Как поменять масло в двигателе. Моторное масло — как часто надо его менять? Советы экспертов Что нужно чтобы поменять масло в двигателе

Как поменять масло в двигателе. Моторное масло — как часто надо его менять? Советы экспертов Что нужно чтобы поменять масло в двигателе

Силовой установке отводится главная роль для конструкции любых самоходных агрегатов. Но только своевременная и грамотная замена масла в двигателе обеспечит продолжительную бесперебойную работу.

Если режим эксплуатации техники нормальный, рекомендуется соблюдать интервалы процедуры, установленные производителем. Обычно информация даётся в технической документации, которая сопровождает транспортное средство. Уменьшение недопустимо, как и увеличение указанного промежутка времени. Не стоит расслабляться, даже когда на самих канистрах срок указывают увеличенный.

Но иногда замену требуется производить чаще, чем указано в инструкции. Это касается наличия следующих обстоятельств:

  1. Эксплуатация автомобиля в атмосфере с загрязнениями и большими количествами пыли.
  2. Применение топлива низкого качества.
  3. Сокращённые интервалы между остановкой силового агрегата и его запуском. Между этими моментами должно проходить максимум полчаса. Иначе требования нарушаются.
  4. Эксплуатация машины в городских условиях, с продолжительными периодами перемещения в пробках.
Моторное масло — незаменимая часть в работе автомобиля

Любые подобные обстоятельства предполагают сокращение сроков на четверть, а то и на более длинные промежутки.

Этапы замены масла

Производитель указывает объём жидкости в сопроводительной инструкции. Но рекомендуется пользоваться щупом для контроля уровня масла, поскольку возможность полного слива поддерживается далеко не всеми моделями. На прогретом моторе показатели всегда увеличиваются, об этом тоже надо помнить тем, кому интересен вопрос, как правильно поменять моторное масло.

Работы по подготовке

Первый шаг – подготовка необходимого инвентаря для смены жидкости:

  1. Под машиной будет темно, потому без фонарика не обойтись.
  2. Два ключа тоже приобретаются в обязательном порядке. При помощи одного откручивают сливную пробку, вторым снимают масляный фильтр.
  3. Для сбора отработки понадобится отдельная ёмкость. Можно пользоваться мисками, обрезанными канистрами. Главное – чтобы изделие помещалось под автомобилем, способно было вместить в себя весь объём.
  4. Сама канистра с новым маслом. Брать надо с небольшим запасом по объёму.
  5. Новый фильтр, который подходит конкретному автомобилю.

Замена фильтра

Фильтры применяются, чтобы очистить жидкость от различных примесей и частиц, которые затрудняют дальнейшую эксплуатацию. Эти детали начинают забиваться спустя 8 тысяч километров пробега. Если вовремя не произвести замену – перепускной клапан открывается, из-за чего в движке оказывается много грязи и посторонних частиц. Внешних сигналов может не поступать, но преждевременный износ в этом случае происходит.

В новый фильтр моторную смазку заливают до половины объёма. На внешнем корпусе устройства обязательно промазывается резинка. Тогда первый запуск будет смягчённым.


Процедура слива моторного масла

Порядок слива масла

Стандартный порядок замены жидкостей предполагает, что слив производится так:

  1. Машина устанавливается на ровной поверхности. Эстакада или смотровая яма – оптимальный вариант. Некоторые предпочитают загонять транспорт поверх кирпичей или других строительных блоков. Тогда передняя часть авто приподнимается, что облегчает слив жидкости. Но даже в этом случае отработка будет вытекать из двигателя не полностью.
  2. Установка на ручной тормоз или режим «паркинга» облегчает фиксацию транспорта в одном положении. Главное – чтобы машина не сползала в сторону, только в этом случае безопасность водителя обеспечена.
  3. Привод нужно прогреть до рабочей температуры, а затем – подождать немного. Это позволит деталям остыть, а владельцу – защититься от мгновенного ожога.
  4. Защитные панели блокируют доступ к поддону картера. От подобных частей тоже надо избавиться.
  5. Для предотвращения разбрызгивания масла ёмкость для сбора нужно установить заранее.
  6. Пробка в поддоне мотора откручивается. Сначала используется гаечный ключ, потом работа проводится вручную. Надо проследить за металлической или пластмассовой прокладкой на пробке – она может упасть.
  7. Для слива всего объёма старой жидкости потребуется всего несколько минут. Если небольшая часть отработанной жидкости остаётся внутри – это нормально.
  8. Если в старом масле много осадка, значит двигатель нужно промыть, прежде чем залить новый материал.
  9. Далее идёт замена масляного фильтра. Что нужно для замены масла в ДВС, уже было перечислено выше.

Порядок заливки

Жидкость заливается внутрь после полного слива старого масла и замены фильтра. Объём нового материала должен соответствовать тому, что написано в технической документации, сопровождающей автомобиль.

Допустимы лишь незначительные изменения в объеме – они не приведут к серьёзным последствиям. Но перелив или недолив могут стать проблемой, если они заметные. Недостаточное количество масла, к примеру, часто приводит к перегреву двигателей. Сильный перелив приводит к тому, что выдавливаются сальники из коленчатого вала.

