История развития детского и юношеского туризма. История становления детско-юношеского туризма в рф

История развития детского и юношеского туризма. История становления детско-юношеского туризма в рф

История детского туризма в Башкирии берет свое начало с 1900 года, когда Министерством Просвещения России вышел Циркуляр (от 2 августа 1900 г. За № 20185), допускающий в целях обучения учащихся «…образовательные прогулки, путешествия…. Каждая школа, как в целом, так и в лице отдельных ее представителей, должна сделать все от нее зависящее, чтобы летний отдых оказывал благотворное влияние на воспитанников не только в физическом, но и в духовном отношении…», Г. Министр надеялся, что «…опыт даст необходимые практические указания и можно в дальнейшем этим материалом воспользоваться… в более широких размерах, как средством, способным сделать преподавание в средней школе более живым и наглядным».

Большинство учебных заведений с удовольствием откликнулись на предложенные новшества. В дореволюционной Башкирии экскурсии стали самым распространенным явлением: особенны популярными были походы в лес, где ребята наглядно знакомились с живой природой. Под экскурсионной работой с детьми также подразумевалась полезная деятельность детей на природе -древонасаждение, организация скворечников и т. п. Если ехать по улице 50 лет Октября мимо территории, где, в свое время, находилось Ново-Ивановское кладбище, то до сих пор можно увидеть деревья, посаженные сто лет тому назад учениками первой мужской гимназии.

Помимо местных экскурсий ученики гимназии со своими преподавателями посещали крупные города России, например в зимние каникулы, 1910-1911 г.г. ученицы женских гимназий №1, №2 и Стерлитамакской женской гимназии отправились на экскурсию в Москву, так же представители этих учебных заведений, в последующие годы посетили города Анапу, Пятигорск, Ессентуки, путешествовали по Кавказу. Заграничные путешествия были доступны для богатого населения страны, путешествовали часто, в основном семьями. В документах того времени отмечался интерес к историческим местам, даже просились на работы в археологические экспедиции.

События происшедшие в октябре 1917 года отразились на дальнейшей экскурсионной работе с детьми. Гражданская война, голод, разруха не давали педагогической деятельности развернуться во всю ширь: в деревнях участились случаи, когда учителя прекращали работу из-за того, что им нечего было одеть и ученики, на свои деньги, покупали им одежду.

И, все-таки, новое правительство возлагало большие надежды на воспитание подрастающего поколения, будущих строителей социализма и коммунизма и на первое место выдвигалось краеведение.

Известные педагогические деятели — Крупская Н. К., Луначарский А. В. Обращали особое внимание на краеведческую работу в школах, как средство всестороннего развития личности ребенка, как действенное средство связи обучения с жизнью: «Вопросы краеведения … для страны имеет громаднейшее значение, потому-то, какую бы область строительства мы не взяли, мы постоянно наталкиваемся на тот вопрос, что наиболее плодотворно хозяйственное и культурное строительство может идти лишь в том случае, когда оно учитывает все особенности края, все движущие силы, которые в данном районе имеются» (Н. К. Крупская). Определяя краеведение, как одно из проявлений творческой активности масс, первый нарком просвещения А. В. Луначарский говорил, что это «…Всенародное научное обследование нашей собственной страны» и «прошлое мы можем изучать и воскрешать путем экскурсий в музеи, изучением коллекций, а настоящее брать внедрением в жизнь, ближе соприкасаясь с ней».

В 1924 году при Академическом центре Башнаркомпроса создается Башкирское областное бюро краеведения. При бюро работала секция школьного краеведения. Она имела связь с учебными заведениями и школьными краеведческими кружками, снабжала программами, методическими указаниями и материалами по краеведению. В 1926 году Академический центр издает методическое письмо: «Об организации краеведческой работы в школах Б АССР». С 1 июня, этого же года, при Башкирском Центральном музее начинает работать уголок школьного краеведения, где учителя могли получить сведения по общим вопросам краеведения и по изучению местного края.

Секция школьного краеведения принимала участие в организации в г. Уфе школьно-краеведческих экскурсий. Ею была составлена «Краеведческая хрестоматия. Башкирский край. Для чтения в школах Башкирии в 3-й и 4-й год обучения».

К тому времени экскурсионных станций, баз на территории Башкирии не существовало. 3 марта 1927 года на заседании коллегии Соц. Просвещения отдела Башнаркомпроса слушали о создании экскурсионной базы при Башнаркомпросе, которая необходима для ежегодного регулирования экскурсий производимых учебными заведениями в г. Уфу. Дальние экскурсии и экскурсии в Москву и Ленинград разрешать в особых случаях по особому ходатайству учебных заведений. База начала функционировать с 1928 г., она находилась при Башнаркомпросе, в основном распределяла бесплатные помещения для заезжих экскурсантов из других городов и сел.

В Башкирии первый туристский поход был совершен летом 1927 г. под руководством заместителя председателя областного бюро пионеров тов. Г. А. Акимова по маршруту г. Уфа — г. Миньяр — г. Сим — верховья реки Сим. В течение трех недель ребята по заданию Наркомздрава занимались изучением и сбором лекарственных трав. В России подобные походы проводились с 1922 г. и назывались «кочевки»: собирались вечером у костра, слушали бывалых людей — участников революции, гражданской войны и т. п. Часто выполняли задание руководящих, административных органов по изучению, какой либо хозяйственной деятельности страны.

К концу 20-х годов экскурсии, походы переросли в массовое явление, в моду вошли сплавы по рекам. На деревянных лодках сплавлялись туристы по известным рекам Башкирии: Сим, Ай, Юрюзань, Уфа, Инзер и др. За время сплава путешественники знакомились с великими стройками Республики, обязательным считалось посещение промышленных предприятий (в те времена большинство экскурсий было направлено на знакомство с индустрией и развитием сельского хозяйства в стране).

Областное бюро юных пионеров отправляет на экскурсии в другие города одаренных ребят, как правило, из пролетарских и крестьянских семей. Проводят курсы для пионер-работников, где в обязательном порядке уделяют внимание туристско-краеведческой работе с пионерами.

В 30-е годы краеведение и туризм в школах Башкирии идет на убыль, как и в других местах Советского Союза. Теряется исследовательский характер и ослабевает общественно-полезная направленность туризма, увлекаются спортивными показаниями — на первое место выходит военно-патриотическое воспитание молодежи. Страна готовила молодую смену -«Если завтра война, если завтра в поход…».

Затухание туристко-краеведческой работы не осталось не замеченным общественностью, в газетах появились статьи, где призывали школьников обратить внимание на изучение родного края и не забывать его историю. В 1932 г. газета «Красная Башкирия» со своих страниц призывала к туристско-краеведческим походам по поиску природных богатств: стране необходим уголь, цветные металлы для ее развития.

