ТТК. Геодезические разбивочные работы при строительстве автомобильных дорог

ТТК. Геодезические разбивочные работы при строительстве автомобильных дорог

Понятие о трассировании линейных сооружений

ПРИ ИЗЫСКАНИЯХ

ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ

Линейными называют сооружения, имеющие большую протяжённость при сравнительно малой ширине. К таким сооружениям относятся, в частности, железные и шоссейные дороги. Ось линейного сооружения называется трассой .

В плане трасса состоит из прямых участков, соединяемых кривыми постоянного и переменного радиусов кривизны. В своём продольном профиле трасса состоит из прямых линий разного уклона, соединяемых вертикальными кривыми.

Основное требование, предъявляемое к дорожным трассам, это - обеспечение плавности и безопасности движения с заданными скоростями. Поэтому план трассы и её профиль должны отвечать определённым требованиям, которые регламентируются техническими условиями на проектирование, где задаются предельно допустимые (руководящие) уклоны, минимально возможные радиусы кривых и другие элементы. Вместе с тем трасса должна проходить так, чтобы обеспечивались наименьшие расходы на строительство дороги и последующую её эксплуатацию.

Комплекс работ по определению положения трассы называется трассированием . Сначала выполняется камеральное трассирование - проектирование трассы по топографическим планам и картам или материалам аэрофотосъёмки. При выборе положения трассы в равнинной местности отклоняться от прямого направления между заданными опорными пунктами вынуждает необходимость обходить препятствия (водотоки, болота и др.), участки с застройкой, ценные для народного хозяйства и заповедные земли. В горной местности положение трассы диктуется рельефом. Здесь приходится часто менять направление трассы, двигаясь напряжённым ходом, то есть по линии с предельно допустимым уклоном. В сложных случаях намечают несколько вариантов трассы и после тщательного их анализа выбирают лучший.

Окончательное положение трассы устанавливают в ходе полевых изысканий. Проект трассы выносят на местность. Вершины углов поворота - точки пересечения смежных прямых – выносят измерениями от пунктов геодезической основы или от ближайших чётких контуров, показанных на карте. Установив вехи на линии между соседними углами поворота, обследуют местность по трассе. При наличии препятствий линию смещают. Окончательное положение вершин углов закрепляют.

Закрепление и измерение углов. Выбранную трассу надёжно закрепляют на местности. Вершину угла, образуемого прямыми линиями трассы, закрепляют забиваемым вровень с поверхностью земли колом (рис. 15.1, а ). На расстоянии 1 м от кола с внешней стороны угла на его биссектрисе устанавливают столб с затёсом. На затёсе, обращённом в сторону вершины угла, делают надпись, указывающую номер вершины угла, год, угол поворота трассы, радиус вписываемой в угол кривой, расстояние от начала трассы. Измеряют расстояния от вершины угла до расположенных вблизи приметных местных предметов (дерево, угол здания, валун и др.) и показывают их на абрисе - схеме, составляемой для облегчения отыскания вершины угла в последующем, особенно в случае разрушения опознавательного столба.



Над колом, закрепляющим вершину угла, устанавливают теодолит и измеряют лежащий справа по ходу трассы угол b между направлениями на соседние вершины углов. Измерение выполняют одним приёмом с точностью 0,5¢. Угол поворота трассы (рис. 15.2) вычисляют по формулам:

α пр = 180°- b 2 (при повороте трассы вправо: b < 180°) или

α лев = b 3 - 180° (при повороте трассы влево: b > 180°).

Для контроля буссолью измеряют магнитные азимуты линий.

а )
б )
2

2 1
1

Рис. 15.1 Закрепление точек на трассе:

а – закрепление вершины угла: 1 – кол; 2 – столб;

б – закрепление пикета и плюса: 1 – кол; 2 – сторожок

Рис. 15.2 Углы поворота трассы

Разбивка пикетажа и измерение длин линий. Расстояния между вершинами углов поворота трассы измеряют светодальномером или мерной лентой. Измерение выполняют дважды с предельной относительной погрешностью измерений не более 1:1000-1:2000. В ходе одного из измерений трассу разбивают на отрезки длиной 100 метров по горизонтальному проложению. Конец каждого отрезка - пикет; его закрепляют, забивая вровень с землёй кол. Впереди него по ходу трассы на расстоянии 20-25 см забивают второй, возвышающийся над поверхностью земли кол - сторожок (рис. 15.1, б ). На сторожке надписывают порядковый номер пикета, например, ПК13, что означает: номер пикета - 13, расстояние от начала трассы - 1300 м.

Чтобы получить 100-метровые горизонтальные проложения, следует, учитывая наклон местности, увеличивать длину откладываемых наклонных отрезков. Поэтому в них вводят поправки за наклон со знаком плюс. Часто вместо введения поправок, натягивая мерную ленту, удерживают её в горизонтальном положении и проектируют отвесом её приподнятый конец на землю. Чтобы лента меньше провисала, поддерживают её в середине.

Кроме пикетов, колышком и сторожком закрепляют плюсовые точки (или просто "плюсы"), где на трассе изменяется наклон местности. На сторожке в этом случае пишут номер предыдущего пикета и расстояние от него в метрах, например ПК13+46, что означает 46 м после пикета № 13 или 1346 м от начала пикетажа.

Плюсовыми точками фиксируют также места пересечения трассой любых сооружений, дорог, линий связи, водотоков, границ угодий и т. д.

Поперечники. Там, где местность имеет заметный (более 1:5) поперечный уклон, на каждом пикете и плюсовой точке разбивают перпендикуляры к трассе, называемые поперечниками. Поперечники разбивают в обе стороны длиной 15-30 м с таким расчётом, чтобы обеспечить съёмкой всю ширину полосы местности под будущие сооружения дороги (земляное полотно, водоотводные устройства, здания и пр.). Конечные точки поперечника закрепляют точкой и сторожком, плюсовые точки, располагаемые в местах изменения наклона местности, - только сторожком. На сторожках пишут расстояние от оси трассы с буквой "П" (справа от оси трассы) или "Л" (слева от оси трассы).

Плановая привязка трассы. Начало и конец трассы привязывают к пунктам государственной геодезической сети, например, с помощью теодолитных ходов. В результате измеренные на трассе углы и расстояния совместно с ходами привязки образуют единый разомкнутый теодолитный ход. Это позволяет проконтролировать правильность выполненных линейных и угловых измерений и вычислить координаты вершин углов поворота трассы.

На длинной трассе привязку к государственной геодезической сети выполняют не реже чем через 25 км, а при удалении пунктов от трассы более чем на 3 км - не реже чем через 50 км.

Съёмка полосы местности. В ходе разбивки пикетажа выполняют съёмку ситуации в полосе местности шириной по 100 м в обе стороны от оси трассы. При этом полосу шириной 25 м вправо и влево снимают инструментально - главным образом, методом перпендикуляров, а дальше - глазомерно. Результаты съёмки в виде абриса масштаба 1:2000 заносят в пикетажный журнал , изготовляемый из листов миллиметровой бумаги размером 10´15 см.

По середине листа проводят вертикальную прямую, изображающую ось трассы. На ней штрихами отмечают положение пикетов и плюсов и рядом подписывают их значения. Каждая новая страница начинается с пикета, которым закончена предыдущая. В местах поворота трассы стрелкой показывают направление поворота и надписывают румб следующей прямой. На свободном месте пишут основные элементы кривой. Показывают расстояния от местных предметов до оси трассы и габариты строений. Делают записи о типе дорог, характеристике леса, карьерах - обо всём, что может иметь значение для предстоящего строительства.

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАЗБИВОЧНЫЕ РАБОТЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (далее ТТК) - комплексный нормативный документ, устанавливающий по определённо заданной технологии организацию рабочих процессов по строительству сооружения с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Они рассчитаны на некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) и другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства геодезических разбивочных работ при строительстве автомобильной дороги.

