспитатель: да, Родина у нас всех одна – это Россия, но есть у нас еще одна родина – малая, там, где мы родились, выросли, ходим в детский сад. Наша с вами малая Родина – это поселок Колывань Новосибирской области
Поселок Колывань, это поселение в Новосибирской области, которое отличается своей природой и живописными местами. Поселок расположен на реке Чаус, что является притоком Оби. Колывань - это историческое поселение, которое было основано в 1713 году, в качестве маленького острога с несколькими избенками, а сейчас является поселком городского типа.
После основания маленького острога в 1713 году, здесь появилась слобода, основанная ишимскими крестьянами, которая к 1741 году, приобрела статус Чаусской волости. К этому времени острог утратил свое значение, так как никогда не подвергался нападению и, к тому же, граница сместилась к югу. После строительства Сибирского тракта, процветанию и богатству не было конца, развивалась торговля и кустарное производство.

В конце XIX начале XX веков в 50 километрах от поселения появилась железная дорога, и началось развитие города Новониколаевска, сегодняшнего Новосибирска. Это привело к оттоку населения из Колывани и,соответственно, упадку. Революция 1917 года, также, плачевно отразилась на поселении, но, после Великой Отечественной войны поселок Колывань начал восстанавливаться и стал поселком городского типа. Поселок Колывань интересен своими достопримечательностями: Александро-Невский Покровский монастырь и краеведческий музей. Также протекает река, которая славится своими рыбными местами.
Знакомьтесь, дом купца Кривцова
Купец 2-й гильдии Федор Кириллович Кривцов, меценат, один из самых богатых людей Колывани (как рассказали сотрудники Колыванского краеведческого музея, он приёмный сын богатого купца Колывани Кирилла Климовича Кривцова, построившего на свои средства церковь Александра Невского и приделы в соборе Св. Живоначальной Троицы). Двухэтажный кирпичный дом, построенный в 1895 году, является образцом народной архитектуры с элементами романтического модерна в оформлении фасадов.

Откуда взялась эта маска на крыше дома?
В доме купца при ремонте крыши, на чердаке была найдена маска, которая сейчас хранится среди экспонатов Колыванского краеведческого музея. В этой маске вы можете увидеть черты лица великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Как рассказывают сотрудники Колыванского краеведческого музея, в 1899 году городская Дума постановила приобрести для города в честь столетия Пушкина две маски. Прозрачный портрет (так называли маску) был укреплен на здании колыванского училища для мальчиков, а второй - на владимирском приходском женском училище.

Посёлок ведёт свою историю от Чаусского острога
Колывань это очень красивый и старинный посёлок с богатой историей. Посёлок ведёт свою историю от Чаусского острога, который был основан в 1713 году. Много лет прошло, но колыванцы чтят свою историю, трепетно хранят свою летопись в стенах колыванского краеведческого музея.
Но больше всего нам могут рассказать улицы родного посёлка. Даже неведающий человек сможет догадаться, что здания, сохранившиеся до сегодняшнего дня, принадлежали богатым людям.
Собор во имя Святой Живоначальной Троицы
Собор во имя Святой Живоначальной Троицы стал первым каменным зданием, построенным в “новой” Колывани.


