Жизнь древних людей для детей. Путешествие в прошлое: жизнь и творчество первобытных людей

Жизнь древних людей для детей. Путешествие в прошлое: жизнь и творчество первобытных людей

Niramin - Авг 3rd, 2016

Первобытные люди появились на Земле около 2 миллионов лет назад. Очень трудно с точностью воссоздать их быт, но археология совершенствуется, и многие нюансы жизни древних людей нам уже доподлинно известны.

В суровых и опасных условиях в те времена невозможно было выжить в одиночку, и первобытные люди жили небольшими группами. У каждого человека были свои обязанности и права, вся добытая еда была общей, люди вместе защищались от хищников, вместе решали спорные вопросы.

Первые орудия труда (острый камень и палка) помогали улучшать нелегкий быт: с помощью камня можно было разделывать убитую добычу, а заостренная палка применялась на охоте, и ей можно было выкапывать корешки.

Вопрос пропитания стоял всегда очень остро, люди зависели от природы. Ведь при засухе нельзя найти ягод, а пожары могут отогнать от стоянок всех животных. Древний человек часто менял место обитания, племя переходило с места на место в поисках еды. Первобытные люди старались устраивать стоянки поближе к воде, ведь так проще нападать на стада животных, пришедших на водопой.

С помощью примитивных орудий труда еще невозможно было построить жилище самостоятельно, поэтому древние люди выбирали уже созданные природой – пещеры и ущелья. От сырости в пещерах не спасал даже огонь, прирученный человеком и заботливо охраняемый днем и ночью. Но, несмотря на такие сложные условия жизни, древние люди болели гораздо меньше, чем наши современники.

Смотрите как жили древние люди — на картинках и фото:





Древние люди у входа в пещеру.








1.1. Предпосылки возникновения и развития путешествий

Необходимость в перемещениях 1 и путешествиях 2 возникла у наших предков еще в глубокой древности. Причем термин «путешествие» можно трактовать буквально, так как «ознакомление» с новыми территориями было жизненно необходимо.

Перемещения (миграции) первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО), могли носить следующий характер:

1. Внутриэтнические миграции, когда перемещения происходили внутри территории, занимаемой ЭСО.
2. Этноэмиграция, участие в которой принимали отдельные группы ЭСО. Они выходили за пределы обитания своего коллектива и затем утрачивали с ним структурную связь.
3. Миграции собственно ЭСО. Это был наиболее часто встречающийся тип миграции в древности. Он, в свою очередь, мог носить характер:

Переселения ЭСО - перемещения его на новую территорию;
- расселения ЭСО - перемещения одной или нескольких частей первобытного коллектива на другую территорию без потери структурных связей с ЭСО;
- сегментации ЭСО - по форме представляющей то же самое, что и расселение, но с одновременным созданием собственного ЭСО мигрантов. Сегментацию ЭСО можно характеризовать и как этническую парципацию. Иногда в результате этномиграционной сепарации мог разрушиться (распасться) и сам ЭСО .

Первобытный коллектив, проживая на четко определенной территории, редко нарушал ее границы - это могло повлечь за собой столкновения с другими племенами, на чью территорию он вторгался. Территория обитания ЭСО не могла быть маленькой по размерам, так как она являлась «кормящим ландшафтом» для людей - уровня «присваивающего хозяйства».

Во внутриэтнической миграции принимали участие в той или иной степени все члены коллектива. Это были и сезонные миграции охотников, а впоследствии, когда появляется рыболовство - передвижения рыбаков за нерестящейся рыбой в реках или ее косяками в морях. В полной мере внутриэтническая миграция относится и к собирательству. В поисках съедобных растений, червей, насекомых, разнообразных личинок и т.п. люди должны были чуть ли ни ежедневно проходить многие километры по «своей» территории.

Этноэмиграция могла происходить по нескольким причинам. Группа охотников, рыболовов или собирателей могла удалиться на достаточно большое расстояние от своей территории обитания и по объективным причинам не смогла воссоединиться со своим коллективом. К объективным причинам можно отнести следующие факторы:

Климатические - разливы рек, извержения вулканов, сходы лавин, камнепады и др.;
- биологические - преследования группы людей хищниками или опасными для них крупными животными: мамонтами, шерстистыми носорогами и т.п.;
- социальные - погоня охотников первобытного коллектива за группой, вторгшейся на их территорию.

Вряд ли могли существовать сильные субъективные причины, заставившие первобытных людей покинуть свой коллектив. Жизнь не то что в одиночку, но и небольшой группой была просто невозможна во времена палеолита 3 и мезолита 4 . Недаром одним из наиболее страшных видов наказания было изгнание из племени. Это было осуждение на верную смерть или от хищников, или от голода.

Миграция первобытных людей представляла собой распространенное явление. Переселения были необходимы. Климатические изменения носили, как правило, весьма продолжительный характер: наступление ледников или межледниковые периоды исчислялись десятками и сотнями тысяч лет. Они несли постепенное изменение флоры и фауны. Но могли быть и скоротечные катаклизмы, например землетрясения, которые вынуждали людей покинуть данную территорию. Но на миграции влияли не в последнюю очередь антропогенные факторы.