1.2. В карте приведена схема технологического процесса, изложены оптимальные решения по организации и технологии производства геодезических разбивочных работ при строительстве автомобильной дороги рациональными средствами механизации, приведены данные по контролю качества и приемке работ, требования промышленной безопасности и охраны труда при производстве геодезических работ.

1.3. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001 ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии геодезических разбивочных работ при строительстве автомобильной дороги с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификация технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов геодезических разбивочных работ при строительстве автомобильной дороги. Конструктивные особенности геодезических разбивочных работ при строительстве подъездной автомобильной дороги решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ. Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика.

1.6. Технологическая карта предназначена для геодезистов, выполняющих геодезические разбивочные работы при строительстве автомобильной дороги, а также работников технического надзора Заказчика и рассчитана на конкретные условия производства работ в III-й температурной зоне.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Рабочая технологическая карта разработана на комплекс геодезических разбивочных работ при строительстве автомобильной дороги.

2.2. Работы по геодезической разбивке выполняются в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

Где 0,06 - коэффициент снижения выработки по сравнению с 8-ми часовой рабочей сменой.

2.3. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным геодезическим звеном с электронным тахеометром Cokkia SET 230 RK , в качестве основного измерительного инструмента.

Рис.1. Электронный тахеометр Cokkia SET 230 RK


2.4. В состав работ, выполняемых при геодезической разбивке автомобильной дороги, входят следующие технологические операции:

- контроль геодезической разбивочной основы;

- разбивка пикетажа, кривых;

- разбивка поперечных профилей земляного полотна;

- разбивка дорожной одежды;

- разбивка водопропускной трубы.

2.5. Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

- СП 48.13330.2011 . Организация строительства;

- СНиП 3.01.03-84 . Геодезические работы в строительстве;

- СНиП 12-03-2001 . Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

- СНиП 12-04-2002 . Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 "Организация строительства" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения запрещается.

3.2. До начала производства геодезических работ необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

- назначить лиц, ответственных за безопасное выполнение работ, а также их контроль и качество выполнения;

- провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

- подготовить инвентарь, приспособления и средства для безопасного производства работ;

- обеспечить рабочих инструментами и средствами индивидуальной защиты;

- обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;

- установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

- составить акт готовности объекта к производству работ;

- получить разрешение на производство работ у технадзора Заказчика.

3.3. Разбивочные геодезические работы проводятся в следующей последовательности:

- подготовительные работы;

- восстановление трассы подъездной дороги и осей сооружений;

- восстановление опорных сетей строительства и перенесение на местность основных осей подъездной дороги и запроектированных сооружений;

- детальные разбивочные работы.

3.4. В ходе подготовительных работ необходимо:

- принять от Генподрядчика, не позднее чем за 10 дней до начала строительства, геодезическую разбивочную основу, в объеме гл.9 СП 11-104-97 ;

- изучить проектные материалы, содержащие исходные данные для разбивки;

- выбрать методику измерений;

- составить разбивочные схемы, чертежи и календарный план производства геодезических работ на объекте;

- визуально обследовать трассу строительства дороги.

3.4.1. После выполнения проектной организацией изысканий, Подрядчик в присутствии Заказчика производит полевую приемку вынесенной и закрепленной геодезическими знаками на местности трассы автомобильной дороги. Приемо-передача закрепленной трассы оформляется Актом с приложением к нему необходимых ведомостей и журналов. При приемке высотного обоснования сверяют с каталогом и уточняют в натуре местоположение пунктов государственной нивелировочной сети, используемых изыскателями. Выборочной проверке подлежат отметки пикетажа трассы и выносных точек. Все закрепляемые и выносимые точки заносятся в схему закрепления трассы.

3.4.2. При передаче ГРО Генподрядчик передает закрепленные на местности вне зоны производства работ следующие пункты и знаки:

- границы полосы отвода земель;

- плановые знаки дороги, закрепленные не реже чем через 0,5 км, определяющие ось, начало, конец дороги и промежуточные точки;

- ВУ поворота, точки НК, КК, СК;

- реперы вдоль дороги - не реже чем через 2,0 км (смотри рис.2);

- оси искусственных сооружений;

- места размещения насыпей и выемок.

Генподрядчик также передает следующую техническую документацию:

- схемы закрепления полосы отвода на прямых и криволинейных участках, исполненные в масштабе генерального плана строительства;

- ведомости: линейных промеров дороги; закрепления оси дороги; реперов; углов поворота; прямых и кривых; координат;

- каталоги координат, высот и абрис всех пунктов ГРО.

Рис.2. Постоянные геодезические знаки - реперы

А) - забетонированный обрезок металлической трубы; б) - стальной штырь; в) - обрезок рельса

1 - плановая точка; 2 - стальная труба с крестообразным анкером; 4 - стальная труба; 5 - граница промерзания


3.5. Восстановление и закрепление полосы отвода и оси дороги на местности

3.5.1. Для переноса точек запроектированного и представленного на чертежах плана дороги на местность, необходимо иметь как на плане, так и на местности одни и те же постоянные предметы. Этими предметами могут быть пункты триангуляции, точки пересечения с автомобильными дорогами (кромка проезжей части), линии связи, ЛЭП и т.д. К ним привязываются разбивочные данные, которые берутся из проекта, и от них производится разбивка, процесс который заключается в следующем:

- по плану определяют расстояние от этих точек до постоянных предметов, имеющихся на плане и на местности, и в принятом масштабе определяют фактическое расстояние;

- вешками дают направление дороги, а затем производят коррекцию разбивки;

- полученные точки на местности закрепляют колышками и сторожками (выносками).

3.5.2. После установления соответствия проектных данных местным условиям выполняются работы по восстановлению и закреплению трассы. Данные работы производятся в несколько этапов:

3.6. Перед срезкой растительного слоя грунта:

- визуально провесить ось дороги;

- закрепить пикетаж;

- установить границы растительного грунта и мест его размещения в боковых отвалах.

Границы срезки закрепляют вехами длиной 3,0 м, а отвалы - колышками, по линии пересечения подошвы их откосов с поверхностью земли.

3.7. После срезки растительного слоя грунта:

3.7.1. Восстановление и закрепление границ полосы отвода

Границы полосы отвода закрепляют выносными столбами высотой 50 см, размером 7,0х5,0 см. От столбов на расстоянии 10-20 м (в створе со столбами) забивают колья высотой 1,0 м, на которых указывают высоту () по оси дороги, номер пикета, расстояние до оси трассы, место расположения (слева или справа), отметку репера.

3.7.2. Проверка отметок существующих реперов

Расхождение проверенных двойным нивелирным ходом значений отметок реперов с проектными данными не должно превышать (в мм), ( в км).

3.7.3. Установка дополнительных реперов

В местах расположения искусственных сооружений устанавливаются дополнительные реперы. Репера следует устанавливать за пределами полосы отвода, в местах, не затопляемых, не подверженных размыву и оползням; в местах, обеспечивающих их сохранность до окончания всех строительных работ. Между реперами производится двойное нивелирование с составлением ведомости высотной увязки реперов. Местоположение реперов фиксируется в ведомости реперов. Место постановки рейки на репер должно быть обязательно обозначено костылем, гвоздем или отмечено краской.

3.8. Восстановление и закрепление трассы дороги:

3.8.1. Восстановление трассы производится с целью закрепления на местности всех основных точек, определяющих положение проектной линии дороги. При этом руководствуются документами рабочего проекта: планом и профилем трассы, ведомостью прямых и кривых, схемой закрепления трассы. В состав работ по восстановлению трассы входят:

- инструментальное восстановление пикетажа с контрольным промером линий и углов и с детальной разбивкой кривых;

- закрепление трассы с выносом знаков крепления за пределы зоны земляных работ;

- контрольное нивелирование по пикетажу с дополнительным сгущением сети рабочих реперов;

- возможная корректировка и местное улучшение трассы.