В 1930 году распадается «Областное бюро краеведения», осталось лишь одно «Общество по изучению Башкирии», структура которого не было приспособлено) к массово-методической работе. Созданная экскурсионная база не справлялась со своими обязанностями из-за массового потока экскурсантов в другие города. Нужен был центр, который не только бы курировал всю туристско-краеведческую и экскурсионную работу на территории Башкирии, но и также являлся методическим центром для всех детских туристско-краеведческих кружков. Перед Башнаркомпросом встает вопрос о создании Башкирской центральной детской экскурсионной туристской станции, к тому времени уже существовала Башкирская детская техническая станция (БЦДЭТС), созданная в 1929 году. Последним толчком к созданию туристской станции также относится принятое постановление президиумом Центрального бюро детских коммунистических организаций (ДКО) на заседании 23 сентября 1931 года, где было указано: «… в областях и национальных республиках необходимо создать детские экскурсионно-туристские станции (ДЭТС), входящие систему бюро ДКО и ОНО».

10 мая 1932 года последняя утверждающая подпись тов. Сидоренко, поставленная на «Положении о Башкирской Центральной детской экскурсионной туристской станции (БЦДЭТС)» возвестила о начале ее существования.

В задачи станции входило:

1. БЦДЭТС входит в систему учреждений Башкирского Комиссариата Народного просвещения и является основным органом, через который Башнаркомпрос осуществляет организационно-методическое руководство экскурсионной, туристской работой среди детей и подростков в школах и детских учреждениях Башкирии.

2. БЦДЭТС ставит своей целью организации сети районных и городских ДЭТС, а также непосредственно через них развертывания и внедрения экскурсионно-туристской работы в школах и пионеротрядах, подчиняя ее основной задачи: воспитания всесторонне-развитых строителей социализма, увязывающих теорию с практикой и владеющих техникой.

3. БЦДЭТС в основу своей работы кладет организационную и методическую помощь в проведении экскурсий детей и подростков районным ДЭТС, школам и непосредственно организует и проводит экскурсии и туристские походы, способствующих общественно-политической активности ребят и их участие в социалистическом строительстве, знакомящих детей и подростков с соцстроительством в городах и деревнях, воспитывающих в детях интернационально-классовую солидарность, расширяющих кругозор и содействующих оздоровлению организма ребят.

4. БЦДЭТС через методическую и опытную работу помогает внедрению экскурсионной методики, как необходимого орудия воспитания в политехнической школе.

5. БЦДЭТС планирует экскурсионно-туристское дело для детей и подростков по Башкирии.

6. БЦДЭТС через военизированные экскурсии, походы, кочевки, включение элемента военно-политической работы во все загородные экскурсии, строгое проведение солидарности физкультурного минимума, помогает укреплению оборонной подготовки и оздоровлению ребят, организуя досуг ребят.

7. БЦДЭТС использует экскурсии для вовлечение пролетарской детворы в ряды пионерской организации.

8. БЦДЭТС в процессе работы особое внимание обращает на выработку у детей и подростков марксистско-ленинского мировоззрения, на антирелигиозное и интернациональное воспитание.

Работа БЦДЭТС в основном состоит из следующих разделов:

Организационно-инструкторская;
Методическая и опытно-экскурсионная;
Подготовка кадров и детактива;
Агитационно-пропагандистская;
Оперативно-педагогическая.

Помимо штатных работников БЦДЭТС привлекает для эпизодической экскурсионной и методической работы специалистов — педагогов, краеведов и др. работников.

Заведующий центром назначается Башнаркомпрса по соглашению с Обкомом ВЛКСМ и является ответственным за состояние и работу станции в целом. Заведующий подбирает и увольняет работников БЦДЭТС.

Станцию создавали весной для того, чтобы руководить летом экскурсионными группами, как приезжавшими из других городов, так и формировавшими в Башкирии. Все лето и осень станция находилось временно при Башнаркомпросе: курировала детские экскурсии, договаривалась со школами г. Уфы о размещении заезжих экскурсантов. Планировалось пропустить через нее 10000 человек; организовать экскурсии для воспитанников детских домов и командировать в Ульяновск — 25 человек, в Свердловск — 30 человек; организовать экскурсии за город — 5000 человек, на новостройку — 1000 человек, военный школьный поход — 3000 человек; организовать 1 городской кумысно-санаторный лагерь — 900 человек.

Практически план был выполнен, даже были организованы дальние экскурсии в г. г. Казань, Москву, Магнитогорск. Из докладной записки Наркому просвещения тов. Абубакирову выясняется, что «… к зиме организованная БЦДЭТС не функционировала, нужно было закрепить ее на постоянную работу».

В начале 1933 г. (зимой) Станции выделили помещение в деревянном одноэтажном здании на улице Фрунзе, 13. В доме находились 2 комнаты, в одной расположили заезжих туристов, в другой расположилась канцелярия базы. Не смотря на то, что первоначально штат Станции планировался из 6-8 человек, работало 2 человека — заведующий станцией и обслуживающий техперсонал. О том, что БЦДЭТС работала в этот период и по данному адресу можно узнать из документов ЦГИА — статистические и бухгалтерские отчеты по Наркомпросу.

БЦДЭТС скорее курировала работу школьных туристских кружков, оказывая им посильную методическую помощь, а также принимала на свою базу приезжих экскурсантов.

Постепенно штат Станции расширился, перед войной работало 6 человек — из них трое — директор, методист, инструктор, которые имеют педагогическое образование и педагогический стаж от 7 до 14 лет, также на станции работали завхоз, секретарь машинистка (она же бухгалтер), кассир и уборщица. Изменилось название станции — Республиканская детская экскурсионная туристская станция (РДЭТС). Более подробно о работе станции описано в заключение инспекторов Башнаркомпрса, составленном в начале 1941 г. «РДЭТС за прошедший год провела следующую работу: организовала 34 кружка юных туристов в средних и неполных средних школах г. Уфы, обеспечила их необходимой литературой, из них 25 кружков ведут систематическую работу — проводят походы и экскурсии по выходным дням; в районах Башкирии организовано 29 кружков юных туристов, где выделены ответственные организаторы по туризму, из них 7 человек представили в РДЭТС, как план работы, так и отчеты; поставила учет ответственных организаторов получив справку за подписью директора школы на каждого выделенного товарища; хорошо поставила экскурсионную работу, как в музеи, так и на предприятия; в зимние и весенние каникулы проведено 56 лыжных походов с общим охватом 2915 человек, а всего с лыжно-тренировочными занятиями охвачено 10013 человек, РДЭТС обеспечила группы руководителями, консультациями, лыжами, рюкзаками и продуктами; РДЭТС разработала около 100 экскурсий и маршрутов, которые в ближайшее время будут размножены и разосланы по школам.