В большинстве современных двигателей используются виды масел, которые классифицируются по нескольким признакам:

  1. Допуск либо стандарт качества автомобильных производителей.
  2. Качество по системе API или ACEA.
  3. Вязкость, по классификации SAE.
  4. В зависимости от химического состава. Эта характеристика позволяет выделить синтетические и полусинтетические, минеральные разновидности масел.

Залив масла

У многих современных автомобилей есть так называемые форсированные двигатели. Моторные масла синтетического состава – оптимальный выбор для смазки. Это значит, что в составе присутствуют только синтетические компоненты. Высокая стабильность физико-химических свойств стала главным преимуществом для составов. Порядок замены масла остаётся стандартным.

Масла синтетического происхождения продолжают справляться с функциями вне зависимости от того, в каких условиях эксплуатируется тот или иной мотор.

Есть и другие советы, которые дают владельцам автомобилей перед заменой жидкости.

  1. Экономить на качестве нельзя. Вот почему большинство водителей отдают предпочтение синтетике.
  2. Минеральные жидкости меняют каждые 7-8 тысяч километров после проведения плановой процедуры. Синтетику можно менять каждые 15 тысяч километров. Но эти рекомендации соответствуют европейским дорогам, условия на которых почти равны идеальным. В случае с РФ рекомендуется проводить процедуру раньше интервала, указанного ранее.
  3. На моторную смесь негативно влияют и такие факторы, как экстремальный стиль вождения, проведение времени в пробках. Жидкость разжижается, если температура вокруг повышается. Из-за этого начинают снижаться и защитные свойства. И требуется за более короткий промежуток времени заменить масло в двигателе.

Заключение

От конструктивных особенностей машины зависит, каким будет расход топлива при разных условиях. В технической спецификации всегда указываются допустимые показатели, этот фактор не стал исключением. Для одного мотора конкретный уровень будет нормой, а для другого станет главным признаком неисправности. В некоторых модификациях вообще не нужен долив жидкости от одной процедуры замены до другой. В большинстве случаев рекомендуют использовать щуп, чтобы контролировать уровень жидкости. Такой вариант подходит для большинства водителей.

Залогом длительной эксплуатации автомобиля является его регулярное обслуживание и замена расходных материалов, в том числе замена масел. Многие владельцы авто обладают для этого всеми условиями, например, собственный гараж со смотровой ямой, другие имеют возможность такими условиями воспользоваться для обслуживания своего автомобиля.

Таким автолюбителям полезно будет знать, как правильно менять масло в двигателе. Процедура эта несложная и не требующая каких-то особых навыков или специальных дорогостоящих инструментов. При этом владельцам новых автомобилей не следует забывать о сроке гарантии, предоставляемой дилерской сетью этой марки авто.

В таком случае процедура замены масла в двигателе должна выполняться на станции технического обслуживания с отметкой в сервисной книжке транспортного средства, иначе есть риск лишиться гарантии. Это обстоятельство может послужить единственным препятствием к самостоятельному обслуживанию своего «железного коня». Периодичность замены масла в двигателе определяется следующими факторами:

  • инструкция по эксплуатации автомобиля;
  • тип моторного масла (синтетическое, полусинтетическое, минеральное);
  • условия эксплуатации.

Информация в инструкции по эксплуатации, прилагаемой к каждому автомобилю, может дать общее представление о периодичности замены всех расходных материалов, в том числе и масел. Помимо инструкции, необходимо ориентироваться на условия, в которых эксплуатируется авто.

Если двигатель постоянно испытывает повышенные нагрузки или большая часть пробега происходит по пыльным грунтовым дорогам, период до следующей замены масла в двигателе следует сократить. Типы масел по своему составу также влияют на длительность периода между заменами. Например, масло на синтетической основе является более качественным продуктом и служит дольше и эффективнее.

Порядок замены масла в двигателе достаточно прост и состоит из нескольких этапов. Постараемся как можно подробнее осветить каждый этап, чтобы даже начинающий автомобилист мог разобраться, как самому выполнить эту операцию.

Подготовительный этап

Прежде чем приступить к замене масла в двигателе своими руками, необходимо подготовить следующие инструменты и материалы:

  • поддон для слива масла требуемой емкости, желательно достаточно широкий и с невысокими бортами;
  • ключ для пробки сливной горловины;
  • приспособление для откручивания масляного фильтра;
  • источник освещения (фонарь, переносная лампа);
  • заливная воронка;
  • резиновые перчатки;
  • защитные очки;
  • ветошь.

Приспособление для откручивания фильтра не является дорогостоящим, его можно приобрести в любом автомагазине. Оно окажется полезным, если вы решили постоянно обслуживать свое авто самостоятельно. Источник освещения необходим для работы под автомобилем. Лучше всего подойдет светодиодный фонарик, который можно закрепить на голове. Он не занимает руки и дает достаточное освещение. Теперь переходим к автомобилю.