Строительство Собора было связано с именем видного сибирского мецената и общественного деятеля колыванского купца Кирилла Климовича Кривцова. Будучи купцом 2 гильдии и очень богатым человеком, Кирилл Климович Кривцов активно занимался благотворительностью: в 1868 году он безвозмездно отремонтировал колыванский военный лазарет, пожертвовал 11 руб. на строительство в Томске кафедрального собора, вносил деньги на содержание арестантов томской тюрьмы. В 1872 году Кирилл Климович Кривцов построил на собственные средства деревянный дом для женского приходского училища. Он неоднократно получал благодарности от властей, а в 1874 году был удостоен золотой медали на Станиславской ленте для ношения на шее “за заслуги по духовному ведомству”. В 1876 избран гласным в городскую думу, в 1879-81 гг. был блюстителем Колыванского Владимирского приходского училища.
Для Собора во имя Святой Живоначальной Троицы Кириллом Климовичем Кривцовым были построены в 1876 году два придела: левый “Во имя Святой великомученницы Екатерины” и правый “Во Имя Святых преподобного Кирилла и мученицы Натальи”.
Собор просуществовал в своем первоначальном назначении около семидесяти лет. В годы советской власти здание лишилось куполов, горело, реконструировалось под несовместимые с храмом функции. В этот период были утрачены не только православные ценности, навыки духовной жизни и внешний вид церкви, но и среди жителей мало кто помнил само имя церкви. По свидетельствам старожилов внутреннее убранство Собора было несравненно богаче, чем в другой колыванской церкви во имя Александра Невского, разрушенной в 1968 году.
Собор во имя Святой Живоначальной Троицы является первым каменным зданием в Колывани, размещенным на Соборной площади в соответствии с “высочайше утвержденным планом города” 1834 года архитектора К. Турского, связан с общественной и благотворительной деятельностью видного сибирского мецената колыванского купца 2-й гильдии Кирилла Климовича Кривцова, отражает историю существования и разрушения русской православной церкви в Новосибирском Приобье, а также новейший этап, связанный с пробуждением внимания к истокам и ценностям отечественной культуры.
Дорога к Храму
Дорога к Храму для прихожан, место въезда и начало знакомства с Колыванью для туристов.


Реконструкция собора во имя Святой Живоначальной Троицы, 2012 год
Действующий ныне в Колывани храм Александра Невского также является примером благотворительной деятельности колыванских купцов.
29 октября 1878 года на общественном сходе граждан г. Колывани было решено построить новую каменную церковь на Нижней (позже Александровской площади). Сбор средств на её строительство был начат среди прихожан, но после убийства царя Александра II колыванский купец Кирилл Климович Кривцов "пожелал на свои средства построить в память убиенного государя Александра II церковь имени Александра Невского по плану, утвержденному для церкви Покрова". Большое участие в строительстве принимал и сын Кривцова Федор, с открытием храма ставший его церковным старостой. Разрушенный в 60-е годы и вновь восстановленный, этот храм является сегодня визитной карточкой Колывани, а память об отце и сыне Кривцовых навсегда останется в истории Колывани.


Дом самого богатого купца Колывани хранит загадочную историю Кривцовых
Но самое интересное в этой истории, тайна дома купца Фёдора Кирилловича Кривцова. Двухэтажный кирпичный дом, построенный в 1895 году, является образцом народной архитектуры с элементами романтического модерна в оформлении фасадов. Как рассказывают коренные жители, в этом здании в советское время была тюрьма, до сих пор остались в пристроенных помещениях решётки.
Так вот, этот купец считался самым богатым, но вот только эти богатства после его смерти, так никто и не нашёл. Где он их спрятал? Никто их никогда и не находил, хоть и были попытки, но кроме маски Пушкина, так ничего и не нашли. А ещё точно известно, что от этого здания проходит множество подземных ходов, некоторые из них были найдены, но вот только сокровищ в них не было.
Итог занятия.
- Ребята,поселок Колывань -это наша малая Родина,самое родное место на Земле. Мы с вами -жители нашего родного города. Именно от нас зависит,каким он будет в будущем.

Пока вы ещё дошкольники,вам ещё предстоит делать великие,добрые дела. А пока вам нужно гордиться и любить свой город.

Цели урока:

  • познакомить с саамскими сказками «Чахкли», «Гирвас-озеро», с особенностями культуры и быта саамского народа;
  • формировать навыки чтения, умение анализировать местную речевую среду, способствовать повышению культуры речи учащихся, учить работать с книгой, расширять кругозор;
  • воспитывать любовь к родной земле; уважение к людям разных национальностей, интерес и бережное отношение к культуре саамского народа.

Оборудование: карта Кольского полуострова, выставка книг о Заполярье, фотографии, книги «Семилетний стрелок из лука», словарик саамских слов, презентация (Приложение 1) , кроссворд (Приложение 2) , публикация (буклет) (Приложение 3) .

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

На доске стихотворение и выставка книг, посвященных Кольскому краю.