В связи с намеченной экспедицией пионеров и школьников на 1941-1942 г. г. РДЭТС проделала следующую работу:

размножила и разослала Положении об экспедиции по школам г. Уфы и районам;
дала несколько заметок в газеты «Комсомолец Башкирии» и «Яш-тозуче» (юный строитель) и т. д.;
передала Положение об экспедиции по радио;
наладила связь с научно-исследовательскими организациями, Краеведческим музеем, Научно-исследовательским институтом промышленности, Институтом языка и литературы, Сельэлектро, Мелеводстроем, Опытной полеводческой станцией, Геологоуправлением, Ботаническим бюро, Башнефтью, Педагогическим институтом;
наладила связь с месткомами крупных предприятий и учреждений по выделению средств по экспедиции;
для более широкой информации об экспедиции и внедрения приказа Наркома Просвещения тов. Потемкина «О детском туризме в школах», РДЭТС выступала: на Учительской конференции Уфимского района, на четырех предметах секциях Учительской конференции г. Уфы, на совещании директоров школ Уфимского района, на совещании областных внешкольных работников, на совещании работников краеведов г. Уфы, на совещании весенней учительской конференции Сталинского и Молотовского районов г. Уфы».

Одним из первых директоров РДЭТС был тов. Шарипов, который проработал в этой должности до войны.

Хорошее начинание было прервано Великой Отечественной войной. РДЭТС решением СНК БашАССР № 531 от 10 июля 1941 года ликвидируется.

В течение войны юные туристы помогали фронту и тылу: собирали лекарственные травы и хозяйственно-ценные растения.

После войны, в 1946 году станция открывается вновь, ей предоставляется новое помещение на улице Кирова, 37. Всем образовательным учреждениям предлагалось всемерно помогать возрождению станции: Башнаркомпрос даже нашел возможность выделить для вновь восстанавливающийся станции мотоцикл. Директором станции становится тов. Рахмангулов.

Послевоенный период характеризуется подъемом туристско-краеведческой работы в школах республики. Организатором этой работы выступала БРДЭТС (Башкирская Республиканская детская экскурсионная туристская станция). Туристское лето начиналось слетами — стартами. В походы уходило более 100 отрядов, в летний период функционировало 14 туристских баз в крупных городах Башкирии. Походы по республике в основном были краеведческие и, как правило были посвящены героям Великой Отечественной войны.

Коренные изменения в развитие школьного краеведения и туризма произошли в середине 50-х годов и особенно после принятия закона «Об укреплении связи школы с жизнью» от 24 декабря 1958 года Министерством Просвещения СССР. Уделяется большое внимание пропаганде и популяризации среди школьников туризма. Вопросы краеведения и детского туризма включаются в учебные планы курсов и семинаров по повышению квалификации учителей и работников народного образования, издается инструктивно-методический материал в помощь учителям и учащимся, рекомендуется тематика походов. В начале 50-х годов в походах уже приняли участие 101 отряд (1696 учащихся), в экскурсиях по родному краю -202919 учащихся, в экскурсиях по территории СССР — 742 человек.

Наибольший размах туристско-краеведческая работа получила в городах Черниковск, Белебее, Белорецке, Ишимбае, Октябрьском и районах Давлекановском, Мишкинском, Чишминском, Баймакском, Архангельском, Илишевском.

Летом работало 14 туристских баз (городах Уфе, Октябрьском, Стерлитамаке, Белорецке, Белебее, Баймаке, Ишимбае, Туймазы, Кумертау, Давлеканово, Благовещенске, Черниковске, с. Караиделе, с. Красном Ключе). С охватом 7997 человек. Появляются самостоятельные туристские лагеря в 5 школах г. Уфы и Черниковска (105 человек). Появились краеведческие уголки в 3-х школах. Среди актива туристов появились значкисты «Турист СССР» (255 человек).

Опыт работы обобщался на школьных туристских вечерах, конференциях, республиканском слете.

Государство уделяло большое внимание работе с детьми в области туризма и краеведения, принятые решения на очередных съездах КПСС (Коммунистической партии Советского Союза) ставили большие задачи в этой области. По сравнению с предыдущими годами туристская работа приняла большой размах. Особо много производственных учебно-программных экскурсий, организованы и проведены массовые мероприятия: звездные походы, водные эстафеты, итоговые слеты, дальние походы, впервые проводятся старты-слеты. Все мероприятия носили целенаправленный характер: учащиеся закрепляли знания, полученные в школе, знакомились с флорой и фауной, организацией труда в колхозах, техникой; в пути оказывали помощь колхозам по уборке урожая, обслуживали станы художественной самодеятельностью.

Краеведческая работа Всесоюзных экспедиций посвящалась круглым датам: 40-летию Великого Октября, 40-летию Советской Армии и комсомола и т. д. Стала складываться система, охватывающая все школьные предметы. В конце 50-х годов количество детей, участников туристско-краеведческих кружков увеличилось с 1696 чел. (начало 50-х г.) до 16660 чел., а участники многодневных походов — с 29573 чел. До 46893 чел. Кроме того,в однодневных походах приняли участие 125990 человек. Экскурсии по родному краю стали обязательны при изучении всех предметов. Каждая Всесоюзная экспедиция заканчивалась итоговыми выставками краеведческого материала на базе Республиканского музея.

С 1954 года в РДЭТС меняется директор. Ахмеров Г. X. приходит на смену Рахмангулову.

По мере того, как туристско-краеведческая работа в школах республики ширилась и принимала массовый характер, организация и руководство ею усложнялась. Уже в 1959-60 учебном году в республике насчитывалось 769 туристско-краеведческих кружков. Но эта форма организации работы уже не соответствовала ни темам, ни задачам ее на данном этапе развития, она была узка и не вмещала бурного краеведческого потока.

В 1957 году с объявлением 1-ой Всесоюзной экспедиции пионеров и школьников в практику входит организация экспедиционных отрядов. В 1960 г. в экспедиционную работу включилось 783 школы. Для руководства подготовкой и проведением Всесоюзной экспедиции создавались республиканский, городские, районные оргкомитеты (штабы). Задачи штабов: оказание помощи школам в планировании туристско-краеведческой работы, в подготовке и проведении летних и зимних походов, экспедиций и эстафет; определение времени, места и программы районных (городских) слетов и проведения их; обобщение и пропаганда опыта туристско-краеведческой работы.

Каждая очередная экспедиция посвящается какой-либо дате. Экспедиции 60-х годов посвящаются 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, 40-летию пионерской организации, 60-летию КПСС и др.

Через все экспедиции, краеведческие работы, как правило, красной линией проходили идеи коммунистической партии, ее выдающихся деятелей. В походах юные краеведы изучали, в основном достижения в развитие промышленности и сельского хозяйства, революционное прошлое и гражданская война, ратные подвиги участников Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза, природу республики, культуру, быт ее населения.

В начале 60-х годов впервые учащиеся нашей республики приняли участие в массовом геологическом походе, вели поиски полезных ископаемых. Инициатива проведения массового геологического похода на территории Башкирии принадлежала геологам Сибайской геологоразведочной экспедиции ЮУГУ, которые обратились с призывом начать массовый геологический поход «За полезными ископаемыми». РДЭТС взяла инициативу в свои руки: были проведены соответствующие семинары, курсы, организованы передвижные выставки с наиболее интересными образцами пород и т. д. Одним из активистов массового детско-юношеского геологического движения был Ф. Ф. Чебаевский, руководитель детского геологического кружка — он выступал с докладами на семинарах и курсах для учителей географии средних школ Башкирии.