Охотники чаще всего убивали молодняк и самок - на них было проще охотиться, и их мясо было вкуснее. Это приводило к подрыву популяции. Часто охотники во время загонной охоты истребляли животных больше, чем необходимо для их жизни. Это можно проследить на примере археологических раскопок в Со-лютре (Франция). Здесь, на площади, превышающей гектар, была обнаружена костная залежь толщиной более 5 м. Первобытные охотники уничтожили около 100 тыс. диких лошадей. Очевидно, что не все съедалось. Многие скелеты были в «анатомическом порядке». Это были скелеты животных, чьи стада полностью погибали, упав с обрыва. Аналогичная картина наблюдалась и в деревне Амвросиевка Донецкой области, где было уничтожено не менее 1000 зубров, что составляет половину всей популяции этих животных на сегодняшний день. В Старом Свете исчезли мамонты, мастодонты, шерстистые носороги, пещерные медведи и пантеры, гигантские олени, а в Новом Свете - хоботные, верблюды, лошади и др. В целом первопоселенцы в Америке истребили более 30 видов крупных животных. Разумеется, в исчезновении этих животных определенную роль сыграли изменения климата, повлекшие и изменения в их кормовой базе. Но антропогенный фактор, несомненно, был очень велик.

В эпоху верхнего палеолита произошло сокращение на 75% животных, чья масса была от 100 до 1000 кг, на 41% - тех, кто весил от 5 до 100 кг, и всего на 2% тех, чей вес был менее 5 кг . Это привело к кризису специализированной охоты, заставив людей не только «изобрести» новые виды оружия: бумеранг, лук со стрелами, копьеметалку, но и начать интенсивные поиски новых мест охоты, т.е. передвигаться , осваивая новые территории.

Собиратели часто устраивали палы: поджигали траву, чтобы дать возможность как можно быстрее появиться новым, более сочным растениям. В ряде районов не происходило восстановления прежнего растительного покрова, соответственно исчезали и животные. Людям приходилось искать новые территории. Особенно пагубно это отразилось на лесотундре в северных районах, чья зональная граница была отодвинута на юг.

Миграции как расселение также характерны для всего периода праистории человечества. Уже в эпоху палеолита на Земле проживало около 2 - 3 млн. человек. Но этот вид переселения переживал бум в эпоху неолита 5 , когда вследствие неолитической революции население увеличилось как минимум в 10 раз. Неолитическая революция осуществила переход от присваивающего хозяйства к производящему. Появилось земледелие и скотоводство.

В эпоху первого общественного разделения труда на оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов начинается дифференциация миграционных процессов в зависимости от вида деятельности. Демографический взрыв придал новую динамику рассматриваемым процессам. С началом неолитической революции происходит изменение обычных маршрутов, меняется их значение. Отныне надо отыскивать более удобные и тучные пастбища для скота, подбирать места для посева злаков, дающих максимальную урожайность. Вид деятельности кочевников-скотоводов прямо предполагал постоянные передвижения.

Расселение протекало чаще всего в форме интрузии. Это было характерно для земледельческих народов. Земледельческие племена вели, разумеется, оседлый образ жизни. Своеобразными «якорями» оседлости являлись засеянные поля, загоны для скота и каменные, очень тяжелые зернотерки.

Переселившись на новые пространства, земледельцы буквально «вгрызались» в него. Окультуренные участки прочно удерживались мигрантами, и на новые земли уходила лишь часть потомков. Развитие земледелия позволило начать создание антропогенного ареала культурных растений, возникла техника ирригации. Появление колесного транспорта позволило совершить прорыв за пределы густонаселенных территорий. В период энеолита расселение происходило в форме массовой стихийной земледельческой колонизации.

Для скотоводческих племен переселение часто носило характер инвазии, что действительно нередко было похоже на нашествие или нападение. Скотоводческим племенам, в отличие от их предков - охотников, часто приходилось отгонять свои стада во время кочевок через вражеские или засушливые территории.

В период присваивающего хозяйства миграции выступали в значительной мере как средство сохранения ЭСО. Многое меняется при переходе к производящему хозяйству. Культурные растения и одомашненные животные быстро распространялись по ойкумене, зачастую удаляясь от центров происхождения своих видов на десятки тысяч километров.

Знакомство с новыми территориями было важно охотникам, которые должны были выслеживать животных. Очевидно, что охотникам приходилось значительно удаляться от своих стоянок. Для того чтобы другие члены племени могли им помогать переносить или разделывать добычу, стали создаваться первые карты. «Картография» существовала повсеместно. Разумеется, карты не были совершенными. На земле при помощи камней, ракушечника, обломков дерева и кости, иногда даже и птичьих перьев делались эти первые карты. На них были обозначены безопасные пути, удобные проходы, броды, водопои, пастбища, норы и лежки зверей. Некоторые племена меланезийцев и полинезийцев использовали подобные «наглядные пособия» еще и в XX в. Но на таких, казалось бы, примитивных картах меланезийцы с древности умудрялись показывать даже направления ветров, течений, рифы и подводные коралловые острова в океане, что европейцы стали делать только в средневековье. Эти карты даже по сегодняшним представлениям впечатляют, ибо они охватывали территории свыше тысячи квадратных километров.

К древнейшим известным картам можно отнести те карты, которые выполнены на костях животных около 11-14 тыс. лет назад. Эти находки далеко не единичны: Якутия, юг Европы, Восточная Африка, Меланезия и др. Так, на бивне мамонта, найденном близ деревни Межиричи на Украине, вырезана карта поселения, расположенного на берегу реки (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Карта каменного века, изображающая жилища на берегу реки

Со временем, когда появляется пиктография, карты стали изображать и на стенах пещер. Вряд ли удастся разгадать все те значки, которые нарисованы рядом с животными в период верхнего палеолита в пещерах Ласко (Франция), Альтамирской (Испания), Каповой (Южный Урал) и др. Вполне вероятно, что это могли быть наиболее удобные охотничьи маршруты тех времен.