Леса и тундра, льды и горы,
Озёра, реки и моря,
Раскинулась в своих просторах
Родная Кольская земля!

  • Прочитайте стихотворение. О чём оно?
  • Посмотрите на выставку книг и фотографий. Что общего между ними?
  • Кто догадался, чему сегодня посвящёно наше занятие?
  • Где находится Кольский полуостров? (Работа по карте)

3. Актуализация знаний.

На доске записаны слова: "Заполярье - край удивительный”

  • Почему так называется земля?
  • Почему он назван удивительным? Что удивляет гостей этого края?

Рассказы детей об особенностях климата на Кольском полуострове.

4. Знакомство с особенностями быта саамов.

На Кольском полуострове проживают разные народы. Это русские, украинцы, белорусы, карелы, армяне, татары и другие. Но издавна здесь проживают саамы (раньше их называли лапландцами или лопарями). В наше время употребляется два названия: саамы и саами. Земля, где они жили, называлась – Лапландия. Это северные территории России, Финляндии, Норвегии и Швеции. (Приложение 1)

Слайд 1. Работа по карте.

Слайд 2. «Как жили саами в давние времена?»

Слайд 3. «Какие были жилища?»

1-й ученик:

Жилищем служил разборный чум - кувакса, который представлял собой несколько шестов, крытых оленьими шкурами зимой и берестой летом. В центре куваксы разжигали костер.

2-й ученик:

Позднее стали строить зимнее жилище – вежу. Она имела форму пирамиды высотой до 2.5 метров. Собирали её из брёвен. Крышу покрывали хворостом, дерном и древесной корой, оставляя отверстие для выхода дыма. Дверь «смотрела» на юг. На противоположной стороне находилось окно, его затягивали рыбьим пузырём или слюдой. В центре вежи был очаг из камней. Основное пространство вежи покрывали ветками деревьев и застилали оленьими шкурами. Здесь спали, ели, занимались делами.

3-й ученик:

Тесно было жить в веже, поэтому позднее саамы стали строить тупу. Это низенькая бревенчатая избушка, высотой чуть больше 2-х метров. Крышу тупы делали плоской, насыпали на неё землю и укладывали дерн. Очаг устраивали из камней, обмазанных глиной. Тупа имела одно или два небольших окна и по сравнению с вежей была светлее и удобней. В домашнем обиходе саамов появился стол, скамейки, полки для посуды.

Сейчас многие народности севера переселяются в новые, хорошие, тёплые дома.

Слайд 4 «Каким трудом занимались?»

Традиционные занятия саамов тесно связаны с животным миром Кольского полуострова. Это рыболовство и охота. Охотились на песца, зайца, лисицу, изредка на волка, белого и бурого медведей. Но есть одно животное, которому подчинена вся жизнь саамов. Кто это?

4-й ученик:

Северный олень. Домашний северный олень – это прирученный дикий олень. Саамы разводят домашних оленей. Эта отрасль хозяйства называется оленеводством. Оленеводство – смысл жизни саамов. Олень – главное существо мира, Центр Вселенной.

Недаром саамы о себе говорят «олений народ». Почему? Зимой саамы-пастухи вместе со своими семьями за оленьими стадами кочуют. Олени добывают питание, копытя снег. Какое лакомство предпочитают олени?

Слайд 5. «В какую одежду одевались зимой?»

Верхняя одежда и обувь шилась из оленьих шкур. Из сухожилий оленя изготавливали нитки. Ими сшивали одежду, обувь, нанизывали на них бисер.

  • Печок – верхняя одежда глухого покроя, длиной ниже колен, сшитой мехом наружу, со стоячим воротником и прорезью для головы и рук.
  • Малица – зимняя одежда с капюшоном, шьется мехом внутрь, немного расширяющаяся книзу. (Пришла на смену печку, благодаря целостности покроя, она хорошо защищала от ветра.)
  • Яры – длинные (выше колен) меховые сапоги, сшитые из чередующихся полосок светлого и тёмного оленьего меха. Украшались полосками цветного сукна.
  • Каньги – короткие полусапожки с длинными завязками.оборами спереди. Зимние - из меха, летние – из дублёной кожи, Особенностью всей саамской обуви был загнутый кверху носок.