Массовое геологическое движение имело большой успех: 7 учителей Министерством геологии СССР за работу с юными геологами награждены значками «Отличник разведки недр» — Мегадынь Э. А., Половинкин М. А., Ольховенко, Колчина В.Г., Кузьмин Н. И., Кучеренко М. Т., Мазина М. Н.; 12 учащихся школ — Почетными грамотами ЦК ВЛКСМ. 10 мая 1962 года директор РДЭТС Ахмеров Г. X. и старшая методистка РДЭТС были награждены значками «Отличник социалистических соревновании» Министерством геологии СССР за активное участие в молодежном геологическом походе. 60-е годы известны массовыми организациями школьных музеев. Проводился смотр-конкурс. Приняли участие 212 краеведческих музеев, 300 ленинских комнат, музеев, залов, 150 музеев боевой славы. 4 школы-победительницы участвовали во Всероссийской конференции руководителей школьных музеев в г. Горьком — музеи Средних школ №№39, 93 г. Уфы, № 2 г. Октябрьского, №17 г. Белорецка.

В середине 60-х годов появляется новая форма в туристско-краеведческой работе с детьми — организация клубов. Кружковая работа практически не соответствовала массовой работе. Клубы — более широкая форма самоуправления. Все школьники-краеведы организуются по секциям в зависимости от интересов и склонности каждого к этой или иной работе. Во главе клуба (общества) стоит штаб или совет, состоящий из представителей от каждой секции. Общее собрание клуба является высшим органом клуба. К концу 60-х годов их в республике уже насчитывалось 91.

В начале 70-х годов вся работа проводится в рамках Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина -СССР». Основные направления, которые предусматривались в экспедициях -«Ленин и теперь живее всех живых», «В буднях великих строек», «В боях отстояли Отчизну свою», «Имя Ленина на знамени нашем», «К тайнам природы», «Искусство принадлежит народу», «От ГТО к туристскому мастерству».

Таким образом, в туристско-краеведческой работе определились направления географическое, литературное, историческое, биологическое и т.д., т. е. задачи экспедиции привлекают к работе всех учителей-предметников.

В результате выполнения этой работы складывается содружество школ с внешкольными учреждениями, от которых отряды краеведов получают задания. Это вузы, научно-исследовательские институты, аптеки, общественные организации, союзы писателей, художников и т. д. Контакт с ними вносит в работу краеведов исследовательский характер, научность, глубину, ответственность.

Всеобъемлющий характер краеведческой работы в школе приводит к накоплению богатого материала в школе, он размещается в краеведческих уголках, музеях и, что является важным, в учебных кабинетах. Дальние экскурсии стали проводиться не только с познавательной целью, они стали поиском недостающего материала при изучении родного края.

В конце 70-х годов стало обращаться внимание на совершенствование работы школьных музеев, созданию новых. Уже в республике 144 паспортизированных музеев, из 989 средних школ — это одно из первых мест в РСФСР. В этот период РДЭТС переименовывается в Республиканскую станцию юных туристов (РСЮТ), меняется адрес организации — Проспект Октября, 70/2.

С 1981 г. (впервые) проводится аттестация туристско-краеведческих клубов, пионерских дружин, носящих имя героя.

С этого же года при РСЮТур работает общественная комиссия по работе со школьниками по месту жительства. Состав комиссии: инспектор школьного отдела Минпроса БАССР, Обкома ВЛКСМ, методист горжилуправления, Дворца пионеров, зав. Турбазой, представители РСЮТур и Министерства коммунального хозяйства. Отмечается активная работа при ЖЭУ г. г. Уфы, Учалы, Октябрьского, Стерлитамака и Дюртюлинского района.

В 1982 году проведено 1 республиканское соревнование кружковцев внешкольных учреждений. С этого года они будут проводиться ежегодно, чтобы стимулировать работу кружков. В этом же году работа краеведческих кружков проводится по типовым программам «Туризм и краеведение». В республике созданы опорные школы (75 школ) по туризму и краеведению. Цель — осуществлять через туризм и краеведение комплексный подход к коммунистическому воспитанию учащихся. Это центры методической работы. Разрабатываются методические пособия для работы по краеведению в группах продленного дня. ГТО — одна из основных задач экспедиции «Моя Родина — СССР». Это способствует физическому совершенствованию каждого участника экспедиции, овладению элементарными туристскими навыками. В практику школ вошли традиционные турслеты, турэстафеты, проводятся соревнования по летнему и зимнему спортивному ориентированию, походы ГТО, в которых сочетаются обязательными туризм и краеведение.

Такие походы стали обязательными с 1978 г.

80-е годы прошли под знаменем Всесоюзной экспедиции «Моя Родина -СССР», каждый этап, которой, был посвящен какому либо знаменательному событию — 40-летию Победы, 65-летию Башкирской АССР и т. д. Все это время РСЮТур был основным инициатором и руководителем по проведению этого мероприятия. Каждый раз, когда объявляется очередной этап Всесоюзной экспедиции, туристский штаб РСЮТур начинает активное участие по привлечению к работе общественные организации, научно исследовательские центры, вузы, телевидение, газеты, радио для полноценной и плодотворной работы туристско-краеведческих организаций. Оказывается постоянная методическая помощь туристским организациям, разрабатываются краеведческие задания экспедиционным отрядам, которые утверждаются и рассматриваются на методическом совете РСЮТур. Издается соответствующий методический материал в помощь школам.

При штабе работает маршрутно-квалификационная комиссия, которая обеспечивает безопасность путешествий со школьниками, особенно многодневных и категорийных походах, организацию поисковой краеведческой работы на туристских маршрутах.

РСЮТур контролирует районные (городские) штабы, которые оказывают методическую и организационную помощь школам и внешкольным учреждениям в проведении экспедиции, координирует деятельность экспедиционных отрядов, конкретизирует задания Центрального и республиканского штабов применительно к местным условиям, изучает и распространяет лучший опыт, проводит массовые мероприятия, направленная на решения задач экспедиции, ведут широкую пропаганду туристской, краеведческой, экскурсионной работы.

Большую работу ведут по подготовке туристских кадров, разработки местных маршрутов, экспедиционных заданий, по проведению соревнований, конкурсов, слетов, краеведческих вечеров, по созданию школьных музеев, оформлению предметных кабинетов с использованием краеведческого материала. При штабах работают маршрутно-квалификационные комиссии из числа опытных учителей-туристов. В их обязанности входит контроль за безопасность и предупреждение несчастных случаев в походах и экспедициях, а так же использование приказа Минпроса СССР от 12.04.74 г. за № 38 «О введении в действие инструкции по организации и проведению туристских походов, путешествий, экскурсий с учащимися общеобразовательных школ».

В начале 90-х годов происходят коренные изменения в туристско-краеведческой работе с детьми. Принимается федеральное положение о туристско-краеведческом движении учащихся «Отечество» и «Судьбы России». На основе федеральных программ разрабатывается региональная программа по туристско-краеведческой работе с учащимися «Дорогами Отечества» и рекомендуется для всех школ и внешкольных учреждений Республики Башкортостан.