Собирательство непосредственно было связано с передвижением. Женщины и дети должны были менять свои обычные маршруты хотя бы сообразно изменению времен года. Если учесть, что собирательство было более стабильным, чем охота, и одновременно помнить, что это была, в основном, пища растительного происхождения (малокалорийная), то для того чтобы прокормить членов первобытного «стада», а это до 40 особей, надо было собирать ежедневно чуть ли не до центнера различных кореньев, листьев и плодов. Каков же должен быть по территории кормящий ландшафт, чтобы на протяжении определенного времени удовлетворять запросам того или иного первобытного коллектива?

Первобытные люди не могли часто менять место своего проживания хотя бы потому, что его надо было максимально укреплять против хищников, да и других крупных животных, а это всегда требовало больших и длительных по времени усилий.

Собирательство должно было быть не только результативным, но и максимально безопасным. И здесь также можно говорить о наличии определенных маршрутов.

Когда в жизнь наших предков вошло рыболовство, они сумели не только освоить реки, но на довольно утлых суденышках умудрялись выходить в открытое море, охотясь на глубоководных рыб, морского зверя и даже на таких исполинов, как киты.

В подтверждение того, что освоение мирового океана началось в эпоху первобытности, говорят и факты заселения людьми островных архипелагов Тихого океана и Австралии еще на рубеже палеолита и мезолита.

В эпоху первобытности начинают закладываться и первые «торговые» маршруты. Обмен осуществлялся не только с соседними племенами, где он носил характер «дарообмена», если взаимоотношения были дружественными, или «немого» - если натянутыми или враждебными. Иногда «товар» мог пройти сотни, а то и тысячи километров, прежде чем доходил до потребителя. Нужность того или иного продукта порождала спрос на него, его могли специально «заказывать».

На примере австралийских аборигенов и ряда племен Южной Америки были выявлены сходные черты в формировании и развитии обменных отношений, для реализации которых необходимо было преодолевать иногда весьма обширные пространства.

К эпохе неолита появляются специальные встречные пункты - прообразы рынков. Эти встречные пункты для обменных операций располагались, как правило, на стыке границ проживания нескольких дружественных племен. Очень часто праздники, на которые прибывали соседние племена, использовались и для обмена. Известно, что стали возникать специальные праздники, на которые собирались именно для обменных операций, т.е. торговли. Но договориться о получении необходимых товаров можно было и на церемонии похорон.

Активно развивалась посредническая торговля. Так, некоторые изделия находили более чем в 1000 км от места, где они были сделаны. Места произрастания или добычи того или иного продукта часто были четко локализованы. Это мог быть диорит, который использовался для производства топоров; охра - для раскраски тела; пичери - растение, из листьев которого производили наркотик, и др.

Фигура странствующего «торговца» считалась неприкосновенной. У австралийских «купцов» существовали специальные «посланнические жезлы», по которым их легко можно было узнать.

Со времени неолита активизируются обменные операции. Еще задолго до того как происходит третье общественное разделение труда и выделяются как социальный слой собственно купцы, племена «делегируют» своих членов на известные и малоизвестные им территории для добычи/обмена необходимых товаров.

В доисторические времена наши предки, «путешествуя», в основном руководствовались внешней мотивацией, т.е. объективными причинами, главной из которых было - выживание. Человек в те далекие времена был практически полностью зависим от природы. Любые природные изменения могли стоить жизни. Уничтожение конкретных животных и растений не подлежало восстановлению в эпоху палеолита и мезолита, люди еще не знали скотоводства и земледелия. Зачастую единственно возможным выходом из кризисной ситуации был исход из родных мест в надежде найти что-то лучшее.

А была ли внутренняя мотивация у людей, чья жизнь, полная опасностей, давала им не много времени для досуга?

Да, была. Австралийские аборигены по уровню своего развития в начале XX в. находились на неолитическом уровне. Европейские этнографы зафиксировали следующие характерные черты их жизни: «...Взаимные визиты и гощения представляют собой очень яркую и характерную черту быта всех австралийских племен. Визиты наносят друг другу разные группы даже тогда, когда они обитают очень далеко одна от другой. Эти визиты совершаются как целыми группами, так часто и отдельными лицами. Австралийцы предпринимают целый обход с визитами, которые продолжаются от нескольких недель до нескольких месяцев. Бывает, что какой-нибудь группе приходится провести в пути целую зиму, чтобы дойти до мест назначения» .

Принятие и хождение в гости можно характеризовать именно как внутреннюю мотивацию. Так, например, когда созревают плоды какого-либо дерева, растущего в местности, занятой одной группой, то со всех сторон собираются представители других племен, которые беспрепятственно допускаются хозяевами для сбора плодов. На примере туземцев северного Квисленда исследователи неоднократно могли наблюдать следующее: если на территории племени было изобилие какого-либо продукта, то для сбора или охоты приглашали соседей. Вообще, если запасов пищи было более чем на один день и ее не могли съесть, то приглашали соседние племена: если они находились на расстоянии 2,5 - 3,0 км - то специальными повторяющимися криками, а если дальше - то в определенных местах зажигали костры.