3.8.2. Восстановление трассы начинают с отыскания на местности вершин углов поворота. Отдельные вершины, на которых не сохранились знаки крепления, находят промерами от постоянных местных предметов согласно абрисам их привязки или прямой засечкой по проектным углам из двух соседних вершин трассы. Одновременно с восстановлением вершин измеряют углы поворота трассы и сравнивают полученные значения с проектными. При обнаружении значительных расхождений направление трассы на местности не изменяют, а исправляют значение проектного угла поворота и пересчитывают по исправленному углу все элементы кривых.

3.8.3. Затем приступают к контрольному измерению линий с разбивкой пикетажа. Пикеты и точки пересечения трассой водотоков и магистралей устанавливают в створе по инструменту. При обнаружении во время промера расхождения со старым (изыскательским) пикетажем более чем на 1 м вставляются так называемые рубленные пикеты с целью обеспечить соответствие точек на местности точкам на проектном продольном профиле.

3.8.4. При отсутствии закрепительных знаков на значительном протяжении трассы такой участок укладывают заново в соответствии с проектными данными. Накопившиеся невязки распределяют пропорционально длинам линий с обратным знаком.

3.8.5. Все восстановленные по оси трассы точки надежно закрепляются выносными столбами. Закрепительные знаки устанавливают перпендикулярно к оси трассы за бровкой кювета существующей дороги или за пределами земляных работ.

3.8.6. На прямолинейных участках закрепительные знаки следует устанавливать так, чтобы, установив инструмент на одном из знаков створа, было видно еще два знака других створов. На прямолинейных участках закрепительные знаки - выносные столбы располагают в зависимости от рельефа местности через каждые 200-400 м, между которыми перпендикулярно к трассе выставляют промежуточные выносные колья. Закрепление оси трассы осуществляют прочно забитыми кольями и высокими вехами (длиной 3,0-4,0 м), а также колышками с выносом их за пределы зоны работы машин с указанием расстояния выноски. При этом на длинных прямых участках высокие вехи устанавливаются через каждые 0,5-1 км. На прямых участках такие же вехи ставят в точках, соответствующих тангенсам кривых (см. рис.3).

Рис.3. Схема закрепления оси дороги на прямом участке дороги


3.8.7. На криволинейных участках трассы выносные столбы располагают через каждые 100 м, т.е. на каждом пикете, на линии, перпендикулярной касательной к кривой (см. рис.4).

Рис.4. Схема закрепления оси дороги на криволинейном участке дороги


Выносные промежуточные колья устанавливают на расстояниях, позволяющих удобно разбить кривую. Начало и конец трассы, как и весь ее промер, увязывают с существующим километражом. Вершины углов поворота трассы закрепляют прочно вкопанными угловыми столбами с надписью (диаметром не менее 10 см и высотой 0,5-0,7 м). Закрепляют начальные и конечные точки переходных кривых. Столбы располагают на продолжении биссектрисы угла в 0,5 м от его вершины. Надпись обращают к вершине, которую отмечают колышком. На кривых с малыми биссектрисами устанавливают на продолжении тангенсов (вне зоны работ машин) по две вехи через 20 м от вершины (см. рис.4), при этом составляется ведомость закрепления трассы на участке (табл.1).

Ведомость закрепления трассы на участке

Таблица 1

N
знака закреп-
ления

Положение закрепленной точки

Привязка

Описание знака закрепления

Эскиз знака

Примечание

Расстояние от оси, м

Отметка выносных столбов, м

Все земельные участки, отводимые в период строительства для притрассовых резервов, временных сооружений и зданий подлежат возврату землепользователю после окончания строительства в пригодном для сельского хозяйства состоянии, т.е. необходимо произвести рекультивацию земель. Размеры полосы отвода определяют по ширине подошвы насыпи и размеров выемок поверху, а также ширине боковых и забанкетных канав, банкетов и предохранительных полос (с каждой стороны по 1м.).

Технология подготовительных работ исходит из последовательности выполнения отдельных групп и видов, а именно:

Восстановление и закрепление трассы;

Отвод и закрепление земель на постоянное и временное пользование;

Очистка полосы отвода (перенос инженерных коммуникаций, расчистка от старых строений, снятие растительного слоя);

Разбивочные работы;

Устройство водоотводных канав и дренажей.

1. Расчистка дорожной полосы перед возведением земляного полотна (от кустарника, пней, камней): кусторезы, бульдозеры, корчеватели – собиратели, можно использовать специальные захватные приспособления.

2. Снятие, перемещение и обвалование (складирование) растительного (плодородного) слоя: бульдозер на гусеничном ходу и пневмоколёсных тягачах, фронтальные погрузчики, автомобили – самосвалы.

3. Рыхление грунтов в резервах и выемках: рыхлители на тракторах или использование буро–взрывного способа для скальных грунтов.

4. Снос и перенос зданий и сооружений: бульдозеры, экскаваторы, автокраны, фронтальные погрузчики.

5. Подготовка землевозных дорог: автогрейдеры, скреперы, катки, автомобили – самосвалы.

3.1.1 Восстановление и закрепление трассы. Схема работ.

Положение оси дороги (трассы) на местности устанавливают и закрепляют в процессе изыскательских работ. Однако со времени проведения изыскания до начала строительства дороги проходит время, в течение которого могут измениться условия ис­пользования, выделенных для строи­тельства дороги земельных угодий, иногда бывают повреждены отдель­ные знаки, указывающие положение трассы, и т. п.. Поэтому перед нача­лом строительных работ необходимо вновь уточнить положение дороги на местности и восстановить закрепле­ние трассы (Рисунок 9).

1 - граница полосы отвода; 2 - пикеты (точка и сторожек с надписью); 3 - выносные колья

Рисунок 9 – Схема закрепления оси дороги

Промежуточные точки на кривых разбивают через каждые 5, 10 или 20м соответственно радиусам кривых до 100, от 100 до 500 и более 500 м.

1-выносной столб с отметкой; 2-граница полосы отвода; 3-полоса отвода; 4-точки со сторожками; 5-касательная к кривой; 6-вершина угла.

Рисунок 10 – Закрепление оси дороги на кривой

Вершины углов поворота (ВУ) закрепляют установкой столбов,которые закапывают на расстоянии 0,5 м от фактической вершины угла на продолжении его биссектрисы. На этих столбах записывают порядковый номер угла, радиус, тангенс и биссектрису кривой.

На виражах, переходных кривых, отгонах, серпантинах ось дороги закрепляют в соответствии с местоположением и рельефом местности.

Высотные отметки закрепляют реперами через каждые 1000-2000 м в зависимости от рельефа местности. Кроме этого, реперы обязательно устанавливают на участках пересечения с другими автомобильными или железными дорогами, около малых искусственных сооружений, на пересечениях рек (на обоих берегах), у высоких насыпей (высота более 5 м) и глубоких выемок (глубина более 5 м). Реперы устанавливают в стороне от дороги, окапывают неглубокими канавками и обсыпают землей в виде конуса. В качестве реперов можно использовать цоколи зданий, опоры мостов, крупные камни и скалы.

Трасса - это линия, определяю­щая положение на местности геомет­рической оси дороги. Трасса может быть в местах насыпей выше земной поверхности, а в местах выемок - ниже ее. Разметку трассы произво­дят, применяя реперы, располагае­мые вблизи будущего земляного по­лотна (репер - постоянная, закреп­ленная на месте точка, с известной отметкой).

Строительная организация-под­рядчик, на которую возложено строи­тельство автомобильной дороги, ор­ганизует в своем составе геодезичес­кую службу, выполняющую все гео­дезические разбивочные работы на протяжении всего строительства до­роги.

Организация-заказчик не менее чем за 10 дней до начала работ пере­дает организации-подрядчику всю необходимую проектную документацию и данные о геодезической основе, представляющей опорную сеть, т. е. совокупность всех реперов и всех точек с известными координа­тами (опорных пунктов), установ­ленных на местности при изыскатель­ских работах. Организация-заказчик силами своей геодезической службы производит восстановление на местности опорной ee сети и передачу ее геодезической службе строительной организации.

Восстановление трассы состоит в нанесении на местности основных осей сооружений, а также развитии (сгущении точек) опорной сети с вос­становлением и закреплением всех точек и осей как земляного полотна, так и всех дорожных сооружений.