С 1991 года РСЮТ переименовывается в Республиканский Центр детско-юношеского туризма и экскурсий MHO РБ.

Детский туризм и краеведение качественно изменился: все больше появляются соревнования по отдельным видам туризма (водные, пешеходные, лыжные, спелеологические).

С 1999 года РЦДЮТиЭ каждый год проводит Республиканский полевой туристский лагерь учащихся «Юный спасатель», по программе «Школа безопасности». Организаторами лагеря являются Министерство народного образования РБ, Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Государственный комитет РБ по молодежной политике, Государственный комитет РБ по физической культуре, спорту и туризму. Программа лагеря основана на развитии базовых общетуристских навыков в применении к организации и проведению спасательных работ при чрезвычайных ситуациях, как природного, так и техногенного характера.

В 90-е годы в РЦДЮТиЭ появляется особая туристско-краеведческая работа с детьми-инвалидами. В начале были пробные шаги по работе в этой области: всего занималось в кружках несколько человек. К 2002 году такие объединения уже существуют в г. г. Салават, Стерлитамак, Туймазы.

В течение учебного года ребята подробно знакомятся с азами туризма, изучают историю родного края, участвуют в мероприятиях и соревнованиях, которые организует Центр. В последние 6 лет дети-инвалиды с поражениями центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения из городов Уфы, Салавата, Стерлитамака, Туймазов и районов РБ участвуют в полевых туристских лагерях, которые в последствии стали называться «Звездными городками». Здесь дети закрепляют практические навыки туризма: вяжут узлы, ориентируются по компасу, учатся передвигаться по сложному рельефу. После пребывания в таких лагерях дети меньше болеют в течение года, становятся крепче физически. На смену неуверенности приходит чувство раскрепощенности и ощущения ценности собственной личности, пробуждающие стремление к самореализации и позволяющие стать полноценными гражданами общества.

В последние десятилетия в центре работали туристские кружки различных направлений — водные, пешеходные, спелеологические, краеведческие, спортивного ориентирования. Ребята ходят в походы, участвуют в слетах и соревнованиях, выезжают на экскурсии. Шаг за шагом учатся ребята туристской жизни, приобретают спортивное мастерство, изучают край, развиваются личностно.

В 2002 году РЦДЮТиЭ МО РБ исполнилось 70 лет. Целая эпоха пролетела, не одно поколение сменилось в стенах Центра. Последние десятилетия РЦДЮТиЭ возглавляли директора: Ахмеров Г. X., Темнова Л. В., Коновалова В. П., Кайзер В. В., Лифанова И. В. Здесь всегда работали любящее свое дело люди, которые отдавали свои знания, умения, любовь детям, прививая им лучшие качества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Обзор истории развития детского туризма в России: зарождение экскурсий, развитие детско-юношеского туризма в первые десятилетия Советской власти и послевоенный период. Классификация видов современного детского туризма и организаций, им занимающихся.

    реферат , добавлен 26.11.2010

    Сущность и основные виды туризма, их классификация. Теоретические аспекты понятия "детский туризм". Методы организации досуга в Центре детского и юношеского туризма и экскурсий. Разработка и организация маршрута для палаточного лагеря "Кур" г. Амурска.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2012

    Основные требования и методика правового регулирования в детском туризме. Истоки развития детского туризма с целью путешествий и экскурсий, опыт их координации. Основание и направления развития детского и юношеского туризма в Республике Бурятия.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2012

    Обзор истории развития детского туризма в России. Развитие детско-юношеского туризма в послевоенный период. Современный детский туризм. Детские оздоровительные лагеря. Проблемы и перспективы развития детского туризма.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2007

    История становления детского туризма в РФ, его социально-педагогические принципы. Инфраструктура детского туризма в Сочи. Организация регионального лагеря туристско-краеведческой и спортивной деятельности в рамках Федеральной программы "Отечество".

    курсовая работа , добавлен 13.04.2012

    Проблемы детского оздоровления и отдыха. Тенденции развития российского туризма и его конкурентоспособность. Анализ функционирования санаторно-оздоровительного комплекса ФДЦ "Смена". Предложения по рекреационно-оздоровительным технологиям для детей.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2011

    Обзор истории развития детско-юношеского туризма в России. Классификация видов детского туризма и организаций, им занимающихся. Развитие детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Карелии, Краснодарском крае.

    курсовая работа , добавлен 10.09.2003

Истоки развития детско-юношеского туризма относятся к концу XVIII века и связаны со становлением в России системы образования.

С введением в программы учебных заведений курсов по естествознанию появляются первые образовательные прогулки на природу, о целесообразности которых высказывались передовые русские педагоги. Серьезное значение принципа наглядности и предметности в системе обучения находит отражение уже в «Уставе народных училищ» (1786г.) и в «Школьном Уставе» (1804 г.) с указаниями о проведении экскурсионных прогулок не только на природу, но и с посещением мануфактур, мастерских ремесленников.

С 60-х годов XIX века отдельные учителя-энтузиасты начинают организовывать дальние прогулки. В их основе лежали естественно-научные экскурсии. Позже начинают проводиться прогулки с новой целью - гуманитарной. По собственной инициативе учителя устраивали путешествия для обозрения исторических и других достопримечательностей. Расширялись и обогащались учебные поездки именно с образовательными целями, в основу которых был положен экскурсионный метод познания.

В конце XIX века складываются два вида путешествий и экскурсий. Первый - ставивший цели по изучению географии, геологии, ботаники и других естественных наук, появляются также первые технические и производственные экскурсии. Другой вид - это дальние учебные путешествия для ознакомления с культурными и историческими достопримечательностями.

Следует отметить, что вместе с пешеходными путешествиями появляются путешествия и с использованием транспорта (железная дорога, пароходы).

В связи с ростом числа путешествий и экскурсий возникла необходимость в их координации. Это привело к созданию в 1896 году в Москве Центральной экскурсионной комиссии при Министерстве Просвещения (с филиалом в Петербурге), которая располагала музеем и библиотекой, где собиралась информация по туризму и экскурсионным вопросам.

Министерство Просвещения способствовало развитию школьных образовательных экскурсий благодаря изданию специальных нормативных документов. В частности, в 1889 году вышел циркуляр с указанием, что следует обратить особое внимание на прогулки. Школам было предписано, что «прогулками следует воспользоваться для географии, естественной истории и других учебных целей». В 1900 году следующий циркуляр отменял летние каникулярные работы и взамен рекомендовал образовательные прогулки и путешествия. Эти указания положили начало летней оздоровительной работе с учащимися.