Выделение племен с производящим хозяйством (земледелие и скотоводство) из общей массы других племен привело со временем к первому общественному разделению труда: оседлое земледелие и кочевое скотоводство. Второе общественное разделение труда - отделение ремесла (кузнечного, гончарного, ткачества), когда шло производство изделий для обмена или продажи от других занятий, прежде всего важнейшего из них - земледелия.

Уже в неолите (а может быть, и раньше) стал складываться ритуал встречи гостей. Причем ритуал был различен для мужчин и женщин. Для того чтобы соседи могли отыскать племя, ушедшее со стоянки, на земле проводили борозду, направление и длина которой указывали, куда и на какое расстояние ушли хозяева. При этом надо отметить, что границы кормовых областей племен строго соблюдались.

К внутренней мотивации относятся и «эмоции новизны», выражающиеся в стремлении расширить круг средств, удовлетворяющих потребности, путем ознакомления со всяким новым, неведомым и невиданным предметом, и импульсивное стремление к экономическому общению.

Потребность в знакомстве с новыми многообразными явлениями жизни, относящаяся к внутренней мотивации, составляла одну из естественных черт характера человека начиная с эпохи первобытности.

«Брачные» путешествия становятся характерной частью быта при переходе от первобытного стада к родовой общине. Семейно-брачные отношения в первобытном стаде носили характер или промискуитета, или гаремный. С переходом к родовой общине брак внутри нее был запрещен. Брачных партнеров можно было искать только вне рода, в других кровнородственных коллективах. Это явление получило название экзогамии. Соответственно, чтобы выбрать себе жену, необходимо было совершить путешествие на территорию обитания соседней родовой общины. Отголоски этого явления можно увидеть в генеалогических мифах, традициях и поверьях. Таковы, например, сведения о 12 коленах древнего Израиля, 6 племенах индийцев, 4 филах древних афинян, 24 старейшинах гуннов и т.д. Брачные права и привилегии, установленные внутри определенной группы, развились в систему, на которой было построено общество периода родовой общины.

Подробный обзор и анализ экзогамных отношений можно найти у Л. Моргана.

Появление постоянного все возрастающего прибавочного продукта приводит в действие еще один фактор миграций - военный. Этот фактор, имея, в основном, внешнюю мотивацию, носит и некоторые черты внутренней, например самоутверждение. При переходе общества к так называемой «военной демократии» начинаются захватнические военные походы. Они становятся составной частью жизни людей в период перехода к раннеклассовым обществам. Военные походы начинаются во времена энеолита 6 , когда у тех или иных коллективов уже накапливается определенный излишек продукции. Во второй половине V тыс. до н. э. начинает изменяться социально-экономическая и демографическая ситуация в Передней Азии и на Балканах, создавая постоянную угрозу военных нападений на земледельческие центры. Это приводит к необходимости создания более крупные общественные системы - союзы племен.

В районах лесной зоны Центральной и Западной Европы наметился переход к подсечно-огневому земледелию 7 . Это также вызвало рост прибавочного продукта, начало социальной стратификации и, как следствие, начало военных миграций и переход к субплеменным объединениям. Только в эпоху бронзы массовая земледельческая колонизация стала приобретать планомерно-организованный характер, демонстрируя черты экспансии.

Передвижения первобытных людей имели множественную мотивировку, они являлись характерной чертой их образа жизни. Все сколько-нибудь важные сферы жизни первобытного коллектива были непосредственно связаны с миграционными процессами. Можно констатировать, что жизнь первобытных людей без «путешествий» была бы просто невозможна.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение понятию «путешествие».
2. Назовите виды миграций первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО).
3. В чем отличие внутриэтнической миграции от этноэмиграции?
4. Охарактеризуйте типы миграции собственно ЭСО.
5. Как климатогеографические и антропогенные факторы влияли на миграции в эпоху первобытности?
6. Каковы были внешние мотивы миграций в первобытности? Перечислите их и охарактеризуйте.
7. Существовала ли внутренняя мотивация, побуждавшая древних людей к путешествиям?
8. Что Вы знаете о первобытной картографии?

Литература

1. Алексеев В.П. Становление человечества. - М., 1984.
2. Алексеев В.П., Лершиц А.И. История первобытного общества. - М., 1990.
3.
4. Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения: Пер. с англ. - Минск, 1997.
5. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989.
6. Хейердал Т. Древний человек и океан. - М., 1982.
7. Шаповал Г.Ф. История туризма. - Минск, 1999.

1 Переместить - поместить, перевести в другое место. - Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1999. - С. 506.
2 Путешествие - поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха). - Там же. - С. 633.
3 Палеолит (от греч. palaios - древний и litos - камень) - древний каменный век. Палеолит подразделяется на нижний, средний и верхний (от 4-3 млн до 15 тыс. лет назад).
4 Мезолит (от греч. mesos - средний и litos - камень) - средний каменный век (15 - 10 (5) тыс. лет до н.э.).
5 Неолит (от греч. neos - новый и litos - камень) - новый каменный век (10 (5)-3 тыс. лет до н.э.).
6 Энеолит (от лат. aeneus - медь и греч. litos - камень) - медно-каменный век, сменяющий неолит.
7 При подсечно-огневом земледелии на предполагаемом к засеву участке первоначально вырубаются (подсекаются) деревья и кустарники, потом их на этом же месте сжигают, используя образовавшуюся золу в качестве удобрения.