Для сохранения всех точек до на­чала строительных работ их закреп­ляют на местности. На прямых уча­стках дороги закрепление произво­дят на границах однородных проект­ных участков.

Вершины углов поворота (ВУ) закрепляют установкой столбов, ко­торые закапывают на расстоянии 0,5м. от фактической вершины угла на продолжении его биссектрисы.

На этих столбах записывают поряд­ковый номер угла, радиус, тангенс и биссектрису кривой.

Высоты точек закрепляют репе­рами, устанавливаемыми через каж­дые 1000-2000 м в зависимости от рельефа местности. Кроме этого, ре­перы обязательно устанавливают на участках пересечения с другими ав­томобильными или железными доро­гами, около искусственных сооруже­ний, на пересечениях рек (на обоих берегах), у высоких насыпей (высо­той более 5м) и глубоких выемок (глубиной более 5 м). Реперы уста­навливают в стороне от дороги, ока­пывают неглубокими канавками и об­сыпают землей в виде конуса. В ка­честве реперов можно использовать цоколи зданий, опоры мостов, круп­ные камни и скалы.

При восстановлении трассы про­водят закрепление на местности до­полнительных земельных участков, отводимых для резервов и карьеров, для различных производственных предприятий и размещения дорож­ных и транспортных служб. Во вре­мя этих работ граница земельных участков обозначается бороздами, столбами, узкими просеками, отмет­ками на отдельных деревьях.

Отвод земель для временного и постоянного пользования проводят с учетом охраны природы, использо­вания ненужных земель, рациональ­ного учета сельскохозяйственных земель и естественных природных ресурсов.

Закрепленную дорожную полосу оформляют в виде плана отводимых земель с приложением журнала за­крепления и утверждают в соответ­ствующих организациях. Если в пре­делах намеченной постоянной полосы отвода находятся здания и соору­жения, то на них составляют допол­нительные чертежи, и положения, характеризующие их конструкцию и состояние.

На подлежащие уничтожению сады, посевы сельскохозяйственных культур и прочее составляют акты совместно с землепользователем.

Полосу временного отвода, кото­рая необходима для производства работ и несколько шире постоянной полосы отвода, устанавливают в за­висимости от характера и ценности придорожных земель, типа применяе­мых машин, способов работы и не­обходимости размещения с каждой стороны возводимого земляного полотна подъездных путей для достав­ки грунта и материалов, проезда в период технологического закрытия движения по дороге (твердения цементобетона, асфальтобетона и т. п.), а также в местах строящихся ис­кусственных сооружений


Плановое положение точек и линий восстановленных трасс, осей мостовых переходов, подходов к ним и точек опорных сетей всех искусственных сооружений надежно закрепляется на местности столбами или деревянными кольями с соответствующей маркировкой всех закрепительных знаков.

Углы поворота трассы закрепляют четырьмя знаками: в вершине угла (на месте установки теодолита) забивают потайной колышек вровень с поверхностью земли и вокруг него выкатывают канаву глубиной 10 - 15 см, радиусом 0,7 м (рис. 7.15). На расстоянии 2 м по направлению наружной биссектрисы угла закапывают угловой опознавательный столб. На продолжении сторон угла, за пределами предстоящих земляных работ, закапывают еще два опознавательных столба (рис. 7.16). Вершину угла поворота привязывают к двум-трем постоянным предметам местности.

Рис. 7.15. Вид оформления потайного колышка на углу поворота трассы


Рис. 7.16. Схема закрепления угла поворота трассы

Разрешается закреплять углы поворота с помощью четырех створных столбов (рис. 7.17). При этом каждые два столба ставят на продолжении сторон угла за пределами земляных работ. Если вершина угла поворота трассы размещается за пределами строительных работ, то ее закрепляют насыпным конусом земли высотой 0,5 м и диаметром 1,3 м (рис. 7.18). Кол, в вершине угла, забивают вровень с землей, вокруг него выкапывают канавку глубиной 10-15 см радиусом 0,7-0,8 м. На расстоянии 15-20 см от кола ставят сторожок с обозначением номера угла поворота и его пикетажного положения.

Рис. 7.17. Схема закрепления поворота створными столбами


Рис. 7.18. Схема закрепления угла поворота, размещенного за пределами строительных работ

Точки опорных сетей искусственных сооружений, оси мостовых переходов и подходы к ним закрепляют осевыми и угловыми (опознавательными) столбами.
Пикеты и плюсовые точки трассы, начало и конец каждой кривой закрепляют колышками со сторожками (рис. 7.19). Сторожки забивают впереди колышков по ходу трассы.

Рис. 7.19. Вид оформления пикетов, плюсовых точек, главных точек кривой

Все основные точки трассы закрепляют за зоной работ по поперечникам выносными кольями. Знаки устанавливают перпендикулярно к трассе за бровкой кювета существующей дороги. В горной, холмистой и таежной местностях такие выносные столбы (колья) устанавливают вблизи границ отвода по створу поперечников не реже чем через 100 м.

При установке выносных столбов и кольев в одну сторону расстояние между створными столбами каждого поперечника должно быть не менее 20 м (рис. 7. 20) между кольями 10 м.
Реперы при закреплении трасс автомобильных дорог устанавливают двух типов: постоянные и временные. В качестве постоянных реперов используют незыблемые во времени точки, вделанные в цоколи каменных зданий капитального типа, в устои мостов или выступы слабовыветривающихся скал. Для установки временных реперов используют точки, расположенные на выступах различных зданий и сооружений, а также точки в виде металлических труб, рельсов или деревянных столбов, устанавливаемых в грунте.

Рис. 7.20. Схема закрепления основных точек трассы за зоной строительных работ

Грунтовые реперы (рис.7.21-7.25) в виде деревянных столбов, отрезков рельсов или пней деревьев должны быть закопаны на глубину ниже наибольшего промерзания грунта. Расстояние между реперами должно быть не более 3 км в равнинной и 1 км в пересеченной и горной местностях.

Рис. 7.21. Грунтовые реперы


Рис. 7.24. Фото репера расположенного на шкафной стенке


Рис. 7.25. Фото государственного грунтового репера, установленного в горной местности

Для высотной привязки трасс, мостов и дорожных сооружений использую постоянные стенные реперы а и марки б (рис.7.26-7.27). Положение знаков закрепления таких нивелирных точек подробно описывают в проекте с приложением эскизного чертежа здания и указанием планового и высотного местоположения знака относительно цоколя и углов здания.
Стенными реперами и марками закрепляют линии нивелирова-
ния через каждые 5-7 км, а в малонаселенных местах - через 10-15 км.