Слайд 6. «В какую одежду одевались летом?»

Летнюю одежду шили из тканей. Женщины носили платья, напоминающие сарафан, разных цветов, преимущественно красных.

Слайд 7. «Как украшали свою одежду?»

5-й ученик:

Саамы старались сделать окружающие предметы не только удобными, но и красивыми. Меховая мозаика – узор из тёмных и светлых кусочков оленьего меха, между которыми иногда вставляли небольшие кусочки цветного сукна, Узор мозаики простой, состоит из прямоугольников, квадратов и ромбов.

6-й ученик:

Вышивка бисером в виде ромбов, треугольников, квадратов, многоугольников или овалов. Сукно, на котором вышивается рисунок, берётся обычно красного цвета. Сам бисер – трёх основных цветов: белого, голубого, жёлтого. Встречается синий и зелёный. Никогда не употребляется чёрный бисер.

7-й ученик:

Вязание – из шерсти, использовались нитки разных цветов. Вязали варежки, чулки, носки, шапки. Украшались изделия обычно горизонтальными полосками разных цветов, чередующихся с разным фоном шерсти. Полоски включали в себя традиционные для саамов мотивы: зубчатые линии, зигзаги, узоры из треугольников и диагональных линий.

Кроме этого саами занимались плетением из бересты, резьбой по дереву и кости. Олень – это оружие, украшения, сувениры. Саамы не забывают свои традиции. Не переводятся мастера делать изумительные поделки из меха оленя, оружие из рогов оленя.

Слайд 8. «Узелки на память»

  • Саами (раньше их называли лапландцами или лопарями) – коренные жители Кольского полуострова.
  • Саамы - меткие стрелки, смелые охотники и рыболовы. Они не только охотились на оленей, но и разводили их, то есть занимались оленеводством.
  • Сегодня саамов всего 75 тысяч человек, из них около 2 тысячи поживают в России. Центр проживания – село Ловозеро.

5. Физкультминутка.

Посмотрите: мы – олени,
Дует ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправив плечи,
Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики.

6. Знакомство с саамской сказкой “Чахкли”.

Вступительная беседа.

Многие века мудрость народа передавалась из поколения в поколение, из уст в уста. Нет ни одного народа, у которого не было бы сказок, песен, преданий, пословиц и загадок. Зимой, в длинную, полярную ночь, сидели саамы в своих жилищах у очага, шили одежду из оленьих шкур, мастерили рыболовные снасти и рассказывали детям сказки. Сказки – любимый жанр саамов. Сегодня мы познакомимся с саамскими сказками. Прочитайте название. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой сказке? Почему можно сказать, что эта сказка - произведение северного народа?

Словарная работа.

  • Погост – саамская деревня.
  • Чахкли – маленькие человечки, живущие под землёй и владеющие подземными богатствами.
  • Чудь – враги саамов.
  • Каньги – короткие сапоги из шкуры оленя, с загнутыми вверх носами.
  • Обора – длинная, сплетённая из шерсти завязка к обуви.
  • Вежа – жилище, напоминающее землянку, строилось из брёвен, палок и покрывалось корой и дёрном.
  • Распадок – узкая долина в сопках.

(Используется словарик саамских слов)

Чтение сказки «вслух».

Беседа о прочитанном.

  • Где живут чахкли? Чем владеют?
  • Зачем охотник захотел поймать чахкли? Почему ему так просто и быстро удалось его поймать?
  • Как жилось чахкли в семье у охотника?
  • Что за беда нависла над саамами? Как поступил чахкли?
  • Почему охотник решил возвратить чахкли? Как чахкли отблагодарил охотника?
  • Почему в дальнейшем чахкли не стали помогать саамам? Чему учит сказка?

7. Знакомство с саамской поэтессой Октябриной Владимировной Вороновой. (рис.1)

Октябрина Владимировна Воронова – саамская поэтесса, родилась 6 октября 1934 года в становище Чальмны-Варрэ, что в переводе с саамского означает «Глаза лесов». Она написала стихотворение о маленьких человечках, живущих под землёй.