Краткосрочный план урока истории Казахстана в 5 классе
Раздел долгосрочного плана:
Школа:
5.1.Жизнь древних людей на территории
Казахстана
Дата:
Класс: 5
Тема урока
ФИО учителя: Локтионова С.В.
Участвовали:
Отсутствовал
и:
Путешествие в жизнь древних людей
Учебные цели для
достижения на этом
уроке (ссылка на
учебную программу)
Цель урока
Критерий успеха
5.1.2.1 демонстрировать жизнь и быт первобытных
людей в творческой форме (рассказ, изображение,
постановка, макет).
Учащиеся продемонстрируют жизнь первобытных людей
через постановку
Учащиеся демонстрируют жизнь первобытных людей через
постановку
Языковые цели
Ключевые слова:
обработка кожи, сбор урожая, охота, рыбалка, мотыжное
земледелие,
рукоделие, ткачество, керамика, глиняные
сосуды
Серия полезных фраз для диалога/письма
В жизни и в быту древних людей произошли следующие
изменения:...
Следующие факторы повлияли на изменения в жизни
древних людей:...
То, что мы определили...
В итоге...
По мнению нашей группы...
Следующие причины / факторы......
....стали самыми главными достижениями
Судя по этому, … было важнее чем... потому что.....
Привитие ценностей
­ трудолюбие
­ терпеливость
Межпредметная связь
География, всемирная история, изобразительное искусство

Предшествующие
знания
знают о том, что мужчины занимались охотой, а женщины
собирательством; различают орудия труда древних людей:
дубина, палка­копалка, чоппер, чоппинг, наконечники стрел
и т.д.; умеют систематизировать орудия труда в
зависимости от рода занятий

Ход урока
Запланиров
анные
этапы урока
Начало: 3
мин
Середина:
3
мин

Виды запланированных упражнений на уроке
Ресурсы
Организационный момент (психологический настрой
«Пожелание друг другу»)
ИР: Работа с иллюстрациями:
 Определение группового соответствия «Виды
деятельности древних людей»
 Выход на тему урока;
 Учащиеся самостоятельно формулируют цель
урока;
Иллюстрации по
теме «Разные
виды
деятельности
древних людей»
ПР: Приём «Рассуждаем вместе»
 В каком периоде древние люди объединялись в
Учебник, КСП
стада, роды, племя?
Рассматривая картинки, уч­ся определят причину
объединения древних людей в разный период времени
ФО: жесты
ИР: Проблемный вопрос: приём «Секретный
предмет» (глиняная кружка, лук и стрелы, камень и
т.д.): что это такое и какое может иметь отношение к
уроку?
5
мин
Кинометафора: просмотр фрагмента из фильма
«Древнейшие люди»
 Какие произошли изменения в жизни и быту

2
мин
15
мин
древних людей?
 С какими трудностями столкнулись древние
люди?
 Что способствовало изменению в жизни и
быту древних людей?
ФО: похвала
Разминка: «Море бушует раз» (нацелена на умение
остановить момент, с последующим деление на
группы по одинаковым фигурам)
Групповая работа: Творческое задание
(Интерпретация):
Составьте сценарий кинофильма «Путешествие
в жизнь древних людей»
Используя стратегию «Стоп­кадр», изобразить
стоп­кадр из жизни и быта древних людей, опираясь
на полученные карточки с названием видов
деятельности. В группе обсуждают, и с помощью
движений инсценируют событие перед классом.
Задание­сцена:
1.Изготовление орудия труда из камня
2.Занятие собирательством и земледелием
3.Охота
Раздаточный
материал
Видеофрагмент
из видеоурока об
орудиях труда
древних людей
из видеоурока
по всеобщей
истории
«Древнейшие
люди»
(videouroki.net)
Разрезанные
картинки с
орудиями труда
древнейших
людей.
Правила работы
в группе на
доске.
Учебник,
шаблон таблицы
Листы А­4,

4. Разжигание огня
5.Рисование наскальных рисунков
6. Строительство жилища
7. Ткачество, обработка шкур
Дескриптор:


Знают какие изменения произошли в жизни
древних людей;
учащиеся безошибочно определяют вид
деятельности древних людей;
 могут последовательно изобразить изменения
в быту древних людей
ФО: сигнальные карточки
3.Используя стратегию
«Карусель» провести
взаимопроверку в группах, опираясь на демо­
лист
фломастеры
Карточки –
подсказки
Демо­лист
ПР: Стратегия «Деловая игра»
Составление диалога с выбором роли (учет рода
занятий предполагаемого собеседника):
Художник­земледелец
Строитель­ хранитель очага
Ткач­гончар
Охотник­собиратель
Старейшина­ребёнок
Дескрипторы:
­ соответствие теме,
­учет рода занятий предполагаемого собеседника;
­ наличие 4­8 реплик,
Критерии
оценивания:
Учащиеся
безошибочно
определяют род
занятий
соответствие теме
учет рода занятий
предполагаемого
собеседника
наличие 4­8 реплик
Дескрипторы
Услов.об
озн.
­
*
+
Лист
взаимооценки
Конец урока
3мин
Обратная связь: Билет на выход с урока
 На уроке я узнал…
 На уроке я не понял…
 Мне хотелось бы узнать

Охрана
здоровья и
соблюдение
техники
безопасности
Физминутка
Дифференциация – каким
способом вы хотите больше
оказывать поддержку?
Какие задания вы даете
ученикам более способным
по сравнению с другими?
Оценивание – как Вы планируете
проверять уровень освоения
материала учащимися?
 используя
разноуровневые
задания, мотивируя
на успех
 применяя
интерпретацию
Самооценивание
Сигнальные карточки
Взаимооценивание
по стратегии «Колесо знаний»,
«Карусель»
Рефлексия по уроку
Была ли реальной и
доступной цель урока
или учебные цели?
Все ли учащиеся
достигли цели
обучения? Если ученики
еще не достигли цели,
как вы думаете,
почему? Правильно
проводилась
дифференциация на
уроке?
Эффективно ли
использовали вы
время во время этапов
урока? Были ли
отклонения от плана
урока, и почему?