  1. В самом начале, пользуясь инструкцией по эксплуатации транспортного средства, следует найти расположение заливной горловины, масляного фильтра и сливной пробки. Зачастую доступ к ним может быть ограничен (например, декоративным кожухом на двигателе или металлической защитой поддона картера), поэтому лучше заранее по возможности снять мешающие элементы. Исключение – защитная решетка поддона картера, ее нужно снимать позже, после заезда на эстакаду.
  2. Чтобы поменять масло в двигателе, требуется наличие эстакады или смотровой ямы. После установки на таковую, автомобиль следует зафиксировать на площадке с помощью ручного тормоза или противооткатных башмаков.
  3. Частично или полностью снять защитную решетку поддона картера (если он есть), после чего внимательно осмотреть окрестности сливной горловины. Дело в том, что при сливании струя масла может попасть на элементы подвески и брызгать во все стороны. Это зависит от конструкции авто, расположения двигателя и так далее. Для этого и необходим достаточно широкий поддон для отработанного масла, а также защитные очки на тот случай, если брызги попадут вам на лицо.

Слив отработанного масла

Чтобы правильно заменить масло в двигателе, его нужно прогреть. Масло разжижается, повышается его текучесть, что позволит хорошо опорожнить масляный картер и детали мотора. Не следует прогревать двигатель до рабочей температуры во избежание ожогов рук при замене масла. Лучше ориентироваться по прибору, показывающему температуру масла, он не должен показывать более 40 ⁰С.


Если такого прибора на панели нет – не беда. Соблюдая осторожность, нужно аккуратно прикоснуться к поддону картера при прогреве и остановить двигатель в нужный момент. С помощью ключа ослабляем пробку сливной горловины и откручиваем ее на 1-2 оборота, убеждаемся в наличии или отсутствии прокладки.

Затем подставляем поддон для слива отработанного масла и руками в резиновых перчатках начинаем выворачивать пробку. Важный момент: надо «почувствовать» по легкости вращения, что идут последние витки резьбы и при полном выкручивании немедленно отвести руку с пробкой в сторону от струи масла. После этого откорректировать положение поддона, чтобы все масло из двигателя попадало в него.

Случается, что пробка прямо из горловины падает в масло. Тогда придется ее оттуда выловить, после того как все масло стечет и остынет. Некоторые автолюбители, пользуясь гаражом в собственном доме, проделывают процедуру слива вечером, а продолжают уже утром, чтобы за ночь все масло из мотора хорошо вытекло.

Замена масляного фильтра


Рекомендуется хорошо смазать новый фильтр

Пока отработанное масло благополучно стекает в поддон, необходимо снять масляный фильтр. Для этого протираем его от грязи ветошью и сначала пробуем отвернуть руками. Если это удалось, откручиваем его, предварительно подложив снизу ветошь, чтобы лишний раз не вытирать от капель масла детали двигателя и другие элементы в подкапотном пространстве, на которые может попасть смазочная жидкость при снятии фильтра.

Ветошью необходимо вытереть и посадочный фланец фильтра на блоке цилиндров. Старый фильтр аккуратно положить отверстием вверх и приготовить к утилизации. Не всегда удается отвернуть масляный фильтр вручную. Во-первых, на некоторых автомобилях затруднен доступ к нему в силу конструкции и расположения двигателя. Во-вторых, попадаются масляные фильтры небольших габаритов, за которые не так-то просто хорошо ухватиться.

И в-третьих, резиновая прокладка «прикипает» к фланцу на блоке цилиндров и не дает сдвинуть с места фильтр. Для всех подобных случаев служит специальный ключ, с помощью которого можно без особого труда захватить корпус фильтрующего устройства в труднодоступных местах и открутить его. Недостаток один: при откручивании не исключено повреждение корпуса фильтра и вытекание масла, что вполне устранимо. Нельзя не отметить ряд «народных» рекомендаций по откручиванию масляного фильтра.

  1. Для надежного обхвата отрезают полосу наждачной бумаги средней зернистости и оборачивают ею корпус устройства перед откручиванием.
  2. Берут старый ремень привода генератора либо широкий кожаный ремень и делают на нем петлю. Ее надевают на корпус фильтра и тянут за конец ремня, чтоб сдвинуть устройство с места.
  3. «Варварский» способ: заостренным металлическим штырем небольшого диаметра пробивают корпус насквозь, берутся руками за концы с обеих сторон и откручивают фильтр. Здесь необходима осторожность и аккуратность, так как через дырки в корпусе неизбежно потечет масло. Нужно принять меры к тому, чтобы не облить им весь двигатель и не испачкаться самому, а остатки разлившегося масла тщательно вытереть ветошью.
  4. В некоторых случаях надо внимательно осмотреть место установки фильтра. Бывает, что снизу, из смотровой ямы доступ к нему будет гораздо свободнее и открутить его будет проще.

Берем новый фильтр и изучаем рекомендации по установке, которые написаны на упаковке либо на самом устройстве. Как правило, рекомендуется свежим маслом смазать резиновую прокладку на фильтре, после чего прикрутить его на место и затянуть вручную. Не переусердствуйте: при затяжке не следует прилагать больших усилий.

Залив нового масла

На этом этапе придерживаемся следующего алгоритма.