Рис. 7.26. Конструкция стенных репера и марки

Рис. 7.27. Фото стенного репера и марки

Детальная разбивка земляного полотна и проезжей части дороги
Все разбивочные работы на трассе дороги или линейного сооружения должны выполняться в соответствии с СНиП и ВСН.
Исходными материалами для разбивочных работ служат: раз- бивочные чертеж и журналы разбивки сооружений, составленные на основе проектной документации (плана трассы; продольного и поперечного профилей; ведомости восстановления и закрепления трассы, полосы отвода земли под дорогу, осей инженерных сооружений; рабочих чертежей сооружении и их элементов и т.д.), которую предварительно детально изучают.
Измерение и отложение углов при разбивочных работах производятся теодолитами различных конструкций, выбор которых определяется необходимой точностью угловых измерений, надежностью и удобством выполнения работ.
Для высотного обоснования разбивочных работ используются нивелиры различных конструкций. Выбор нивелиров следует производить в соответствии с точностью выполняемых работ и с технической характеристикой прибора.
Для уменьшения влияния инструментальных погрешностей и погодных условий на результаты измерений рекомендуется: все измерительные работы выполнять дважды разными методами, приемами или на различных частях измерительных шкал; не работать на неустойчивом основании и при сильном порывистом ветре; пользоваться зонтом, чтобы исключить влияние неравномерного нагрева зрительной трубы и уровней прибора; устанавливать прибор так, чтобы визирный луч проходил от земли на расстоянии свыше 1,0 м и не менее 2-3 м от боковых нагретых поверхностей.
Детальная разбивка земляного полотна производится закреплением трассы на основе разместившихся на ней пунктов плановой и высотной основы.
Разбивка ведется в соответствии с существующей проектной документацией (план, продольный профиль, типовые и индивидуальные поперечные профили и др.) и документацией по восстановлению и закреплению трассы (журнал выносок, ведомость закрепления трассы, ведомость реперов и т.д.).
Детальную разбивку земляного полотна ведут в следующей последовательности: вдоль восстановленной трассы выделяют основные проектные участки между смежными переломами, плана и продольного профиля трассы; в характерных переломах профиля земной поверхности восстанавливают поперечники или нормали к кривым и устанавливают границы земляного полотна с выделением его бровок; производят зачистку или пропашку границ откосов насыпей и выемок, расстановку и закрепление разбивочных знаков (вех, вех-визирок, откосников и др.) для производства основных земляных работ; их раз- бивочные знаки устанавливают раздельно для каждого проектного участка за пределами работ; одновременно устанавливают места размещения приборов (лазеров, механических копиров и др.) для геодезического управления работой рабочих органов строительных машин после достижения в процессе строительства основного очертания поверхности земляного полотна на каждом участке производят детальную разбивку всех его элементов для окончательной планировки поверхностей полотна и откосов.
Работы по устройству нагорных канав, валов, водосборных колодцев и других сооружений, предназначенных для перехвата и отвода от дорожной полосы ливневых, паводковых и талых вод, необходимо выполнять до начала основных работ по сооружению земляного полотна. Строительство водоотводных сооружений следует выполнять, начиная с пониженных мест рельефа.
Рабочая разбивка контуров насыпей и выемок, других сооружений, высотных отметок, линий уклонов поверхности откосов и т.д. производится от установленных знаков пикетов и реперов не реже чем через 50 м на прямых и 10-20 м на кривых непосредственно перед выполнением соответствующих технологических операций (рис. 7.28).

Рис. 7.28. Разбивка оси дороги и бровок земляного полотна через 50 м.

Разбивка границ откосов земляного полотна (подошв насыпей и бровок выемок) производится раздельно на каждом проектном участке вдоль поперечников или нормалей к кривым, продолженным во всех основных переломных точках местности. Размещение створов и визирных поверхностей ведется из расчета непрерывной их видимости водителем строительной машины. Направление створа движения машины устанавливают двумя и более вехами, постоянно видимыми водителем со своего места. Направление визирной плоскости, составляемой несколькими горизонтальными планками вех-визирок, установленных на местности, и ходовой визиркой, установленной на рабочем органе машины, должно быть приподнято относительно заданной проектной плоскости на высоту глаза водителя машины (рис. 7.29-7.30). Все виды разбивочных работ производятся при постоянном контроле на основании повторных измерений. При этом стремятся выполнять повторения иными приборами, приемами и методами чем при основных измерениях.

Рис. 7.29. Схема к использованию вех-визирок при земляных механизированных работах


Рис. 7.30. Установленные высотные визирки для отсыпки слоя земляного полотна толщиной 0,3 м.

Вехи, визирки, вехи-визирки, геодезические приборы и другие разбивочные устройства расставляют с таким расчетом, чтобы они не попадали в зону перемещения основных механизмов, участвующих в строительстве, но при этом постоянно показывали водителю положение органа механизма в пределах его работы на данном проектном участке.
В местах сопряжения смежных прямолинейных проектных участков продольного профиля трассы, кроме рабочих разбивочных знаков и приборов устанавливают дополнительно контрольные створные визирки и откосников на уровне проектных высот. Между этими точками разбивают линию проектною уклона и в соответствии с ней оценивают результаты выполненных строительных работ. Откосники устанавливают по специальным шаблонам (рис.7.31-7.32).


Рис. 7.31. Схема установки откосников по границе земляного полотна


Рис. 7.32. Откосник, установленный по границе верхней бровки выемки

Если точки сопряжения проектных участков имеют большие рабочие отметки, то между ними в соответствии с рельефом местности разбивают ряд линий, параллельных проектной, и отстоящих от нее на некоторые величины Лк. При расстановке створных визирок в каждой точке таких линий учитывают эти величины.
На участках вертикальных кривых в высотное размещение визирок вносят поправки, равные ординатам разбивки горизонтальных кривых малых радиусов вводят поправки, связанные с отгоном виража. Детальная разбивка горизонтальных и вертикальных кривых
Детальная разбивка каждой кривой дорожного закругления выполняется после разбивки трассы. Разбивку круговых кривых ведут от их конечных точек (начала или конца кривой) к середине кривой. Переходные кривые (клотоидные и др.) разбивают от точки начала кривой к ее середине. Детальную разбивку кривых можно выполнять любым способом, обеспечивающим необходимую точность.
Перед разбивкой кривой назначают, находят или рассчитывают все исходные данные для разбивочных работ, составляют разбивоч- ный чертеж и таблицу разбивки.
При разбивке каждого криволинейного участка автомобильной дороги сначала (в соответствии с интервалом разбивки) устанавливают положение всех точек на кривой, размещенных по оси дороги (вдоль трассы). В полученных точках находят направления нормалей к кривой, а затем от оси дороги вдоль каждой нормали устанавливают положение всех точек поперечного профиля дорожного полотна в

данном месте.
Способ прямоугольных координат:
Разбивка (рис. 7.33) производится от точки начала (конца) круговой кривой (НКК) или от точки начала переходной (клотоидной) кривой (ННК) до середины круговой кривой. Прямоугольные координаты точек рассчитывают на микрокалькуляторе или берут из таблиц Митина. Однако мы рекомендуем все расчеты выполнять на компьютере с помощью электронных таблиц MS Office Excel и формул из этого пособия (следует помнить, что значения угла в тригонометрические функции необходимо подставлять в радианах).
Исходными величинами разбивки являются:
Sn - длина дуги кривой до точки разбивки
К0 - интервал расстановки точек на кривой (обычно принимается равной 20 м), м;
n - число интервалов разбивки (порядковый номер точки разбивки на кривой);
R - радиус круговой кривой, м;
- центральный угол между радиусами кривой, проведенными из точки начала (конца) кривой и из точки разбивки, радианы;
L - параметр клотоиды (длина переходной кривой), м;
- угол между касательными клотоиды, проведенными в начале кривой и в точке разбивки, радианы.
Прямоугольные координаты точек круговой кривой устанавливают по формулам
alt="" />(7.5)
При необходимости пересчета градусов в радианы и наоборот используют формулы

(7.6)


В случае, если применение способа прямоугольных координат не представляется возможным (наличие высоких косогоров, заболоченная местность и т.п.), применяют другие способы разбивки. Мы рекомендуем в этом случае основной расчет проводить по способу прямоугольных координат, а разбивочные элементы для других способов получать решая обратную геодезическую задачу.

Способ полярных координат:


Разбивочные элементы (рис. 7.34): полярный угол pn и длину хорды ln получают из решения обратной геодезической задачи по формулам

Способ вписанного многоугольника:
Данный способ предполагает последовательное построение пикетных точек с отложением угла и хорды (рис. 7.35). Этот способ применяется в стесненных условиях, например при проходке тоннелей

Рис. 7.35. Схема определения положения точки на кривой способом вписанного многоугольника

Способ продолженных хорд:
Данный способ является комбинацией предыдущих и может применяться в стесненных условиях при отсутствии угломерных инструментов (рис. 7.36). Для вычисления разбивочных элементов по этому способу используют формулы предыдущих способов. Положение пикетных точек 2, 3, 4, ... находят методом линейной засечки.