Общая оценка
Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиес преподавания и обучения)?
1:
2:
Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (касающиеся
преподавания и обучения)?
1:
2:
Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных

учеников на что обратить внимание на следующем уроке?

Разделы: История и обществознание , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентации к уроку



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме “Жизнь первобытных людей”;
  • привитие любви к истории.

Учебное оборудование: ПК, проектор, карандаши, кроссворд.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и задачи урока.

– На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали жизнь первобытных людей: их внешность, занятия, отношения между собой. Этот период времени учёные назвали первобытностью. (Слайд 1)

А чем этот период времени отличается от современности? Вот это мы в вами и выясним сегодня, повторяя изученный материал.

– И сейчас начинаем наше путешествие. (Слайд 1. После щелчка появляется карта игры.)

Игра-путешествие состоит из 5 станций. На каждой станции команды получают задания. Количество команд 2–4 в зависимости от количества учеников в классе.

Станция “Рассказкино”. На этой станции можно предложить выступить капитанам команд. (После выполнения задания необходимо нажать на кнопку “Домой”.)

Команда 1. Задание на карте.

– Показать материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших времён;

– предполагаемую область прародины человечества;

– древнейший район земледелия.

Команда 2. Подготовить ответ на вопрос “Чем первобытный человек отличается от животных и современного человека?”

Команда 3. Подготовить ответ на вопрос “Почему появилось неравенство?”

Станция “ Задачкино”. Команда выбирает одну из цифр и кнопкой мыши открывается слайд с задачей. (Возврат на слайд с цифрами - нажатие кнопки “Далее”, после выполнения задания полностью, нажать на кнопку “Домой”.)

Задача 1.

Одно из первобытных племён не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие “кремень”, “копьё”, “лодка”, “весло”, “огонь”, “шалаш”. Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Свою мысль докажите.

Задача 2.

Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота?

Задача 3.

Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.

Станция “Времянкино”. (При нажатии на название станции вы окажитесь на слайде с цифрами.) На слайде в разбросанном виде записаны даты. Необходимо расположить их на “ленте времени”. Дополнительный баллы может получить команда, выполнившая задание правильно и быстрее. (После выполнения задания полностью, нажать на кнопку “Домой”.)

Станция “Терминово”. (При нажатии на название станции вы окажитесь на слайде с цифрами.) Количество цифр может быть различным и работа со слайдом идет так же как и на станции “Задачкино”. От каждой команды выходит один из участников, выбирает цифру, при щелчке мышью на цифре открывается термин. После того, как получен ответ. Для возврата на слайд станции нажать на кнопку “Далее”. (После выполнения задания полностью, нажать на кнопку “Домой”.) История, орудия труда, родовая община, племя, неравенство, археология, религия.

Станция “Кроссвордово”. (При нажатии на название станции вы окажитесь на слайде с цифрами.) На этой станции дети решают кроссворд. Можно ограничить время. Подсчёт баллов от количества верных ответов. Приложение 1 . (После выполнения задания полностью, нажать на кнопку “Домой”.)

После возврата на слайд с названиями станций. Необходим щелчок мыши и вы окажитесь на слайде, где перед учениками появиться вопрос, поставленный в начале урока. Что такое ПЕРВОБЫТНОСТЬ? Ещё один щелчок – и появляется определение и черты первобытности. Вывод записать в тетрадь.

3. Подведение итогов. Выставление оценок.

4. Домашнее задание. Рисунок первобытного человека.

Процесс познания человеком окружающего мира в той или иной степени связан с путешествиями. Потребность в установлении торговых связей заставляла людей отправляться в далекие неведомые края. Первые сведения о путешествиях и их роли в появлении великих культур дошли до нас в виде мифов, легенд, сказаний, библейских текстов и свидетельств древних авторов

Сведения о первых путешествиях содержатся и в древнем литературном памятнике Шумеро-Акадской культуры «Сказание о Гильгамеше». Там подробно описывается путешествие героя из города Урук во враждовавший с ним город Киш с целью установления мира и торговых связей. Путешествие длилось две недели, и было полно опасностей и приключений. Согласно этим письменам, шумерская культура считается одной из древнейших. По преданию, первые поселенцы появились в южной Месопотамии еще X – IX тысячелетии до н.э. Своей родиной шумеры считали один из островов в Персидском заливе. Достигнув «большой земли», шумерские путешественники осваивали искусство вождения речных судов.

К концу IV тысячелетия до н.э. возникли шумерские города, ставшие центрами торговли и ремесла. Имеются даже фрагменты географических карт, изображавших земли древнего Шумерского царства.