Рисунок 1

Чахкли.

Когда заскучается в доме,
Ты выберись в дебри тайги.
Там маленький сказочный гномик
Живет в корневищах тугих.

Смешной в колпачке своем белом,
Он зла никому не творит.
Но что бы в тайге ты ни делал –
Он все за тобой повторит.

Топориком стукнешь по ветви
Такой же услышишь ты стук.
А крикнешь - он эхом ответит,
И звук улетит за версту.

Когда же по небу закосят
Дождливые тучи, ветра,
Расстелет постель ему осень
Из листьев, травы и пера.

И если случайно зимою
Ты вновь заберешься сюда,
Увидишь пространство немое,
А гномика - нет и следа.

Но только плохого не думай,
Своею дорогой иди.
Нет, маленький чахкли не умер.
Он спит.
Ты его не буди.

Понравилось вам стихотворение? Узнали вы сказочного героя?

А теперь отправимся к Гирвас–озеру и узнаем, почему оно так называется.

8. Инсценировка сказки «Гирвас-озеро».

Ведущий: Жил на берегу одного озера охотник с сыновьями. Радовался старик – его сыновья были лучшими стрелками в погосте. Отец открыл им свои охотничьи секреты.

Старик: Пойдёте охотиться на верхнее озеро, там много оленя- дикаря пасётся. Подождите, когда стадо оленей озеро переплывать будет. Всякого оленя стрелять можно, но только не троньте вожака, гирваса.

1-й сын: Всё сделаем, как ты сказал, выполним твой наказ.

2-й сын: Отец, мы не будем стрелять в гирваса.

Ведущий: Идут братья и видят: большое стадо оленей озеро переплывает. А впереди всех – гирвас. Гордо несёт он голову с огромными ветвистыми рогами.

2-й сын: Как же мы такую добычу упустим? Убьём гирваса – нам же весь погост завидовать будет.

1-й сын: Знаешь, брат, такого красивого и сильного оленя не всякий бывалый охотник добывал.

Ведущий: Забыли сыновья про отцовский наказ. Пустили стрелы. Вонзились они прямо в оленя. Окаменел вожак, в остров каменный превратился. А стадо прочь ушло.

1-й сын: Плохо, что не выполнили мы отцовский наказ, нет нам удачи, опустела тундра.

2-й сын: Пошли, брат, домой, обессилели мы совсем. Уже три дня ходим по тундре, а ни одного оленя не встретили.

Ведущий: С тем домой и пошли. Увидел их отец, обо всём догадался.

Старик: Из-за бахвальства вы от себя охотничье счастье на всю жизнь прогнали. Не быть вам охотниками. Идите с девками корзины плести.

Ведущий: А озеро с тех пор Гирвас – озером называть стали. Так и по сей день зовут.

Как вы считаете, правильно ли поступили сыновья?

Ребята, давайте проверим, какими внимательными вы были. Сможете ли вы разгадать кроссворд?

9. Разгадывание кроссворда «В гостях у саамов». (Приложение 2)

10. Саамская игра «Утушка».

Ребята, каких птиц можно увидеть на озере?

Сейчас мы поиграем в саамскую игру «Утушка».

Все игроки ходят по кругу и поют песню:

Да ты, утушка, да ты, серая,
Выплывай, выплывай!
Да ты, утушка, да ты, серая,
Угадай, угадай!
Да который твой селезень!

Утушка с окончанием песни останавливается около кого-то из детей – селезня. Затем селезень должен поймать утушку, а остальные играющие стараются этому помешать. Игра продолжается до тех пор, пока селезень не поймает утушку.

11. Саамское чаепитие.

Дети рассаживаются за столы. Каждому в подарок выдаётся буклет «Приятного аппетита!».

Все желающие пробуют чай по саамскому рецепту: «Чай с луком и куском оленьего сала: лук небольшими ломтиками саамы кидали в чай, а сало ели вприкуску».

12. Итог занятия.

Ребята, что вам больше всего сегодня понравилось и запомнилось?