В 1895 году создается Русский туринг-клуб - первая туристская организация в России. Возникший в 1890 году в Одессе Крымский горный клуб наряду с организацией экспедиций по изучению и охране местностей занимался разработкой познавательных маршрутов и устройством экскурсий для учащихся. В 1900 году в Петербурге было создано Русское горное общество, которое помимо проведения научно-исследовательской работы организовывало также учебные путешествия школьников по Кавказу, о чем свидетельствует журнал «Ежегодник Русского горного общества». Примерно в этот же период в недрах Кавказского Горного общества, организованного в 1899 году в Пятигорске, имевшего туристскую и научно-познавательную направленность, выделяется школьное движение.

На основании опыта работы Кавказского горного общества его председатель - Рудольф Рудольфович Лейцингер - пришел к выводу, что для того, чтобы туризм, экскурсии, исследования гор нашли сотни увлеченных последователей, нужно начинать с молодого поколения, с учащихся.

С 1899 года правление Русского туринг-клуба учреждает и начинает издавать журнал «Русский турист», на страницах которого велась специальная рубрика «О школьных путешествиях и образовательных экскурсиях». Эти публикации обобщали опыт по проведению в школах России экскурсий и организованных поездок для знакомства с крупными городами и с природой Кавказа, Крыма, Урала и Средней Азии.

Становление научной разработки проблем туризма и экскурсий связано с такими видными экскурсионистами и педагогами как Анциферов Н.П., Кайгородов Д.Н., Гревс И.М. Они внесли значительный вклад в вопросы методики и организации экскурсий, в обобщение опыта практической работы по применению экскурсионного метода познания, в рассмотрение вопросов детско-познавательного туризма. Теория и практика туристско-экскурсионного дела обсуждалась на педагогических совещаниях и освещалась на страницах журналов «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей», «Русский экскурсант».

В начале XX века путешествия и экскурсии для учащихся становятся одним из элементов обучения, применяемых педагогами коммерческих и реальных училищ, высших учебных заведений. Школа оказывается в центре развития экскурсионного туризма. В этот период наибольшую активность в развитии детского туризма проявляет Р.Р. Лейцингер. Так, только в сезоне 1905 г. им были организованы 8 специальных ученических экскурсий по Кавказским горам, в которых приняло участие 246 учащихся из различных городов России.

Министерство Народного Просвещения также поддерживало предложения и начинания Р.Р. Лейцингера по развитию ученического туризма, принимались и вводились общероссийские программы, например, к моменту окончания гимназии все гимназисты должны были посетить три великих российских города: Киев, Санкт-Петербург и Москву - т.е. шло создание общенациональной, культурно-патриотической краеведческой программы. Молодой человек должен иметь возможность путешествовать, закалять себя, он должен увидеть свою великую родину для того, чтобы вырасти достойным гражданином - таков был лейтмотив этих программ.

После смерти Р.Р. Лейцингера деятельность по развитию детского туризма не прекратилась. Таким образом, на рубеже веков туризм и экскурсии превращаются в один из методов образования. Обогащается тематика экскурсий, прослеживается связь со школьными предметами. Путешествия уже различаются по продолжительности (местные одно-двухдневные и дальние продолжительные), выделяется летний период как фактор сезонности, расширяется география поездок - от северных регионов до Крыма и Кавказа и от Урала до стран Европы.

Еще до революции школьные программы рекомендовали для каждого класса разрабатывать планы и программы экскурсий, которые следовало проводить в учебные часы. Для дальних экскурсий рекомендовалось выделить несколько полных учебных дней в течение года. В первые десятилетия Советской власти многие дореволюционные идеи и замыслы получают теоретическое и организационное развитие. После революции 1917 года экскурсионный метод, как более образный, понятный и доступный, вводят в практику учебных занятий школ. Экскурсии приобретают политическую и агитационную направленность. По распоряжению Народного Комиссариата Просвещения РСФСР с целью развития туризма и краеведения в 1918 году в Москве было создано Центральное Бюро школьных экскурсий, которое в 1921 году преобразуется в Детскую экскурсионно-туристскую станцию Народного Образования (ДЭТС ОНО). Первые организационно-методические рекомендации Наркомпроса о развитии детского туризма появляются в 1919 году. Внимание уделяется экскурсионным поездкам и массовой работе с детьми летом. В целях оздоровительной работы со школьниками начинается организация летних лагерей на природе.

В 1920 году в школьные программы включается краеведение. Возрастает особый интерес к двум пролетарским столицам. Стремление детей увидеть Петроград и Москву было исключительно велико. Преодолевая разруху и голод, учителя с детьми ехали на экскурсии. Им выдавались продукты, обеспечивались места на экскурсионных базах. Школьники осматривали достопримечательности, посещали музеи, ездили на заводы. В 1922 году в Крыму основывается первый крупный детский оздоровительный лагерь «Артек».

С 1924-25 учебного года началось широкое внедрение краеведения в школьную практику. Государственным ученым советом были разработаны комплексные программы (в отличие от традиционных, предметных). Этими программами пытались устранить существенный недостаток старой школы - разрыв между учебными школьными предметами. Весь объем знаний, намеченных к изучению в общеобразовательной школе, был представлен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и обществе. Ярким примером обучения детей по комплексным программам ГУСа являются групповые школьные тетради Дрязгинской школы, которые хранятся в музее СОШ с. Октябрьское Усманского района. Программы и указания Наркомпроса ставили перед школой задачу изучать местный край, вести работу по охране природы, чтобы «...привить питомцам школы полезные навыки в этом государственном деле».

В 1929 году в стране учреждается печатное издание по туризму - журнал «Турист». В 1929-1930 годах ряд постановлений Правительства РСФСР способствовал дальнейшему развитию производственных экскурсий. Посещение фабрик, заводов, крупных строительств включается в школьные краеведческие программы как обязательное политехническое просвещение. Начинается формирование органов управления детским туризмом.

В 1932 году Наркомпрос РСФСР принимает постановление, в котором отмечалось, что экскурсионно-туристская работа среди детей является одним из наиболее актуальных и необходимых приемов в деле максимального повышения качества работы школы, общеобразовательной и политехнической подготовки детей, ставилась задача каждой школе включить в учебный план минимум проведения местных экскурсий.

Для совместной практической работы были привлечены общество «Друг детей» и детская комиссия при ВЦИК. Организуются курсы для подготовки руководителей детского туризма.

После принятия в 1927 г Постановления Наркомпроса «Об усилении экскурсионной работы среди детей и подростков», в туризме появляется новое направление работы. Большое значение отводится самодеятельному туризму, как основному и наиболее ценному виду воспитательной работы и детского краеведческого образования. Идет организация детских походов с применением навыков ориентирования и элементов топографии, походного быта, умения оказать доврачебную помощь, воспитывается выносливость.На этом этапе развития туризма в Советском Союзе в развитии детского туризма преобладали образовательные и воспитательные цели, была заложена основа для летних оздоровительных мероприятий, но приоритетными направлениями оставались отдельные местные самодеятельные походы и экскурсионные поездки.

В середине 30-х годов шло быстрое расширение туристско-экскурсионной базы, и ЦИК СССР принимает решение о нецелесообразности дальнейшего развития туризма в рамках самодеятельных обществ.Была создана система организаций, координирующих и контролирующих туризм в СССР, в том числе детский.