  1. Отодвигаем поддон со старым маслом в сторону, закручиваем пробку сливной горловины на место и аккуратно затягиваем ключом, прилагая среднее усилие. На этом работы под автомобилем закончены, нужно вытереть ветошью детали, на которые попало масло, и поставить назад защиту картера.
  2. Снимаем пробку заливной горловины, ставим в него воронку и заливаем новое масло. Перед этим необходимо вытащить щуп уровня масла и протереть его ветошью. Заливку продолжаем, ориентируясь по меткам на канистре и щупу уровня. Когда уровень достигнет нижней отметки min, останавливаемся и ожидаем 15 минут, давая всему маслу из двигателя стечь в картер. Следуя инструкции по эксплуатации автомобиля, повторно проверяем уровень и доливаем масло до отметки max либо до середины между этими двумя отметками.
  3. Тщательно протираем все места в подкапотном пространстве, на которое попало масло. Это делается, для того чтобы впоследствии на них не скапливалась пыль и грязь. Закручиваем пробку заливной горловины.
  4. Запускаем двигатель, не повышая его обороты, внимательно смотрим за красной лампой давления масла в системе. Через несколько секунд она должна погаснуть. Пару минут прогреваем мотор на холостых оборотах и съезжаем с эстакады или смотровой ямы. На этом все, замена масла в двигателе своими силами окончена.

Замена с промывкой


На тему промывки двигателя с помощью различных промывочных масел или химических доливок-пятиминуток бытует целый ряд неоднозначных мнений, противоречащих друг другу. Изложим ряд рекомендаций, как правильно поменять масло с промывкой, которые точно не нанесут вреда вашему силовому агрегату, зато принесут пользу.

  1. Хотя любое моторное масло содержит присадки, предназначенные очищать двигатель от нагара и отложений, промывка двигателя один раз на 3-4 замены масла будет ему только на пользу.
  2. Чтобы гарантированно качественно и правильно промыть двигатель и не испытывать при этом беспокойства за состояние своего силового агрегата, лучше всего это делать не с помощью разных промывочных масел или добавок, а тем же маслом, которым вы пользуетесь постоянно.
  3. Способ такой промывки заключается в том, чтобы заменить фильтр, залить свое новое масло и ездить на нем 2 дня без высоких нагрузок. Это нужно для того, чтобы при промывке двигателя исключить интенсивное появление нового нагара. На третий день следует снова поменять масло в двигателе с обязательной заменой фильтра, а следующий интервал между заменами сократить в два раза. Такой способ промывки принесет только пользу вашему двигателю.

Несмотря на кажущуюся легкость, процесс замены моторного масла имеет свои особенности. Инструкция по замене масла, изложенная выше, призвана помочь разобраться во всем детально, особенно автомобилистам с небольшим опытом.

Переоценить значение качественного моторного масла для двигателя автомобиля невозможно. Моторное масло обеспечивает эффективную смазку трущихся поверхностей подвижных элементов двигателя, осуществляет постоянную очистку камеры сгорания от нагара и отложений, выполняет отвод и перераспределение лишнего тепла от корпуса двигателя и смежных элементов. По мере использования, любое моторное масло теряет часть своих свойств, что для современных автомобилей может быть по-настоящему опасно. Сегодня даже далекий от технических подробностей автолюбитель понимает, что менять масло в двигателе нужно регулярно. Где заменить масло и какой способ замены масла выбрать? Попробуем разобраться.

В первую очередь нужно измерить уровень масла в двигателе, и определить, есть ли необходимость в доливке.

1. Для достоверной оценки необходимо припарковать автомобиль на ровной площадке. Если машина будет находиться под уклоном, измерение будет неверным.
2. Подождите, пока двигатель вашего автомобиля остынет. Если производитель автомобиля рекомендует выполнять замер на холодном двигателе, то лучше всего проверять уровень масла утром перед поездкой. Если же необходим горячий двигатель, то замер выполняется через непродолжительное время после остановки.
3. С помощью масляного щупа выполните оценку уровня масла в двигателе.
4. Оцените результат. Нормальный уровень масла должен находиться между отметками min и max на щупе. Если уровень масла ниже минимального, то следует долить масло. Количество масла, превышающее норму, тоже чревато последствиями для двигателя, поэтому, при необходимости, масло нужно будет слить до нормы.
5. Наконец, необходимо оценить масло на предмет металлических включений, элементов нагара, наличия запаха гари. Все это очень серьезные признаки, требующие незамедлительного обращения в сервисный центр.

Способы замены масла.

В настоящее время различают два способа замены масла в двигателе: классический и аппаратный (вакуумный, экспресс-замена).

При классическом способе автомобиль загоняют на эстакаду либо устанавливают на подъемник, где заменить масло в двигателе становится возможным через прямой доступ к сливному отверстию поддона картера. Двигатель должен быть разогрет до рабочей температуры, чтобы масло стало менее вязким, слив масла в таком случае будет более эффективным. Снимается защита картера (при наличии), отвинчивается крышка на маслозаливной горловине, и пробка с отверстия поддона картера и масло сливается в заранее подготовленную емкость (можно использовать любую ёмкость подходящего размера, например, пятилитровую пластиковую бутылку со срезанной горловиной). Количество слитого отработанного масла сравнивается со справочными показателями для конкретного двигателя автомобиля. Обычно такая информация указывается в документации производителя машины. Это позволяет узнать, насколько максимально излито отработанное масло.