Рис. 7.36. Схема определения положения точки на кривой способом продолженных хорд

Детальная разбивка переходных кривых:
Разбивка переходной кривой (клотоиды) выполняется теми же способами, что и кривой. Основным способом разбивки также является способ прямоугольных координат (рис. 7.37). Так как клотоида имеет переменный радиус, все вычисления ведутся через разложение исходных формул в ряд Тейлора. При расчете следует четко понимать геометрический смысл вписывания переходной кривой в круговую кривую, т.к. при этом происходит смещение круговой кривой по линии радиуса на величину АБ, начало кривой (НК) и конец кривой (КК) смещаются на величину АГ, а длина непосредственно круговой кривой становится короче на величину равную длине переходной кривой L. Для разбивки клотоиды применяют следующие формулы:


- постоянные ряда Тейлора
главные элементы закругления
(7.12)


прямоугольные координаты на участке переходной кривой



Рис. 7.37. Схема определения положения точки на переходной кривой способом прямоугольных координат

Следует еще раз напомнить, что при детальной разбивке круговых кривых с переходными кривыми, расчет координат ведется по разным формулам для переходной кривой и круговой кривой. Вынос пикетных точек на местность может выполняться любым из ранее изложенных способов с пересчетом прямоугольных координат в разби-

вочные элементы.
Разбивка вертикальных кривых:
Вертикальные кривые рассчитываются по тем же формулам что и горизонтальные кривые. Однако, т.к. радиусы вертикальных кривых значительны, а углы поворота малы, при расчетах могут применяться упрощенные формулы: - по заданной величине абсциссы Х (горизонтальное расстояние от начала кривой НК) вычисляют значение ординаты (превышение)
v 2
г = 2?- (7.23)
7.13. Исполнительные съемки
Основное назначение исполнительных съемок - установить точность вынесения проекта сооружения в натуру и выявить все отклонения от проекта, допущенные в процессе строительства. Это достигается путем определения фактических координат, характерных точек построенных сооружений, размеров их отдельных элементов и частей, расстояний между ними и других данных. Исполнительные съемки ведутся в процессе строительства по мере окончания его отдельных элементов и завершаются окончательной съемкой готового сооружения. В первом случае выполняются текущие исполнительные съемки, во втором - съемки для составления исполнительного генерального плана.
Текущие исполнительные съемки отражают результаты последовательного процесса возведения отдельного здания или сооружения, начиная с котлована и заканчивая этажами гражданских и технологическим оборудованием промышленных зданий. Результаты этих съемок содержат данные для корректирования выполненных на каждом этапе работ и обеспечения качественного монтажа сборных конструкций. При этом особое внимание обращается на элементы сооружения, которые после завершения строительства будут недоступны для измерений (забетонированы, засыпаны грунтом и т.п.). На рис. 7.38 приведен пример исполнительной съемки котлована.
Окончательная исполнительная съемка выполняется для всего объекта в целом и используется при решении задач, связанных с его эксплуатацией, реконструкцией и расширением. При окончательной съемке используются материалы текущих съемок, а также съемок подземных и надземных коммуникаций, транспортных сетей, элементов благоустройства и вертикальной планировки.

Рис. 7.38. Исполнительная съемка дна котлована под строительство здания

Исходной геодезической основой для текущей исполнительной съемки служат пункты геодезической разбивочной основы, знаки и створы закрепления осей здания или сооружения. Высотной основой служат реперы строительной площадки и отметки, фиксированные на строительных конструкциях. Г еодезическая основа и способы съемок должны обеспечить на промышленных и городских площадках составление исполнительного плана в масштабе 1:500, на площадках гидроузлов, аэродромов, мостовых переходов - в масштабе 1: 1 000 - 1:2 000.
Методы измерений при исполнительной съемке, как правило, те же, что и при выполнении разбивочных и строительных работ. Так, для съемки положения строительных конструкций в плане применяют способы прямоугольных координат, линейных и створных засечек, линейные промеры от створов и т.п., по высоте - геометрическое нивелирование. Отклонение конструкций от вертикали проверяют с помощью отвесов, теодолитов, приборов вертикального проектирования. Применяют также фототеодолитную съемку. На рис. 7.39 - 7.40 приведены примеры съемки опирания подкрановых балок и прогибов ферм перекрытия.

Рис. 7.39. Исполнительная съемка опирания подкрановых балок методом геометрического нивелирования

Рис. 7.40. Исполнительная съемка фактических прогибов ферм перекрытия методом геометрического нивелирования

Исполнительные съемки входят в состав технологического процесса строительства, поэтому очередность и способ их выполнения, технические средства и требуемая точность измерений зависят от этапов строительно-монтажного производства. Исполнительной съемке подлежат части зданий и конструктивные элементы, от точности положения которых, зависит точность выполнения работ на последующих циклах, а также прочность и устойчивость зданий в целом.
Методы съемки для исполнительного генплана зависят от масштаба его составления и вида снимаемого объекта. В большинстве случаев применяют аналитический и тахеометрический методы съемок, иногда мензульную съемку. Текущие съемки выполняют с точностью, обеспечивающей надежное определение положения строительных конструкций и технологического оборудования. Для этого среднеквадратическая ошибка m контрольных измерений должна быть не более 0,2 величины отклонений 8 допускаемых нормативными документами или проектом, т.е. m lt; 0,28. Методы съемки исполнительного генплана должны обеспечивать также графическую точность соответствующего масштаба. Исполнительная документация
Перечень исполнительной геодезической документации (ИГД) регламентируется нормативами. ИГД создается главным образом в виде исполнительных схем (чертежей) с нанесением на них геометрических параметров направлений и величин отклонений от проектных положений установленных (смонтированных) строительных конструкций.
Основой ИГД являются рабочие чертежи проектной документации. Проектные размеры (габариты) сопровождаются буквой [П], действительные - буквой [Д], отклонения от проектного значения буквой [B] или [Н] (В - для верхнего сечения, Н - для нижнего сечения). Буквы помещаются в прямоугольные рамки. Если необходимо указать оба размера, то в числителе пишется проектный, а в знаменателе - действительный размеры (рис. 7.41).


Рис. 7.41. Обозначение отклонений от проекта на чертежах
исполнительной съемки

Действительные отклонения от проектных отметок показываются числовым значением в см для грунтовых и других поверхностей рельефа и в мм - для других элементов со знаком «плюс» в случае превышения или «минус» в случае занижения. Уклоны поверхностей показывают стрелками, над которыми указывается их величина в промиллях (0/0о), а под стрелками - расстояние.
Точность положения в плане характеризуется действительными отклонениями осей или граней элементов от разбивочных. Действительные отклонения осей или граней от разбивочных осей показываются стрелками, направленными в сторону отклонения и расположенными рядом числами - значениями отклонений в миллиметрах.
ИГД подписываются геодезистом, ответственным производителем работ, и руководителем строительной (монтажной) организации.
Исполнительные чертежи коммуникаций (сетей) внутри зданий составляются только в случае необходимости по требованию технадзора заказчика, авторского надзора проектной организации, территориальных инженерных служб и эксплуатирующих организаций. Исполнительные чертежи составляются на топографических планах, использованных для разработки проектов
При соответствии действительных размеров, отметок, уклонов, сечений, (диаметров), привязок и других геометрических параметров проектным значениям (в пределах допустимых отклонений) на документах делается надпись «Отклонений от проекта по геометрическим параметрам нет».
Контрольные вопросы Какие геодезические работы называют разбивочными? Какими способами производят разбивку точек сооружений? Как построить на местности линию заданной длины? Как построить в натуре горизонтальный угол заданной величины? Как вынести на местность точку с заданной отметкой? Как построить линию заданного уклона? Каким образом закрепляют в натуре разбивочные оси? В чем состоят геодезические работы при устройстве фундаментов? Каким образом выверяют вертикальность колонн? Каковы состав и последовательность геодезических работ при монтаже подкрановых балок? Какими способами передают разбивочные оси на верх сооружения? Как передать отметку наверх сооружения? Что такое проект производства геодезических работ? Что такое геодезическая разбивочная основа ГРО? Как передаются отметки и оси на рабочий горизонт? Какие способы применяют для детальной разбивки круговых кривых? Что такое клотоида? Зачем нужно положение о геодезической службе? На каких циклах возведения сооружений и с какой целью производят исполнительные съемки? В чем сущность индукционных методов отыскания подземных коммуникаций? Где берутся нормативные допуски для сравнения в исполнительных съемках? Какие приборы применяют при исполнительных съемках?
Рекомендуемая литература
1. СНиП 3.01.03-84 Геодезические работы в строительстве - М.: ЦИТЛ Госстроя СССР, 1985. - 28 с. ВСН 5-81 Инструкция по разбивочным работам при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений - М.: Транспорт, 1983. - 104 с. СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги - М.: ЦИТЛ Госстроя СССР, 1986. - 85 с. Митин Н.А. Таблицы для разбивки кривых на автомобильных дорогах / Н.А. Митин - М.: Недра, 1973. - 469 с. ГОСТ Р 51872-2002. Документация исполнительная геодезическая. Правила выполнения. - М.: Стандарты, 2002. - 12 с.