В 1937 году ЦТЭУ признало нецелесообразной работу отдельных местных краеведческих организаций, и уже к середине 1938 года все детские станции краеведения местного уровня в стране были ликвидированы.В это время Народный Комиссариат Просвещения рассматривал туризм как один из видов учебно-воспитательной работы. «Туризм и экскурсии, преследуя, прежде всего общеобразовательные задачи, несут в самой своей организации элементы физической закалки и подготовки будущего бойца». Поэтому перед началом Великой Отечественной войны продолжали организовываться походы, полевые военно-спортивные игры.

Таким образом, первые десятилетия советской власти для туризма и экскурсий были годами накопления опыта, поиска организационных форм функционирования туристских сообществ и оптимальных методов управления процессами развития детско-юношеского туризма в стране. Развитие детско-юношеского туризма в послевоенный период. Центральная туристско-экскурсионная станция на время войны прекратила свою деятельность.

Дальнейшему развитию экскурсионно-туристской работы с детьми помешала Великая Отечественная война. Перед детским туризмом встали задачи военно-физической подготовки школьников, привития туристских навыков, имеющих оборонное значение, вовлечения школьников в общественно полезную работу в помощь фронту.

Дальнейшее развитие детский туризм получает только в послевоенные годы. В 1945 году руководством Советского Союза принимается решение о восстановлении деятельности туристско-экскурсионных управлений. С 1946 года ЦТЭУ приступает к строительству новых туристских объектов, созданию экскурсионных учреждений, организации путешествий.

В 1952 году Министерство просвещения РСФСР опубликовало инструктивное письмо «Об организации туристских походов с учащимися семилетних и средних школ», регламентирующее порядок организации туристских групп, состав и возраст участников, обязанности руководителей групп, администрации учреждений, примерные нормы, разрядные требования по туризму, программы семинаров по подготовке руководителей туристских групп. Отделам образования рекомендовано разрабатывать тематику и маршруты походов, экскурсий и путешествий по родному краю, организовать в школах по окончании учебного года такие походы и экскурсии под руководством учителей и пионервожатых, по возможности с каждым классом, начиная с четвертого; в целях улучшения руководства утвердить в каждом рай(гор)ОНО ответственных лиц за проведение экскурсионно-туристской работы, во всех семилетних и средних школ выделить из числа учителей организаторов этой работы в школах.

В 1955 году в Москве проходит конференция по детскому туризму, которая принимает решение о возрождении краеведческого движения и регулярном проведении экспедиций пионеров и школьников при содействии Центральной ДЭТС РСФСР и редакции газеты «Пионерская правда». Одновременно с массовым патриотическим движением в стране продолжалась работа по организации летнего оздоровительного отдыха детей, строились новые пионерские лагеря и туристские базы. К 1957 году во всех территориях России были созданы детские экскурсионно-туристские станции, которые подняли туристско-краеведческую работу на новый, более высокий уровень.

В 60-е годы организационная структура туризма в СССР снова претерпевает изменения. В 1962 году Центральное туристско-экскурсионное управление (ЦТЭУ) преобразуется в Центральный Совет по туризму (ЦСТ), а в 1969 году окончательно реорганизуется в Центральный Совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ). К концу 60-х годов в детском туризме выделились следующие основные направления работы: молодежные и детские лагеря отдыха, внутрисоюзные походы и краеведческие экспедиции. Именно в этот период расширяется география детского туризма. В 1969 году было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране». В то же время, основной задачей детского туризма определялось патриотическое воспитание подрастающего поколения. Основой идеологии стали: воспитание патриотизма, знание своей Родины и дружба народов СССР.

По указанию Центрального Совета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) в 1970 году происходит реорганизация структуры детского туризма. Разрозненные республиканские, краевые и областные детские станции объединяются в Центральную детскую экскурсионно-туристскую станцию (ЦЦЭТС) Министерства Просвещения СССР, которая проводила ежегодно познавательные поездки более чем для 450 тысяч детей. В эти годы пополняется материальная база для специализированного отдыха школьников. Строятся и благоустраиваются более 30 молодежных и пионерских лагерей, центров отдыха и курортов союзного значения в Крыму, на Кавказе, под Москвой.

Таким образом, в социалистический период истории нашей страны детский туризм был хорошо организован, отличался массовостью охвата школьников и был подчинен патриотическому и идейному воспитанию. При этом путешествия по СССР носили и самодеятельный, и организованный характер. Расширилась география поездок школьников от своего региона до крупных городов СССР, других республик и зарубежных стран. На детский туризм продолжали оказывать влияние «красные» даты календаря. Походы и экспедиции планировались централизованно, охватывая все школы и неся в себе конкретные задачи. Массовость достигалась спланированной системой вознаграждений по результатам. Кроме того, именно в 70-80-е годы была сформирована крупная материальная база для развития детского туризма.

К сожалению, в период начала 1990-х годов, во время экономических реформ, советская система детского туризма руководителям того времени показалась неэффективной и государственная поддержка учреждений и мероприятий этой системы была сведена до минимальных пределов. Однако даже основ новых экономических отношений в этой сфере создать так и не удалось. На современном этапе в индустрии детского туризма имеется достаточная для ее развития материально-техническая база.

Таким образом, возникает необходимость изучения и обобщения опыта развития детского туризма не только с точки зрения дополнительной образовательной деятельности, но и с позиций экономической эффективности этого направления. Новые экономические отношения, возникшие в настоящее время в нашей стране, обострили проблемы в детском туризме, требуют изменений в подходах и механизмах организации деятельности по развитию массового детского туризма.

Детско-юношеский туризм

Экономические преимущества детско-юношеского туризма очевидны: путешествуют школьники и студенты, как правило, организованными группами, поездки ритмично повторяются из года в год, что значительно облегчает планирование бизнеса.

Еще более важен детский туризм с точки зрения социальной. Туризм предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей страны и других государств, пробудить у молодых людей чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов.

Велика роль путешествий и в обеспечении многостороннего развития личности. Именно походы, поездки, экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира. Важен туризм и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Необходимо также отметить влияние детского туризма на развитие в подрастающем поколении коммуникабельности, самодисциплины, адаптации к условиям современной жизни.

Кроме того. детско-юношеский спортивно-оздоровительный туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что детско-юношеский и молодежный туризм – важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.

Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, перед российским государством и обществом сегодня стоят первоочередные задачи вернуть молодому поколению прекрасный мир детского туризма и развивать его во всех формах и видах.

Новые экономические отношения, возникшие в настоящее время в нашей стране, обострили проблемы в детско-юношеском туризме, требуют изменений в подходах и механизмах организации деятельности по развитию массового детского туризма. Если до начала 90-х годов вопросами детского туризма занималась только система образования, то сейчас ситуация коренным образом изменилась. В качестве субъектов, развивающих детский туризм, появились и коммерческие фирмы и общественные объединения. Поэтому возникает необходимость изучения и обобщения опыта развития детского туризма не только с точки зрения дополнительной образовательной деятельности, но и с позиций экономической эффективности этого направления.