Безусловно, при замене масла в двигателе, не следует забывать и о замене масляного фильтра , в противном случае продукты износа и нагара попадут в новое масло, и процедура замены масла окажется бесполезной. Далее в двигатель заливается новая порция моторного масла. Объем заливаемого масла должен соответствовать рекомендациям производителя двигателя.

На сегодняшний день все большую популярность у автовладельцев получает аппаратная экспресс-замена масла . Такие работы обычно проводятся в специализированных центрах, где заменить масло становится возможным через отверстие для масляного щупа при помощи специальных пневматических установок для сбора масла. Как правило, эти установки удаляют отработанное масло посредством разрежения. Они имеют различные щупы (гибкие и металлические), адаптеры для различных марок двигателей, оснащены прозрачными предкамерами для определения качества и количества заменяемого масла.

При замене масла в двигателе аппаратным способом двигатель должен быть разогрет до рабочего состояния. В отверстие для масляного щупа вставляется гибкая трубка, которую направляют до упора в поддон картера, чтобы исключить остатки отработанного масла в поддоне. Затем, за счет разницы в давлении, масло откачивается в специальный маслосборник для последующей утилизации. После чего меняется масляный фильтр и заливается новое масло.

Какой способ замены масла выбрать?

У любого из способов замены масла есть свои плюсы и минусы .

Бытует мнение, что классический способ замены масла позволяет слить большее количество отработанного масла и, особенно, осадок из металлических включений, нагара и грязи от некачественного топлива, чем при аппаратном способе замены. Это утверждение малоосновательно, ввиду серьезных конструктивных различий автомобилей разных производителей. На ряде современных автомобилей классическая замена масла может быть полностью исключена или крайне трудоемка.

Безусловным преимуществом классического способа замены масла можно считать возможность оценить состояние ходовой части и днища у автомобиля во время замены масла, ввиду того, что автомобиль находится на подъемнике или на эстакаде. Многие автомобилисты осуществляют, таким образом, полное техническое обслуживание во время визита к механику. Еще один плюс — заменить масло в двигателе классическим способом можно самостоятельно , поскольку использование специального оборудования не требуется. Достаточно иметь гараж со смотровой ямой, минимальный набор ключей и запас времени. Несмотря на относительную доступность процедуры, большинство автовладельцев предпочитают выполнять классическую замену масла на станциях технического обслуживания.

Автоматическая замена масла в двигателе требует более серьезного технического оснащения, поэтому может выполняться только в условиях автосервиса квалифицированными специалистами. Этот способ позволяет сэкономить не только время (процедура занимает всего 15-20 минут), но и деньги. Многие владельцы автомобилей отдают безусловное предпочтение этому способу, сравнив, сколько стоит заменить масло классическим и вакуумным способом, так как стоимость работ зачастую оказывается ниже, чем при замене масла классическим способом (особенно, если для классической замены необходимо произвести дополнительные работы по монтажу-демонтажу элементов, зарудняющих доступ).

Подведем итоги вышесказанного. Меняя масло в двигателе, нужно подходить субъективно к каждому автомобилю и его техническим характеристикам. Независимо от выбранного вами способа замены масла, существенное значение имеет и квалификация специалиста, производящего работы. Поэтому, принимая решение, где заменить масло в двигателе , учитывайте ряд важных параметров. СТО, выполняющая работы, должна быть укомплектована как квалифицированными специалистами, так и профессиональным оборудованием. А если вы планируете совершить покупку масла на СТО, то, безусловно, вам должны быть предоставлены все необходимые документы, подтверждающие качество предлагаемого масла.

Каждый обладатель транспортного средства, хочет, что бы эксплуатация сопровождалась как можно меньшим количеством поломок. Выполнение этого условия напрямую связано с уходом за узлами и механизмами агрегата. Поэтому, первое, с чем сталкивается пользователь, приобретая автомобиль, это периодическая замена моторного масла в двигателе.

Сегодня уже никто не подвергает сомнению необходимость проведения процедуры. Единственное, вокруг чего ведутся споры, это нюансы, связанные с периодичностью и методом проведения работ, а так же с характеристиками применяемых материалов. Что бы замена масла в двигателе не воспринималась, автолюбителем, как непреодолимая проблема, попробуем разобраться в деталях и расставить приоритеты по местам.

Задачи масла

Конструктивные особенности и принцип работы двигателя внутреннего сгорания приводят к тому, что детали агрегата постоянно взаимодействуют друг с другом, процесс сопровождается трением. Силы, воздействующие на механизм, постепенно изнашивают и приводят мотор в негодность. Кроме того, побочный эффект трения, сильный нагрев деталей, что приводит к физическому изменению свойств материалов, из которых состоит двигатель, а так же еще больше усугубляет протекание рабочих процессов.

Ни одна конструкция силовой установки, использующей принцип внутреннего сгорания, не обходится без смазки. Масло, это расходный материал механизма. Жидкости присущ ряд свойств, важнейшее из которых, вязкость, материал создаёт поверхностную плёнку на деталях и защищает мотор. Если бы не механизм смазки, двигатель не смог бы функционировать и соответствовать предназначению.

Синтетическое и минеральное масло:


Функции масла:

  • Образование поверхностной защитной плёнки на внутренних деталях двигателя;
  • Защита покрываемых поверхностей двигателя от окисления;
  • Отвод примесей и шлака от трущихся поверхностей двигателя к фильтрующему элементу;
  • Отвод излишков тепла от нагретых поверхностей двигателя;
  • Герметизация соединений деталей и узлов двигателя;
  • Передача и преобразование энергии.