Первое централизованное государство, сведения о котором дошли до нас, возникло в третьем тысячелетии до н.э. Правителем этого государства был Саргон Великий. Самым знаменитым из городов Месопотамии был легендарный Вавилон, расположенный на реке Евфрат. Название этого города переводится как «Врата Бога». По тем временам (VII век до н.э.) этот город был гигантских размеров с фантастической для этого периода численностью населения – 1 млн. человек.

Путешествия на Древнем Востоке являлись составной частью образа жизни людей. Так как путешествия были сопряжены с опасностями, путешественник воспринимался как отмеченный богом человек. Перед путешествием совершались обязательные обряды и жертвоприношения. Подобные примеры можно встретить в эпосе о Гильгамеше. К библейским путешественникам можно отнести пророка Моисея, водившего свой народ по пустыне в поисках лучших земель, Ноя, который в своем ковчеге спас от Всемирного потопа все живое.

Другим центром мировой цивилизации был Древний Египет. Сама природа способствовала навигации по полноводному Нилу, протекающему через всю страну с юга на север. Египтяне составили карту освоенной ими части Нила, проследив его течение более чем на 2 000 км. Благодаря этому египтяне достигали находившейся к югу от страны Нубии и контактировали со средиземноморскими странами, лежащими на севере и северо-востоке (острова Эгейского моря и остров Крит).

Из центральной части страны начинался караванный путь, вел к Красному морю, а оттуда в страну Пунт. Пунтом (точнее Пуином) древние египтяне называли страну в Восточной Африке, расположенную на побережье Аденского залива. Первое исторически доказанное плавание египтян в страну Пунт состоялось в XXVI веке до н.э. при фараоне Сахуре.

В VI в. до нашей эры по заданию египетского фараона финикийцы предприняли путешествие вокруг Африки. Финикийцы отплыли из Эритрейского моря (Красное море) и вышли в Южное море (Индийский океан). Именно стараниями финикийцев был открыт Гибралтарский пролив, и появилась возможность выйти к западным берегам Европы, Британским островам и западному побережью Африки. Они заложили при выходе в Атлантический океан города Кадир (Кадис) и Тингис (Танжер).

Заслуги финикийцев в области географических открытий значительны. Прежде всего, финикийцы дали название двум материкам Старого Света. Из их названий у древних греков позднее произошли названия «Азия» и «Европа». Финикийцы первыми изобрели способ упрощения древнего иероглифического письма и заменили иероглифы буквами алфавита, в котором каждый знак имел значение определенной комбинации звуков.

Путешествия и открытия велись всеми народами мира. Не составляют исключение в этом плане и такие центры человеческой цивилизации, как Китай и Индия.

Таким образом, во всех основных цивилизациях древности активно совершались путешествия и походы с различными целями. Человечество развивалось и осваивало новые территории. Несомненно, что колыбелью всей европейской культуры является античная культура.
Лекция 3 – ПУТЕШЕСТВИЯ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ

Корни европейской цивилизации уходят в далекие легендарные времена Критской культуры, или, как ее еще называют, Минойской (по имени критского царя Миноса). Возникшая в середине III тысячелетия до нашей эры на острове Крит, Минойская культура, достигла своего расцвета к XVII – XVI вв. до н.э.

Столицей Крита был город Кносс (недалеко от современного Ираклиона). У критян была своя письменность, первоначально в форме иероглифов, а затем линейное письмо, которое до сих пор не расшифровано. Они обладали обширными познаниями в математике, астрономии, устройстве мира и вселенной. Критяне говорили на особом, отличном от греческого, языке, о котором мы ничего не знаем. XIV – XII в. до н.э. были расцветом микенской культуры. Из египетских источников известно, что ахейцы совершали набеги на Египет, Малую Азию и другие страны. Причиной гибели Микенской культуры стали дорийские племена, пришедшие с севера Балканского полуострова. Они и заложили основы древнегреческой цивилизации. А Крито-Микенская культура исчезла. Лишь ее осколки дошли до наших дней.

С XII в. до н.э. можно говорить о зарождении цивилизации Древней Греции. Причем, с XII по VIII вв. до нашей эры историки называют «темным периодом» развития этой эпохи. За это время стерлись все воспоминания о Крито-Микенской культуре.

Древние греки свободно плавали по Эгейскому морю до берегов Малой Азии и обратно, хотя эти путешествия были не лишены опасностей и приключений. История странствий легендарного Одиссея не нуждается в комментариях, так как поэмы Гомера переведены на все языки. В Древней Греции путешествия достигают наибольшего подъема в V – IV вв. до н.э. Этот же период является расцветом философии, искусства, математики, астрономии, космологии и других наук. Цивилизационными центрами были Малоазийские города – Милет, Эфесс и Колофон. Но центром притяжения были Афины.

С целью познания мира мудрецы, натурфилософы и поэты отправлялись во все концы света. Практически все крупные древнегреческие философы осуществляли дальние странствия. Не только знания привлекали путешественников в эти страны. Их привлекали грандиозные древние памятники архитектуры. При посещении египетских памятников путешественники нередко оставляли на их стенах короткие записи – «граффити», что в переводе с итальянского означает «нацарапанные».