Литература:

  1. Декоративно-прикладное искусство Кольских саамов. - Мурманск, 1985. - С. 1-8.
  2. Полярная энциклопедия школьника Арктика - мой дом: Народы Севера Земли. - М., 2001. - С.155-158.
  3. Хомич Л.В. Саамы / Л.В. Хомич. - СПб, 1999.
  4. Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки. - Мурманск. 1990.
  5. Невеста Солнца: Саамские сказки. - Мурманск. 1986.
  6. Литература Кольской земли. - Мурманск: МОИПКРО. 2004.

Губаренко Светлана Александровна

Воспитатель, МБДОУ (ясли-сад) № 10 "Аленушка", г. Красноперекопск, Республика Крым

Губаренко С.А. Волшебный Крым: конспект занятия в старшей группе по краеведению // Совушка. 2018. N1(11)..07.2019).

Заказ № 51405

Цель : Выявить знания детей о географическом положении Крыма, о морях, омывающих полуостров, формировать представления о Крыме, как о прекрасном месте для отдыха и укрепления здоровья. Уточнить знания о международном детском центре «Артек». Продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, отвечать на вопросы, подбирать слова

определения. Развивать познавательную активность, создать положительный эмоциональный настрой, воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе (морю). Систематизировать знания детей о столице Крыма.

Словарь: полуостров, столица, удивительный, великолепный, благодатный, прелестный, экскурсия.

Материал : Карта Крыма, папки передвижки с достопримечательностями города Ялты. Презентация по местам Крыма, пазлы крымской карты.

Ход занятия:

В : Ребята, прошу вас пройти в группу.

Собрались все дети в круг!

Я твой друг и ты мой друг!

Крепко за руки возьмёмся

и друг другу улыбнёмся!

Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся!

Наши женщины очень любят комплименты!

Давайте подарим им!

(Дети дарят комплименты)

В : Напомните, в какой стране мы живём? (Россия)

Столица России? (Москва)

А где живём мы? (в Крыму)

Столица Крыма (Симферополь)

А в каком городе мы живём? (Красноперекопск)

А где мы сейчас находимся? (в детском саду «Алёнушка», группа «Звёздочки»)

В нашей группе живут мальчики и девочки одной дружной семьёй!

Стихотворение о дружбе (читает ребёнок)

Дружит с солнцем ветерок

А роса с травою

Дружит с бабочкой цветок

Дружим мы с тобой

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады

Только ссориться друзьям

Никогда не надо.

Д/ИГРА «Скажи правильно»

В: Если вы согласны, то говорите «да-да-да», если не согласны, то «нет-нет-нет».

Всё поняли? Тогда начинаем.

Нашей дружбой дорожить? (да-да-да)

Мы научимся играть? (да-да-да)

Другу будем помогать? (да-да-да)

Друга нужно разозлить? (нет-нет-нет)

А улыбку подарить? (да-да-да)

Друга стоит обижать? (нет-нет-нет)

Ну, а споры разрешать? (да-да-да)

Чай с друзьям будем пить? (да-да-да)

Будем крепко мы дружить? (да-да-да)

В : А вы любите путешествовать?

А, что такое путешествовать? (посещать новые места, узнавать что-то новое)

Я предлагаю отправиться в путешествие!

На чём можно отправиться в путешествие? (дети называют)

Назовите водные виды транспорта (корабль, теплоход, подводная лодка, катер, лодка)

Назовите воздушные виды транспорта (самолёт, вертолёт, воздушный шар, космический, корабль)

Назовите наземные виды транспорта (автомобиль, автобус, поезд, велосипед)

На каком виде транспорта мы можем отправиться в путешествие, что бы увидеть

как выглядит весь наш Крым? (на самолёте)

Я предлагаю отправиться в путешествие на самолёте, чтобы познакомиться с природными зонами Крымского полуострова.

Давайте вспомним, кто управляет воздушным судном?

(два пилота, штурман и бортмеханик)

А кто обслуживает пассажиров? (стюардесса)

Что нужно взять с собой в дорогу? (хорошее настроение, здоровье, внимательность)

Давайте построим воздушный корабль!