Для переноса точек запроектированного и представленного на чертежах плана дороги на местность, необходимо иметь, как на плане, так и на местности одни и те же постоянные предметы. Этими предметами могут быть пункты триангуляции, точки пересечения с автомобильными дорогами (кромка проезжей части), линии связи, ЛЭП и т.д. К ним привязываются разбивочные данные, которые берутся из проекта, и от них, производится разбивка, процесс который заключается в следующем:

По плану определяют расстояние от этих точек до постоянных предметов имеющихся на плане и на местности и в принятом масштабе определяют фактическое расстояние;

Вешками дают направление дороги, а затем производят коррекцию разбивки;

Полученные точки на местности закрепляют колышками и сторожками (выносками).

После установления соответствия проектных данных местным условиям выполняются работы по восстановлению и закреплению трассы. Данные работы производятся в несколько этапов:

Перед срезкой растительного слоя грунта:

Визуально провесить ось дороги;

Закрепить пикетаж;

Установить границы растительного грунта и мест его размещения в боковых отвалах. Границы срезки закрепляют вехами длиной 3,0 м, а отвалы - колышками, по линии пересечения подошвы их откосов с поверхностью земли. После срезки растительного слоя грунта:

восстановление и закрепление границ полосы отвода;

Границы полосы отвода закрепляют выносными столбами высотой 50 см, размером 7,0х5,0 см. От столбов на расстоянии 10-20 м (в створе со столбами) забивают колья высотой 1,0 м, на которых указывают высоту (Н) по оси дороги, номер пикета, расстояние до оси трассы, место расположения (слева или справа), отметку репера.

проверка отметок существующих реперов;

Расхождение проверенных, двойным нивелирным ходом, значений отметок реперов с проектными данными не должно превышать (в мм), ( в км).

установка дополнительных реперов;

В местах расположения искусственных сооружений устанавливаются дополнительные реперы. Репера следует устанавливать за пределами полосы отвода, в местах, не затопляемых, не подверженных размыву и оползням; в местах, обеспечивающих их сохранность до окончания всех строительных работ. Между реперами производится двойное нивелирование с составлением ведомости высотной увязки реперов. Местоположение реперов фиксируется в ведомости реперов. Место постановки рейки на репер должно быть обязательно обозначено костылем, гвоздем или отмечено краской.



восстановление и закрепление пикетов и плюсовых точек;

Пикеты и плюсовые точки восстанавливают от начала дороги или от последнего пикета ранее восстановленного участка. При этом закрепляются все пикеты и плюсы запроектированного продольного профиля. Закрепление (выноска) ПК, ПК+ производится под прямым углом к оси дороги, забивкой колышка и сторожка за границей полосы отвода с одной или обеих сторон от оси дороги в створе с пикетным или плюсовым колышком.

На выносных колышках указывается расстояние их выноски от оси дороги N пикета и его высотная отметка. Расхождение в отметках точек дороги между проектными данными и данными двойного нивелирного хода или относительно высот реперов не должно превышать величину (в см) ( в км).

При восстановлении пикетажа на круговых и переходных кривых, вдоль дороги находят на кривой положение всех пикетов, переломных точек, точек начала, середины и конца кривой. НК и КК устанавливают по их проектным пикетажным значениям, а СК - отложением длины биссектрисы от вершины угла.

восстановление и закрепление углов поворота;

Вершины углов поворота восстанавливают по промерам от постоянных предметов местности, к которым они были привязаны; по створным точкам, оставшимся на линиях по трассе, а также угловой засечкой из смежных углов поворота трассы. ВУ поворота и створные точки закрепляют колышками и сторожками за границей земляных работ. На сторожках обозначают N угла поворота и его пикетажное положение.

При отсутствии закрепительных знаков на значительном протяжении трассы такой участок укладывают заново в соответствии с проектными данными. Накопившиеся невязки распределяют пропорционально длинам линий с обратным знаком.

Все восстановленные по оси трассы точки надежно закрепляются выносными столбами. Закрепительные знаки устанавливают перпендикулярно к оси трассы за бровкой кювета существующей дороги или за пределами земляных работ.

На прямолинейных участках закрепительные знаки следует устанавливать так, чтобы, установив инструмент на одном из знаков створа, было видно еще два знака других створов. На прямолинейных участках закрепительные знаки - выносные столбы располагают в зависимости от рельефа местности через каждые 200-400 м, между которыми перпендикулярно к трассе выставляют промежуточные выносные колья.

Рис.2. Схема закрепления оси дороги на прямом участке трассы

На криволинейных участках трассы выносные столбы располагают через каждые 100 м, т.е. на каждом пикете, на линии, перпендикулярной касательной к кривой.

Рис.3.Схема закрепления оси дороги на криволинейном участке трассы

Выносные промежуточные колья устанавливают на расстояниях, позволяющих удобно разбить кривую. Начало и конец трассы, как и весь ее промер, увязывают с существующим километражем.

Детальные разбивочные работы производятся после окончания подготовительных работ, восстановления и закрепления дороги. Разбивку выполняют, опираясь на планово-высотную основу восстановленной и закрепленной трассы, а также на проектные и изыскательские материалы, уточненные в процессе восстановления трассы по рабочим чертежам. Последовательность детальной разбивки следующая:

Используя основные осевые точки и выноски их закрепления, намечают положение поперечников на трассе, как правило, их разбивают на всех пикетных и плюсовых точках;

На прямолинейных участках трассы поперечники располагают по перпендикулярам к оси на расстоянии между ними не более 50 м;

На криволинейных участках трассы поперечники разбивают по линии перпендикулярной к касательной в точках кривой, расположенных через 5 м при радиусе до 100 м;

Через 10 м при радиусе от 100 до 500 м и через 20 м при радиусе свыше 500 м.

После контроля геодезической разбивочной основы теодолитными ходами приступают к разбивке пикетажа дороги. В состав работ по разбивке пикетажа входит:

Забивка кольев в пикетах и в характерных промежуточных точках между ними;

Съемка полосы вправо и влево от дороги, шириной, устанавливаемой в зависимости от ширины полосы отвода под трассу газопровода (согласно поперечного профиля);

Разбивка по трассе главных точек кривой (конец, начало и середина кривой);

Ведение пикетажного журнала.

Пикеты разбивают стальной лентой или рулеткой, двойными промерами длин, через каждые 100 метров (на прямых участках), по заранее провешенному направлению и закрепленному вешками во время восстановления дороги.

Чтобы избежать грубых погрешностей при измерении линий лентой, следует особенно внимательно выполнять следующие действия:

Подсчет числа уложенных лент.

По окончании измерений линий следует непрерывно проверить число шпилек, оставшихся у первого рабочего и число шпилек в руках у заднего рабочего, причем одна шпилька при подсчете должна оставаться вертикально установленной в вырезе ленты. Общее количество шпилек в руках должно быть 5 при комплекте в 6 шпилек и 10 при комплекте в 11 шпилек;

Отсчитывание остатка ленты.