Одним из первых ученых путешественников был Геродот, который по выражению Цицерона является «отцом истории». Геродот путешествовал в течение 10 лет (с 455 по 445 гг. до н.э.), и все свои наблюдения изложил в 9 книгах, каждая из которых назвалась по имени одной из муз. В своем знаменитом труде «История» Геродот описал не только историю многих народов, но и этнографические приметы, т.е. описание черт лица, цвета кожи, типа одежды, быта, обрядов, народных примет, общего уклада жизни и т.п. До нас дошли лишь отрывки его сочинений, но главное в том, что Геродоту принадлежит слава первого греческого туриста, так как в отличие от своих предшественников, он странствовал не ради достижения каких-то иных целей, а ради самого путешествия, т.е. ради удовольствия, удовлетворения собственной любознательности и любопытства.

В VII–VI вв. до н.э. этрусская цивилизация достигла своего расцвета. К этому времени она сравнилась по своему влиянию на море с такими великими морскими державами, как эллинская и Карфаген. В эту эпоху путешествия совершались в основном с экономическими, политическими и военными целями. Одним из примеров путешествия с экономическими целями явилось путешествие греческого купца Пифея.

Пифей обогнул с запада Британский полуостров, и через Северный пролив между Британией и Ирландией вышел в Атлантический океан. Пифей попытался достичь земли «Туле» (ныне остров Исландия). Никто из древних греков и даже римлян не заходил так далеко на север. Сведения о путешествиях Пифея противоречивы. Но северное путешествие Пифея и его достижения – бесспорны. Интересы древних греков были весьма разнообразными. Они обращали свои взоры во все концы света. Древним грекам принадлежит первенство европейцев в плавании к берегам Индии. Но, справедливости ради, надо сказать, что греки пользовались сведениями, которые они получали от египетских путешественников

Греция является родиной спортивного туризма. Олимпийские игры проходили раз в четыре года и начинались с первого новолуния после летнего солнцестояния. Местом проведения Игр была Олимпия. Все отправляющиеся в Олимпию признавались гостями Зевса. Среди них существовали и почетные гости, которыми признавались депутаты городов и феоры. По случаю Олимпиады всегда устраивалась большая ярмарка. Туристы осматривали древние храмы, слушали гида, рассказывающего различные легенды. Кроме Олимпийских были и другие игры, носившие общегреческий характер: Истмийские, проходившие на Коринфском перешейке, как и современные Игры доброй воли, раз в два года; Немейские, проводившиеся в Немейской долине Арголиды, около храма Зевса, также раз в два года; Пифийские, проходившие, как и Олимпийские, раз в четыре года в Крисе (Фокида).

Благодаря путешествиям развивается картография. Древнегреческие ученые создают первые в Европе географические карты. Их создание приписывают философу Анаксимандру – ученику легендарного Фалеса. Милетские ученые ориентировали свои карты по сторонам света, использовали названия частей света. Границу между Европой и Азией большинство ученых Древней Греции проводило по Танаису (Дону).

Рассматривая путешествия эпохи эллинизма, нельзя не отметить военные походы Александра Македонского, длившиеся в течение 10 лет. В античном мире эти походы считались неслыханным, почти легендарным подвигом. Слава о блестящих военных победах великого Александра нашла отражение в народных преданиях всего средневековья.

Наивысшего расцвета Римская империя достигла в I – II вв. нашей эры. Путешествия могли осуществляться благодаря наличию прекрасных дорог. Размеры Римской империи и проблемы управления ею явились причиной создания густой сети дорог. В основном римляне развивали дорожную систему, исходя из военных потребностей. Римские дороги строились по всем правилам инженерного искусства. Их строительство начинается в 312 г. во времена правления императора Константина. Существовали специальные карты дорог с обозначением станций, где можно было остановиться на ночлег.

В Древнем Риме была создана сеть государственных гостиниц для того, чтобы окупить строительство дорог. Эти гостиницы строились через каждые 15 миль. Существовали два типа гостиниц. Гостиницы, которые предназначались для патрициев, назывались мансионами. Для плебеев были гостиницы похуже, в основном частные, которые назывались стабуляриями. Это были обычные постоялые дворы, где можно было поесть и отдохнуть без удобств, накормить или поменять лошадей, починить повозку и т.п. В массионах встречаются элементы туристского сервиса и обслуживаня (прачечные, комнаты для отдыха и развлечений, таверны и прочее).

В Древнем Риме существовали уже и путеводители, в которых не просто указывался тот или иной маршрут, но и описывались достопримечательности, встречающиеся в пути, отмечались гостиницы и давались цены.

Первым специалистом-страноведом можно назвать Страбона (64 – 23 гг. до н.э.). Страбон путешествовал всю свою жизнь. Он объехал Малую Азию, побывал в горах Тавра (Крыма) и у подножия Кавказских гор, посетил Кикладские острова и обошел Балканский полуостров, основательно изучил все памятные места на Апеннинском полуострове, а также Египет.

После завершения путешествий Страбон написал главный труд своей жизни – «География» – в 17 книгах. Этот труд представляет собой итог географических знаний античности. Он большей частью сохранился и является важным историческим памятником. Страбон написал еще «Исторические записки» в 43 книгах, которые не сохранились. Путешественниками в Древнем Риме были императоры (Траян, Адриан, Марк Аврелий), полководцы и ученые. В эпоху Древнего Рима появляется даже философия туризма. Луций Анней Сенека (4 – 65 гг. н.э.) в «Письмах к Луцилию» обосновывает идею о том, что для туризма необходимо «выбирать места здоровые не только для тела, но и для нравов».


Похожая информация.




просмотров