(Я ПЕРЕОДИВАЮСЬ В СТЮАРДЕССУ)

Ну, что отправляемся?

Прошу занять свои места.

Пристегните ремни, мы начинаем взлёт (звучит звук взлетающего самолёта)

А пока мы будем лететь, я расскажу легенду о происхождении земли.

Много лет назад на планете были только моря. Но вот море начало волноваться, забурлила, закипела вода, поднялись волны, из-под воды появилась суша, небольшой участок земли, который имел вот такую форму (СЛАЙД 1)

Здесь были горы (СЛАЙД 2)

Реки, водопады, (СЛАЙД 3)

Долины (СЛАЙД 4)

Со временем, на этой земле выросли деревья, травы, цветы, кустарники, появились звери и птицы (СЛАЙД 5)

Так на планете появился самый красивый уголок земли.

В: Дети вы догадались, как называется этот сказочный край? (Крым)

Как называется наш п-ов на котором мы живём? (Крымский п-ов)

Почему его называют полуостровом? (потому что с трёх сторон омывается морям)

Какими морями омывается? (Чёрным морем и Азовским морем)

Чем они отличаются? (Чёрное море глубокое и холодное, а Азовское мелкое и тёплое)

Наш полуостров сказочно красив!

Крым-это здравница и это чудо-сад

Крым-это фрукты, это сладкий виноград.

Крым-это море, это райские места,

Крым-это южных гор крутая высота.

Крым-это сказка, заглянувшая в глаза.

Пришло время нам приземлиться в г. Ялта, которая находится на Южном

берегу Крымского п-ова. (показать карту на мольберте) (СЛАЙД 6)

Ребята, кто бывал в Ялте?

Какие впечатления у вас оставил это город? (ответы детей)

Там много есть чудесных мест!

Ласточкино гнездо (СЛАЙД 7)

Медведь гора или Аю-Даг (есть замечательная легенда про эту гору, но мы её узнаем на следующем занятии) (СЛАЙД 8)

Не далеко от города есть миниатюра в море «Русалка с младенцем» (СЛАЙД 9)

- Есть Никитский ботанический сад (но мы с ним познакомимся когда наступит весна)

Ребята, этот год в Росси и у нас в Крыму отмечен как год экологии. Нужно приложить много усилий, чтобы сохранить нашу Крымскую природу. Чтобы она процветала. (СЛАЙД 10)

На побережье Чёрного моря, возле Медведь горы находится детский оздоровительный центр «Артек» (СЛАЙД 11)

Туда приезжают дети со всех уголков мира.

Они в Артеке отдыхают, плавают, загорают, танцуют, играют. (СЛАЙД 12)

На Юге у Чёрного моря, весёлое царство ребят.

О море в бескрайнем просторе, задорные песни звучат.

С лазурью его не сравниться, все прочих морей синева

По все городам и столицам, идёт об Артеке молва.

В : Вы знаете, что такое дружба?

Напомните мне поговорки о дружбе.

Один за всех и все за одного.

Нет друга ищи, а нашёл береги.

Друг познаётся в беде.

Ребята, давайте выйдем из самолёта и спустимся к морю.

Почему Крым называют «Жемчужиной»? - самый целебный воздух в мире.

РЕЛАКСАЦИЯ

Сядьте в позу лотоса - это поза для медитации (СЛАЙД 13)

(спинки ровные, глазки закрыли, дыхание ровное, спокойное, вспомните что-то приятное, можно мамочку свою или как вы отдыхали в Ялте)

Встаём, напрягите правую руку (левую), правую ногу (левую).

Восстановим дыхание. Подышим правой ноздрёй это придаст нам силу, бодрость.

Энергия Солнца.

Подышим левой ноздрёй это успокоит, охладит нас. Энергия луны.

Ребята, что - то случилось с нашей картой? Давайте соберём её и отправимся дальше в путешествие по северному Крыму.

Д/И «Собери пазлы»

Занимайте свои места.

Пристегните ремни, мы взлетаем.

Ребята мы с вами побывали в горной местности, где есть горы и леса.