Индустрия туризма отличается от других сфер экономики тем, что доходы от туристского бизнеса носят не одномоментный характер, а увеличиваются по мере укрепления доверительного отношения потребителей туристских услуг к производителям этих услуг. Поэтому следует ожидать, что вовлечение подростков и молодых людей в занятия туризмом с раннего возраста, показ молодым людям лучших образцов туристского продукта в момент высокой эмоциональной восприимчивости, свойственной юному возрасту, приведет и к увеличению их потребности в туристских поездках и путешествиях в более зрелом возрасте. Кроме того, развитие детского туризма должно привести и к увеличению числа молодых людей, решивших сделать туризм своей основной профессией, т.е. решить проблему подготовки туристских кадров, которая сегодня также стоит достаточно остро.

Безусловно, финансовые вложения в детско-юношеский туризм являются инвестициями долгосрочными, не сулящими быстрой прибыли, но это инвестиции в достойное будущее нашей страны и кроме обычной финансовой отдачи можно рассчитать экономическую выгоду и от другого важного и ценного результата – духовного и физического оздоровление нации.

Сегодняшняя Россия уже может себе это позволить, тем более, что исторический опыт развития именно детско-юношеского туризма в дореволюционной России и Советском Союзе является уникальным и достойным изучения и совершенствования.

Обзор истории развития детско-юношеского туризма в России

Истоки развития детско-юношеского туризма относятся к концу ХУ111 века и связаны со становлением в России системы образования.

С введением в программы учебных заведений курсов по естествознанию появляются первые образовательные прогулки на природу, о целесообразности которых высказывались передовые русские педагоги. Серьезное значение принципа наглядности и предметности в системе обучения находит отражение уже в "Уставе народных училищ" (1786г.) и в "Школьном Уставе" (1804 г.) с указаниями о проведении экскурсионных прогулок не только на природу, но и с посещением мануфактур, мастерских ремесленников.

Развитие педагогики и зарождение краеведения, в основу которых были положены требования научной основы обучения и развития в учащихся умения наблюдать окружающую действительность, приводят к дальнейшему широкому распространению прогулок с образовательной целью. С 60-х годов XIX века отдельные учителя-энтузиасты начинают организовывать уже дальние прогулки. В их основе лежали естественно-научные экскурсии. Известно, что одно из таких путешествий по горному Крыму совершила группа студентов Университета Одессы в 1876 году под руководством профессора Головинского И.А.

Позже, помимо естественных экскурсий, начинают проводиться прогулки с новой целью - гуманитарной. По собственной инициативе учителя устраивали путешествия для обозрения исторических и других достопримечательностей. Расширялись и обогащались учебные поездки именно с образовательными целями, в основу которых был положен экскурсионный метод познания.

В конце XIX века складываются два вида путешествий и экскурсий. Первый - ставивший цели по изучению географии, геологии, ботаники и других естественных наук, появляются также первые технические и производственные экскурсии. Другой вид - это дальние учебные путешествия для ознакомления с культурными и историческими достопримеча-тельностями.

Следует отметить, что вместе с пешеходными путешествиями появляются путешествия и с использованием транспорта (железная дорога, пароходы).

В связи с ростом числа путешествий и экскурсий возникла необходимость в их координации. Это привело к созданию в 1896 году в Москве Центральной экскурсионной комиссии при Министерстве Просвещения (с филиалом в Петербурге), которая располагала музеем и библиотекой, где собиралась информация по туризму и экскурсионным вопросам. Комиссия разрабатывала туристско-экскурсионные программы для учебных заведений, правила поведения экскурсантов, листы опроса, вела учет путешествий групп учащихся, что стало началом создания учетной туристской документации

Первые массовые ученические экскурсии были проведены в 1892 г. Крымским горным клубом для учеников одесских реальных училищ. В начале XX века в стране по некоторым подсчётам существовало около 100 организаций, которые занимались проведением экскурсионной работы. В этот период по всей России создаётся большое количество добровольных обществ, главная цель которых - знакомство и изучение родного края, организация познавательно-образовательных экскурсий и научных путешествий в различные уголки страны. При этом участники экскурсий занимались не только созерцанием красот природы и историко-культурных памятников, но и проводили практические наблюдения, ставили опыты, результаты которых старательно фиксировались и публиковались в печатных изданиях учебных заведений.

В числе наиболее известных обществ созданных в этот период и оставивших о себе добрую память можно назвать: Кавказский альпийский клуб в Тифлисе, Крымско-Кавказский горный клуб в Одессе, Владикавказский горный клуб, Московское общество грамотности, Тверское общество внешкольного развития учащихся. Общество содействия экскурсиям учеников, созданное при Курском реальном училище, общество организации путешествий учеников при Тверской женской гимназии Л.А. Римской-Корсаковой, физико-математический кружок при Ярославской мужской гимназии, научное общество при Тенищевском училище в Санкт-Петегбурге и др. Тематика и направления деятельности этих обществ были весьма разнообразны.

К концу XIX века было многое сделано для того, чтобы вовлечь учительство в туристско-экскурсионную работу. Были намечены многодневные маршруты по стране: два в Крыму, три по Северу, шесть по Кавказу и один по Урал. Эти районы и сегодня являются популярными в детском туризме. Близ Пятигорска в 1907 г. P. P. Лейцингером был создан так называемый Ученический приют, через который только в 1909 г. прошли 119 групп.

Подобная активная работа учителей не осталась незамеченной властями. Так, Министерство Народного просвещения в 1910 году рекомендовало к включению в учебные программы экскурсии, как вид оздоровительно-исследовательской деятельности. Идя навстречу многочисленным просьбам руководителей ученических обществ, Министерство путей сообщения ввело в 1899 году общий льготный тариф для всех железных дорог на летний период. По этому тарифу было предоставлено право бесплатного проезда на расстояния до 50 верст ученикам и ученицам низших учебных заведений в сопровождении лиц воспитательного персонала в отдельных вагонах по тарифу 3 класса. Позже льготный тариф для ученических экскурсий стал действовать на большее расстояние, но со скидкой в 75% со стоимости билетов. А с 1906 года льготы были сокращены до 50%, зато доехать по нему можно было даже от Санкт - Петербурга до Кавказа.

Одним из первых, кто в начале XX века обосновал значение дальних экскурсий, их воспитательно-образовательный смысл, был И.М. Гревс. Он писал, что "главная, самая определяющая черта в природе экскурсии - это непосредственное соприкосновение человека с миром через активное путешествие к нему". А так же: "Путешествие - это один из величайших факторов развития культуры. В 1903 г. в Санкт-Петербурге издается книга "Образовательные прогулки по России". В 1910 году известными в дореволюционной России методистами естественнонаучных дисциплин Б.Е. Райковым и Г.И. Бочем была выпущена книга "Школьные экскурсии, их значение и организация". В 1921 году по рекомендации Н.К. Крупской эта работа была переиздана вновь.



просмотров