Нужно проследить, чтобы не отсчитывать от другого конца ленты. отсчитывание целых метров у цифры 6 нередко принимают за 9 и 9 - за 6. При отсчете этих цифр следует непременно посмотреть оцифровку соседних метров.

Пикеты и плюсовые точки закрепляют по оси дороги колышками, забитыми в землю так, чтобы отсчет по установленной на него рейке был равен вычисленному фактическому отсчету.

Впереди колышков по ходу трассы забивают сторожки, высотой 30 см, на которых указывают N пикета и его высотную отметку. Нумерацию пикетных точек начинают в начальной точке трассы - с нуля, и до конца трассы. Промежуточные (плюсовые) точки между пикетами обозначают только сторожками, на которых подписывают N пикета и + то расстояние, которое отмерено от пикета по ходу дороги.

Расхождение между отдельными результатами не должно быть больше 1/2000 на ровной местности и 1/1000 на неровной, заболоченной, заросшей. Сравнение результатов промеров ведется от одной вершины угла до другой. За окончательный результат принимается среднее арифметическое двух измерений.

Разбивку кривых закруглений выполняется после разбивки дороги. Разбивку круговой кривой ведут от ее конечных точек, начала и конца кривой (далее НК и КК), к середине кривой (далее СК). Разбивка кривой требует от пикетажиста знаний технических условий строительства автодороги. Разбивка кривой в трех главных точках сопровождается введением в измеренную длину трассы поправки Д (домера), а также выносом пикетов на кривую.

При разбивке кривых в соответствии с принятым интервалом устанавливают положение всех точек на кривой по оси дороги. В полученных точках находят направления нормалей к кривой и затем от оси дороги вдоль каждой нормали устанавливают положение всех точек поперечного профиля дорожного полотна в данном месте.

Геодезические работы при строительстве должны выполняться подрядчиком в объёме и с точностью, обеспечивающей соответствие геометрических параметров и требованиям строительных норм и правил.

Разбивку кривой производят в следующем порядке:

Теодолит центрируют в вынесенной на местность точке ВУ и наводят объектив на прямую ограниченную предыдущим пикетом

По этому направлению рулеткой или стальной лентой откладывают длину тангенса и закрепляют полученную точку НК колышком;

Прибор наводят на центр кривой по радиусу и устанавливают лимб на 0 градусов, затем наводят прибор на вбитый колышек отмеряя по лимбу величину угла поворота деленного напополам. Точное положение точки НК устанавливают гвоздем на колышке;

Наводят прибор, от НК на величину угла поворота отмеренного по лимбу, и отложив в данном направлении рулеткой или стальной лентой длину тангенса плюс домер получают точку КК, которую закрепляют колышком;

Из ВУ прибор визируют на точку НК и устанавливают лимб на 0 градусов, затем наводят прибор по радиусу, отмеряя по лимбу величину угла поворота деленного напополам и в этом направлении рулеткой или стальной лентой откладывают длину биссектрисы и закрепляют полученную точку СК колышком.

-
Рис.4.Схема разбивки горизонтальной круговой кривой

По окончании разбивки кривой вычисляют радиус разбитой кривой по формуле:

-

И сравнивают полученное значение с проложенным на местности, вешением по оси дороги.

Разбивка поперечных профилей земляного полотна

Поперечные профили земляного полотна, заданные в проекте, разбивают на прямых горизонтальных участках - через 50 метров; на вогнутых кривых через 10-20 метров; на горизонтальных и вертикальных выпуклых кривых - через 20-50 метров.

Разбивке насыпей следует давать запас по высоте на их осадку при уплотнении, который можно принимать в следующем процентном отношении, если грунт земляного полотна:

Песчаный, при высоте насыпи до 4 метров - 3%;

Супесчаный и суглинистый, при высоте насыпи до 4 метров - 8%;

Глинистый и пылеватый суглинистый, при высоте насыпи до 4 метров - 12%.

На каждом поперечном профиле обозначают колышками ось дороги, бровки и подошвы насыпей и выемок, а также кюветы, бермы, кавальеры, нагорные канавы и др. В случае мелких выемках колышек забивают в углублении, чтобы его верхний срез был на проектной отметке. У подошвы откосов насыпей и бровок выемок устанавливают откосники, обозначающие направление откосов.

При разбивке насыпей, возводимых в несколько слоев, применяются переносные шаблоны, которые устанавливаются в точках подошвы откоса насыпи, наклон визира шаблона устанавливается в соответствии с принятой крутизной откоса насыпи (выемки), что позволяет контролировать заложение откосов. При высоте насыпи до 2-х метров высотники устанавливают по оси дороги на каждом ПК и ПК+.

Разбивка границ откосов земляного полотна (подошв насыпей и бровок выемок) производится раздельно на каждом проектном участке вдоль поперечников или нормалей к кривым, проложенным во всех основных переломных точках местности и продольного профиля.

Рис.5.Схема разбивки выемки

Рис.6.Схема разбивки насыпи

Разбивку земляного полотна производят путем непосредственного откладывания вычисленных проектных элементов поперечного профиля земляного полотна от оси дороги.

.

Рис.7. Поперечный профиль насыпи в равнинной местности, при заложении ее откоса n не более 10

, где .

Рис.18. Поперечный профиль насыпи с водоотводными канавами

Разбивка дорожной одежды

Перед устройством дорожной одежды проверяют отметки земляного полотна путем нивелирования поперечников, определяя соответствие в натуре проектному поперечному профилю земляного полотна, наличие осевых и выносных закрепительных знаков и реперов.

В случае частичного или полного их отсутствия производится восстановление разбивки. Погрешности, допущенные при возведении земляного полотна, как показывает практика, исправить дорожной одеждой не удается. Поэтому контроль готовности земляного полотна во всех отношениях должен быть самым взыскательным.

При установке высотного положения каждого слоя дорожной одежды нивелировкой производится их увязка с высотными отметками земляного полотна.

Разбивка дорожной одежды начинается с расстановки маяков, являющихся ориентирами, на которых указывается толщина каждого конструктивного слоя дорожной одежды. Разбивку производят поперечниками, отстоящими друг от друга на расстоянии не более 50 м на прямолинейных участках; не более 20 м на вертикальных выпуклых кривых и не более 10 м - на вогнутых.

Маяки для подстилающего слоя, основания и покрытия устанавливают на обочинах, на расстоянии, обеспечивающим их сохранность до окончания устройства дорожной одежды.

Разбивку конструктивных слоев производят в следующей последовательности:

Находят ось дороги;

От оси в обе стороны рулеткой откладывают расстояние, равное половине ширины слоя;

В полученных точках кромки конструктивного слоя забивают колья на уровне верха слоя;

Промежуточные точки определяют при помощи визирок.

Разбивка дорожной одежды должна опережать строительные работы на одну-две смены.

Рис.9.Схема разбивки поперечника

Разбивка искусственных сооружений

Разбивку котлована под водопропускную трубу начинают с нахождения и закрепления продольной оси трубы, выполняя следующие действия:

Восстанавливают ось дороги;

Измеряют стальной лентой (дважды) расстояние от ПК до продольной оси трубы по оси дороги;

Забивают в полученной точке стальной гвоздь длиной 100-120 мм;

Центрируют над гвоздем теодолит и переносят в натуру угол между осью трубы и осью дороги;

Закрепляют полученную продольную ось трубы четырьмя контрольными столбиками, по два, на каждую сторону, установленными не ближе 3 м от границ котлована;

Переносят на контрольные столбики отметку ближайшего репера, а также отметки лотков входного и выходного оголовков;

Разбивают очертания котлована согласно разбивочному чертежу с закреплением его контуров колышками, забитыми на расстоянии 1,0-1,5 м от бровки котлована;

Производят разбивку подводящего и отводящего русел.

Точность плановой разбивки котлована должна быть в пределах 5 см. Закрепительные знаки (колышки с отметками, дополнительные реперы) сохраняются на все время строительства сооружения, до сдачи трубы в эксплуатацию.

Поврежденные в процессе работ разбивочные точки необходимо сразу восстановить.



просмотров