В современных двигателях, гидравлический компенсатор клапанов, механизм, первый выходящий из строя по вине грязного масла. Не стоит говорить о том, какую роль играет деталь в работе мотора, тем не менее, масло, основная причина выхода устройства из строя.

Смысл и периодичность замены

Прежде, чем приступить к процессам замены, надо чётко определиться, зачем это делается. Учитывая функции, выполняемые маслом, понятны потребности двигателя в этой жидкости. Однако, микроскопические частицы, накапливающиеся в моторе, никуда не исчезают. Со временем, фильтрующий элемент, улавливающий грязь и отложения, переполняется. Частицы распределяются по системе смазки и действуют, как абразив, приводя к ещё большему износу. По этой причине, правильная замена масла в двигателе подразумевает соблюдение периодичности, применение масла, установленного стандарта, а еще замену фильтрующего элемента.

Масляный фильтр:


Периодичность замены масла напрямую связано с типом и конструкцией силового агрегата. Правильный ответ даёт только производитель, для этого ознакомьтесь с инструкцией на изделие. По стандарту, сроки устанавливаются исходя из пробега автомобиля. Для большинства двигателей внутреннего сгорания речь идёт о 7000-10000 километрах пробега.

Стоит учитывать, что на состояние смазки влияет много факторов. Так, замена масла в дизельном двигателе, проводится раньше, чем в бензиновом агрегате. Связано это с конструктивными особенностями мотора, большими тепловыми и силовыми нагрузками, и, как следствие, ранним износом установки. Помимо нагрузочного учитывается скоростной режим, вид используемого масла (минеральная основа смазки теряет свойства быстрей синтетической основы), климатические условия, перевозка тяжестей и другие параметры.

Самостоятельная замена

Замена масла в двигателе не сложный процесс, при желании, каждый владелец автомобиля выполнит процедуру своими руками, сэкономив деньги на сервис. При условии, что подошёл срок проведения работ, в наличие время, место и дополнительное оборудование, операция подразумевает следующие действия:

  • Ознакомьтесь с инструкцией к двигателю, у каждой модели мотора своя очерёдность операций. Необходимость применения инструментов (съёмников, отверток и прочее), а так же различных способов фиксации элементов повлияют на скорость процесса.
  • Подготовьте необходимые для замены инструменты и материалы (масло, фильтр, отвёртки, ёмкость для отработки, салфетки и прочее вспомогательное оборудование) в зависимости от модели и конструкции двигателя.
  • Установите автомобиль на ровной площадке, таким образом, что бы обеспечить доступ к поддону картера двигателя. Лучше использовать эстакаду, гараж с ямой, подъёмник. Если этого нет, воспользуйтесь кочкой, или приподнимите автомобиль домкратом, установив каждое колесо на устойчивую опору.


  • Перед сливом масла прогрейте двигатель до рабочей температуры. После прогрева открутите гайку в поддоне картера, откройте крышку залива масла и демонтируйте фильтрующий элемент.
  • Подождите, пока отработка не стечёт в подготовленную ёмкость.


  • По консистенции отработанного масла определите степень износа двигателя, а так же сделайте вывод о работоспособности вида масла.
  • На основании состояния отработанного масла, примите решение, пользоваться промывкой или нет.

Промывка в масло:

  • Установите новый фильтрующий элемент, перед тем как закрепить деталь смажьте маслом уплотнительную резинку. Это даст фильтру надёжно закрепиться на месте и поможет создать необходимое давление в системе.

  • Через горловину для залива смазывающей жидкости заполните систему свежим маслом до необходимого уровня. Контроль уровня проведите при помощи щупа, следите за тем, чтобы масло не выходило за метки «минимум» и «максимум».


  • После залива новой жидкости заведите машину, проконтролируйте, что бы погасла лампочка давления смазки. Затем дайте мотору поработать десять минут, заглушите и снова проверьте уровень. При необходимости, долейте масло. В этот период проверьте, нет ли утечки масла через уплотнения.


  • После прохождения автомобилем двадцати километров, контроль утечек и уровня масла проведите снова. В случае недочётов, устраните проблему.

Промывка двигателя

Иногда, проводя процедуру замены масла, владелец транспортного средства принимает решение воспользоваться жидкостью для промывки двигателя. Пользоваться таким средством надо осторожно, ознакомившись с инструкцией и чётко убедившись, что другого выхода нет. Нарушение правил применения и эксплуатации может повлечь дорогостоящий ремонт агрегата.

  • Приобретение автомобиля бывшего в эксплуатации. Новый владелец не уверен в том, какое масло применялось для двигателя и боится, что приобретенная им смазка не совместима с веществом, залитым ранее.
  • Переход с одного вида масла на другой, например, после применения масла на минеральной основе будет заливаться синтетическое средство.
  • Смена производителя масла. В этом случае речь идёт о риске несовместимости пакета присадок в применяемых жидкостях.
  • Эксплуатация в тяжёлых условиях, несоблюдение регламента работ с мотором, загрязнение масляных каналов.
  • Попадание в смазку горючего или жидкости охлаждения из-за неисправности мотора.