(СЛАЙД 14)

- Сейчас будем пролетать над центральной Крымской равниной, направляясь на Север в наш степной Крым, он занимает большую площадь.

Там, где мы с вами живём. Степной он называется потому что много полей.

Может кто-то наблюдал из окошка машины или автобуса такую картину

Огромные поля с полевыми цветами (СЛАЙД 15)

Это целый мир где проживают такие животные (СЛАЙД 16)

- Крымские растения (СЛАЙД 17)

Птицы степей Крыма (СЛАЙД 18)

Сегодня наше путешествие подходит к концу

Но мы обязательно будем путешествовать ещё по Крыму - нашему удивительному краю.

Давайте отстегнём ремни и покинем наш самолёт.

-РЕФЛЕКСИЯ

Где мы побывали?

Что для вас было особенно интересным, новым?

Какие трудности вы испытывали?

О чём бы вы хотели узнать в следующем путешествии?

Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.

Мне очень приятно, что вы умете дружить.

Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое солнышко.

Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах.

Я знаю, вы иногда ссоритесь, как только мелькнёт в чьих-то глазах злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.

На прощание давайте скажем девиз о дружбе: «У нас в группе все друзья. Вместе дружная семья!»

анжелика савина
Конспект занятия по краеведению.

Конспект занятия по краеведению

в старшей группе

«Россия. Государственные символы России»

Составила воспитатель МБДОУ"Детский сад №325"

Савина Анжелика Витальевна

Образовательная область : «Познание»

Цель : Образовательная : формировать элементарное представление о символике нашей страны, её значение.

Развивающая : развивать познавательный интерес к истории государства.

Воспитательная : воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

Материал : Флаг России, глобус, картинки кукол в русских костюмах.

Ход занятия.

Скажи мне, как правильно Землю назвать?

Земля дорогая? Земля золотая?

Нет, лучше сказать ей : «Родная!»

Земля – наша милая, добрая мать!

Так ласковей будет звучать и вернее

Ведь всё, что мы любим,

Всё создано ею –

И горы, и реки,

И лес, и цветы,

И осень, и лето,

И дождик, и ты.

Скажите, где мы с вами живём? Страна наша называется Россия, а всех людей, живущих в нашей стране, называют россияне.

Наша Родина большая и красивая, каждый россиянин любит свою страну. За что вы любите свою Родину?

Лучше нашей Родины нет. Спросите об этом у журавля, который пролетает над всей Землёй.

Жура – Жура – журавль,

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля

Где же лучшая Земля?

Отвечал он, пролетая :

Лучше нет родного края!

Наша страна находится на огромной планете. Как она называется? (Земля)

Какие ещё страны находятся на нашей планете?

Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные знаки, символы. Что это за символы? (Флаг, герб)

Публикации по теме:

Задачи: Образовательные: -Закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры и об особенностях северного оленя. -Формировать.

Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе «Мой Тамбов» Конспект открытого итегрированного занятия в подготовительной группе «Мой Тамбов» Образовательные задачи: формировать представления.

Конспект занятия по краеведению. Тема: «Если звезды зажигаются, то это кому-то нужно» Цель: способствовать расширению и углублению знаний и представлений об изменениях в природе осенью. Устанавливать связи и причины явлений.

Конспект занятия по краеведению «Тула-мой край родной» Конспект занятия по краеведению в младшей группе «Тула - мой край родной» Наталия Черникова Конспект занятия по краеведению в первой младшей.

Конспект занятия по краеведению в средней группе Тема: Мой родной город Цель: продолжать работу по патриотическому воспитанию дошкольников. Задачи: Познакомить детей с понятиями «город».

Конспект занятия по краеведению в средней группе «Наша Родина - Россия» Наша Родина – Россия Цель: Закрепить знания детей о природе России: лес, река, море, поле (бескрайнее, горы, подчеркивая, что Россия.

Конспект занятия по краеведению «Родной город - Копейск» Цели: Продолжать знакомить детей с родным городом, обогащая и расширяя знания о памятных местах города; воспитывать любовь к родному городу.



просмотров