Перечисленные причины, повод для использования промывочных жидкостей, однако, если серьёзных предпосылок для использования веществ нет, лучше не рисковать и ограничиться классической заменой смазки.

Процедура промывки протекает в зависимости от того, какой вариант жидкости выбран:

  • Промывочное масло. Сегодня группа промывок встречается редко. Применение сводится к сливу отработанного масла, заливке промывочного и эксплуатации двигателя в течение двух, трёх дней в щадящем режиме на этом веществе. После чего промывка сливается и заливается стандартное масло.

Промывочное масло:

  • Добавка в отработку. Жидкость продают в виде 200-300 граммового концентрата, который добавляют в отработку дизельного или бензинового двигателя перед сливом. Либо в виде промывки, которую заливают после слива отработки. После попадания в двигатель, агрегату дают поработать пятнадцать, двадцать минут, сливают отработку и заливают свежее масло.
  • «Пятиминутка». Очиститель представлен в виде концентрата, который заливают перед сливом отработки и дают поработать мотору в течение пяти минут. После чего масло сливается, вместе с очистителем и заливается свежая смазка.

Промывка «пятиминутка»:


Учитывая то, что в состав очистителей входит щёлочь в большом количестве, применяя промывки, будьте готовы к последствиям, связанным с воздействием на резинотехнические изделия двигателя. Часто страдают сальники, изделие затвердевает и трескается. Кроме того, резкое воздействие на скопившиеся отложения, отрывает их и заставляет мигрировать по системе смазки, забивая приёмник масла, фильтр, масляные каналы.

Альтернативные способы замены

Очевидно, замена масла в двигателе не представляет сложности. Единственная проблема, с которой сталкивается пользователь, выполняя работы самостоятельно, это доступ к моторному отсеку. Этот вопрос решаем, машину устанавливают на бруски или кирпичи, фиксируют при помощи домкрата, главное, обеспечить подход к сливной пробке.

Стоит заметить, что помимо традиционной замены масла методом слива, есть и другие способы обслуживания автомобиля. Например, экспресс замена масла в двигателе. Принцип заключается в том, что смазка не извлекается из поддона методом слива, а выводится оттуда через отверстие щупа. Для самостоятельной замены, используют шприц для откачки масла. Перед проведением процедуры двигатель прогревают, после чего вставляют трубку в отверстие и откачивают масло, создавая вакуум в поддоне.

Ручной насос для откачки масла:

Способ замены не эффективен, использовать рекомендуется в случае крайней необходимости. Вакуумная замена масла в двигателе не обеспечивает полную очистку установки от примесей и взвеси, поэтому дальнейшая работа агрегата сопряжена с риском выхода из строя деталей и механизмов.

Сегодня на станциях технического обслуживания автомобилей встречается услуга по замене масла с помощью специальных устройств. Это так называемая, аппаратная замена масла в двигателе. Существует много противоречивых мнений по поводу этого метода. Как правило, автолюбители сравнивают его с гаражным способом извлечения масла через щуп, однако существует разница.

При удалении масла из полости двигателя аппаратным методом применяют специальную установку. Двигатель разогревают до рабочей температуры. В случае, когда применяют шприц, замена масла в двигателе выполнялась через щуп, этот метод предусматривает откачку жидкости через заливную горловину. Вставляется специальная трубка, создаётся перепад давления и масло в полном объёме вместе с примесями и грязью удаляется из резервуара.

Профессиональный аппарат для замены масла:


Предусмотрены насадки, трубки, устройства. Это даёт полную гарантию того, что обслужить можно любой тип агрегата. Однако, стоит отметить, что конструкция двигателей некоторых производителей не предусматривает аппаратную замену (например, Subaru). Для этих моторов в инструкции по эксплуатации прописан только классический слив масла. Вот почему, перед тем, как обслуживать установку, ознакомьтесь с технической документацией, предоставленной разработчиком.

Отметим, что традиционный способ более правильный и эффективный методом замены. Применение удаляет примеси в полном объёме. В случае с аппаратным методом, рекомендуется уменьшить промежутки между заменой, и проводить процедуру чаще. Некоторые автомеханики рекомендуют чередовать эти два способа, добиваясь максимальной оптимизации за счет применения разных технологий.

Силовой агрегат является ключевым элементом в конструкции любого самоходного транспортного средства. Долговечность и безотказность его работы во многом зависит от того, насколько правильно и своевременно выполняется замена масла в двигателе автомобиля. Роль смазки в обеспечении нормальной работы силового агрегата сложно переоценить.

Благодаря моторному маслу обеспечивается эффективная смазка трущихся поверхностей подвижных элементов мотора, осуществляется постоянная очистка камеры сгорания от нагара и отложений, выполняется отвод и рассеивание избыточного тепла от корпуса двигателя и деталей цилиндро-поршневой группы. Антикоррозионные присадки, присутствующие практически во всех видах моторных масел, позволяют защитить внутренние узлы силового агрегата от ржавчины.

Виды и классификация моторных масел

В абсолютном большинстве двигателей внутреннего сгорания как дизельных, так и бензиновых, используются моторные масла, которые классифицируются:

  • по химическому составу основы: минеральные, полусинтетические, синтетические;
  • вязкости (класс вязкости по SAE);
  • качеству (ACEA или API);
  • допускам или стандартам качества автопроизводителей.

Современные легковые автомобили комплектуются, как правило, форсированными двигателями, для смазки которых используется синтетическое моторное масло. Данный вид масел состоит из полностью синтетических компонентов. Такие продукты синтеза характеризуются высокой стабильностью физико-химических свойств; синтетические масла прекрасно выполняют свои функции при самых различных режимах работы двигателя. Стоит отметить, что именно широкое распространение «синтетики» послужило причиной увеличения ведущими мировыми автопроизводителями сервисных интервалов между заменой масла.

Технология замены моторного масла

Со временем любое моторное масло утрачивает часть своих свойств. Под воздействием высокой температуры, агрессивных продуктов сгорания топлива, их молекулярная структура претерпевает деструктивные изменения – отработавшее свой срок старое масло нужно заменить. Данная сервисная операция, как правило, проводится в условиях специализированной автомастерской, но может быть выполнена и самостоятельная замена масла. Выполнение данной операции не вызывает особых проблем и осуществляется с помощью стандартного набора инструментов: гаечных ключей, емкости для слива отработанного масла, съемника для масляного фильтра. Порядок замены масла следующий:

  • автомобиль поднимается на подъемнике или ставится на смотровую яму;
  • снимается защита картера (при ее наличии);
  • отворачиваются крышка на маслозаливной горловине и пробка сливного отверстия на картере двигателя;
  • после полного стекания отработанного масла проводится замена масляного фильтра.

Объем заливаемого в двигатель масла должен в точности соответствовать данным, указанным в спецификации на конкретный двигатель. Незначительные отклонения от нормы не приведут к серьезным последствиям, но существенные перелив или недолив моторного масла могут стать причиной повреждения силового агрегата. Так, например, недостаточный уровень масла нередко становится причиной перегрева двигателя со всеми вытекающими отсюда последствиями; сильный перелив может привести к выдавливанию сальников коленчатого вала.

Способы замены масла в двигателе

Классическим способом замены моторного масла считается слив отработанного материала через сливное отверстие в картере двигателя. Эту процедуру рекомендуется выполнять на станциях технического обслуживания, где есть необходимое оборудование (подъемники, емкости для сбора отработанного масла, специальный инструмент) и квалифицированный персонал. При каждой плановой замене масла в обязательном порядке производится замена масляного фильтра. Нередко в перечень предоставляемых услуг дополнительно включена замена топливного и воздушного фильтрующих элементов.

Стоит отметить, что в последнее время широкой популярностью пользуется экспресс-замена масла. Для полного удаления исчерпавшего свой ресурс моторного масла применяется портативная вакуумная установка, состоящая из компрессора, резервуара и специального полого зонда. Откачка масла осуществляется через отверстие для масляного щупа. Очевидными преимуществами данного метода являются оперативность и невысокая стоимость работ, а также отсутствие необходимости осуществлять демонтаж предохранительных (защита картера двигателя) и декоративных (пластиковые накладки на днище и крылья) кузовных элементов. Профессиональная экспресс или вакуумная замена масла проводится с использованием современного оборудования и обязательно сопровождается заменой масляного фильтра.

Периодичность проведения «масляного» сервиса

Рекомендуемый интервал замены масла указан в руководстве по эксплуатации автомобиля. Значение этого важнейшего сервисного параметра зависит от типа двигателя, его технических характеристик и эксплуатационных условий. Периодичность замены масла определяется автопроизводителем на основании строгих инженерных расчетов, длительных тестов и испытаний. Поэтому при проведении планового сервисного обслуживания автомобиля рекомендуется максимально точно следовать данным наставлениям.

Интервал, через который следует выполнять замену масла в двигателе, указывается в километрах или милях пробега, но параллельно с этими данными может обозначаться и временной период – 3 месяца, 6 месяцев или 1 год. Стоит отметить, что при принятии решения о замене масла параметр пробега является более весомым, чем фактор времени, особенно если эксплуатация авто проходит в интенсивном режиме.

Средний пробег, через который рекомендуется проводить замену старого масла на новое, для большинства легковых автомобилей находится в диапазоне от 8 до 12 тысяч километров. Приведенные интервалы замены являются среднестатистическими, но они могут быть скорректированы в зависимости от того, в каких условиях эксплуатируется транспортное средство. Важно помнить о том, что интервалы между заменой моторного масла нужно сократить вдвое, если имеют место следующие факторы:

  • применение топлива неудовлетворительного качества;
  • эксплуатация автомобиля в режиме такси;
  • интенсивная эксплуатация автомобиля в условиях городских пробок и заторов;
  • частая езда по пыльным и загрязненным автомагистралям;
  • эксплуатация в условиях экстремальных температур;
  • агрессивный или спортивный режим езды.

Четкое соблюдение сервисных интервалов замены моторного масла является ключевым фактором, благодаря которому обеспечивается не только долгая и безотказная работа двигателя, но и достигается существенная экономия топлива. Не стоит забывать и о том, что использовать для смазки двигателя целесообразно качественные оригинальные моторные масла, рекомендованные производителем для конкретной модели авто.



просмотров